Бренд или не бренд
После того, как известный российский дизайнер Артемий Лебедев представил на своей страничке разработку туристического бренда Осетии, в социальных сетях произошёл эффект разорвавшейся информационной бомбы, вызвав самую неоднозначную реакцию.
Руководитель комитета Северной Осетии по туризму Заурбек Кодзаев пообщался с газетой «Слово» и рассказал про визуализацию единого туристического логотипа знаменитого дизайнера Артемия Лебедева, побывавшего несколько месяцев назад во Владикавказе.
- Как получилось, что к разработке логотипа был приглашен Артемий Лебедев?
- Мы находились в поиске дизайнера для разработки туристического логотипа, и мне предложили посмотреть работы Артемия Лебедева. При этом я понимал, что его имя на слуху, он популярная личность и может не согласиться взяться за эту работу. В результате я зашел на его сайт и буквально «залип» на полдня. После состоялось наше общение - это была попытка узнать стоимость работы, и в какие сроки он сможет уложиться. Мы услышали очень адекватную цену и адекватные сроки. Все это звучало как хороший бонус.
- Многих осетинских дизайнеров интересует вопрос: почему не был объявлен конкурс?
- Мы должны были оперативно до конца года выполнить задание, поэтому на конкурс просто физически не оставалось времени. Но никаких проблем нет. В настоящее время любой местный дизайнер может обратиться в комитет по туризму со своими предложениями. Сам логотип только появился, жизненный цикл у него долгий, он может постоянно видоизменяться.
- Значит то, что разместил Артемий Лебедев, не окончательный вариант?
- Это окончательная работа в его части, а правила пользования логотипом мы разрабатываем сами. Как только этот документ будет готов, мы его выложим на сайт комитета, а также в портал. Все смогут пользоваться им в общем доступе, это будет бесплатно и безвозмездно. Я хочу подчеркнуть, что логотип создан, для того чтобы сделать наш туристический продукт узнаваемым, он не продвигает наш туризм.
- То есть говорить о том, что туристы ринутся отдыхать в Северную Осетию, увидев то или иное исполнение логотипа, как минимум нелепо? Вы хотите сказать, что люди едут за качественными услугами, а не из-за того, что их соблазнил туристический логотип. Мы правильно вас поняли?
- Да, именно. Продукт - это одно, логотип - совсем другое. Логотип сопровождает продукт, он делает его узнаваемым, его нельзя назвать двигателем продукта. Любой турист первым делом заходит в Интернет, вбивает направление, собирает информацию о том месте, куда планирует поехать, при этом сам логотип никакого влияния на его выбор не оказывает. Поэтому когда мы готовили логотип, пригласили Лебедева в Осетию, чтобы он как посторонний человек, как потенциальный турист ощутил дух нашего края. Чтобы он ощутил, что ему первое приходит ассоциативно с Осетией. Артемию устроили экскурсию по Владикавказу, Куртатинскому ущелью, городку мертвых в Даргавсе, куда мы проехали через Кармадон.
- Как планируется использовать логотип?
- Логотип планируется использовать, как в деловой переписке органов государственной власти комитета по туризму, в данном случае это письма, папки, визитки, буклеты, подарочные пакеты, так и в активном туризме. Речь идет о сувенирной продукции с логотипами, которые мы будет утверждать - это майки, бейсболки, подарочные наборы, рекламные акции, баннеры и т.д.
- Почему логотип в виде треугольников?
- Потому что именно геометрические фигуры легко запоминаются, они легко врезаются в память и восприятие более простое. Были нарисованы семь гор, которые не имеют сакрального смысла. Говорю об этом, потому что многие из тех, кто писал в соцсетях, пытались найти в количестве горных вершин сакральный смысл. Его нет. Просто семь вершин смотрятся красиво. Кроме того были дополнительно разработаны паттерны. (Паттерн в дизайне выглядит, как набор повторяющихся в определенном порядке элементов, которые вместе составляют уникальный узор. Эти элементы имеют обширную сферу применения, в которую входят веб-дизайн, фирменный стиль компаний, дизайн интерьера или одежды, полиграфия, упаковка прим.ред.)
Как объяснили разработчики, так как наш символ снежный леопард, они посмотрели расцветку, она, конечно, не яркая, и чтобы сделать ее более узнаваемой, этим краскам придали яркость. Также они разделили их на летние и зимние.
- Можно будет где-нибудь купить эту продукцию с таким логотипом?
- Вы не пробовали связаться с Лебедевым и узнать его реакцию на бурное обсуждение логотипа в соцсетях?
- Как реагирует руководство республики на обсуждение бренда в социальных сетях? Не было рекомендаций пересмотреть работу известного дизайнера?