Новоуральский фантаст Евгений Гаглоев, известный сериями книг "Зерцалия", "Пардус" и множеством других произведений современного молодежного фэнтези дал "Слово" интервью. Автор рассказал о своих осетинских корнях, о том, где кроется главная драма писателя, и возможен ли в его творческой биографии "осетинский" проект.
- Каким я был в детстве? Наверное, обычным подростком. Интернета и всяческих гаджетов у нас не было, поэтому мы просто носились с друзьями по улицам, проводили время в играх на свежем воздухе. Переживали различные веселые приключения. Очень любил читать, а еще ездить с родителями куда-нибудь. Учился не слишком хорошо, но и не плохо. Твердый "хорошист". Самым нелюбимым занятием в школе было писать сочинения. Знать бы, во что все это выльется в будущем... Первое свое литературное произведение я написал как раз в школе. Это было вольное продолжение "Волшебника Изумрудного города" Александра Волкова, отпечатанное на 10 страницах. "Фанфик", как сейчас говорят. Конечно, сегодня не могу без содрогания вспоминать то творение, но все же это был первый опыт.
- А когда состоялся уже более серьезный и профессиональный авторский дебют?
- В восемнадцатилетнем возрасте, в качестве автора сценариев для коротких комиксов в газетах го рода, затем были небольшие статьи, заметки, рецензии. Ну а сейчас уже можно говорить о долголетнем сотрудничестве в качестве внештатного автора с несколькими периодическими изданиями, множестве статей и очерков о кино, были публикации и в московских журналах "Мир фантастики" и "Музыкальный журнал". Плюс несколько подписанных договоров с известными издательствами.
- Евгений, опишите чувства, эмоции, когда впервые увидели свою книгу на книжной полке магазина. Это поменяло Вашу жизнь? Как было до и как стало после.
- Это сложно описать словами. К изданию своей первой книги я шел почти шесть лет. Поэтому, когда взял ее в р у к и . Конечно, это большая радость и душевный подъем. Еще отраднее потом сознавать, что книга популярна, что она пользуется спросом и хорошо покупается в магазинах. А значит, твое творчество интересно и твои истории смогли понравиться читателю, захватить его, найти некий отклик в его душе. Все это - хороший стимул для дальнейшей работы. Хочется писать еще и постоянно совершенствовать свое мастерство. Первой книгой был роман "Кошачий глаз", кстати, он имел довольно скромный успех. Популярность пришла в 2013 году с выходом первой книги серии "Зерцалия", выпущенной издательством "Росмэн". Именно она и дала старт буду щей карьере.
- Какая книга принесла первые серьезные деньги? На что потратили гонорар?
- Как раз роман "Зерцалия. Иллюзион". Самый успешный и самый кассовый мой проект. Деньги потратил на новый ноутбук - свой главный рабочий инструмент.
- Какой Вы, когда находитесь в процессе на писания. Вас, возможно, ’’теряют’’ друзья, родные ходят на цыпочках - "Евгений работает!’’...
- Да, меня лучше не отвлекать. Но я редко ухожу с головой в книгу на несколько дней. Всегда находится время для семьи и друзей, активного отдыха.
- В Осетии фамилия Гаглоевых известна благодаря писателю Владимиру Гаглойты. Знакомы с его творчеством? Получается, талант к писательству - фамильная черта…
- В библиотеке моего отца была книга Владимира Гаглойты, но я ее так и не прочитал. Возможно, пора исправить эту ошибку.
- Вы живете не в Осетии, насколько получается быть привязанным к традициям и обычаям своего народа?
- У меня все сложно с биографией. Папа - осетин, мама - русская. Родился я в Казахстане, а живу на Урале. Думаю, самое главное - оставаться достойным человеком. Это самая лучшая традиция всех народов. Я часто бываю в Южной Осетии. Скажу больше - являюсь студентом заочного обучения факультета русской филологии Юго-Осетинского государственного университета им. Александра Тибилова. Мой папа родом из Джавы, дядя, его жена, и мои двоюродные сестры живут в Цхинвале, тетя - во Владикавказе.
- В Вашей творческой жизни возможен ’’осетинский’" проект?
- Думаю, вполне. У меня есть интересная серия о приключениях юного путешественника и археолога. В своих книгах я уже отправлял его в Казахстан, Москву, Екатеринбург. Сейчас как раз думаю, не послать ли его на поиски приключений и артефактов в Осетию?
- Сколько на сегодняшний день книг на Вашем счету? Все в жанре фантастики?
- Да, в основном я работаю в жанре фантастики и фэнтези, для детей и подростков. Если подсчитать все издания, наберется уже порядка 34-35 книг. К Новому году будет больше - готовятся к выходу еще два романа.
- Вы как писатель-фантаст покорили российский рынок, не ставите цели "добраться" до международного?
- О, это процесс очень сложный и кропотливый. Жестокая правда в том, что за границей никому не нужны российские авторы, у них своих девать не куда. Успешно издаются самые везучие, но вот насчет продаж - не знаю. Очень рад, что меня читают ребята из стран СНГ и ближнего зарубежья. Знаю, что мои книги успешно продаются в Беларуси, Украине, Киргизии, Ка захстане, а с недавних пор и в Осетии. Сам видел их в продаже в магазинах Владикавказа и Цхинвала. В одном из книжных Владикавказа в книге отзывов и предложений даже есть мой авто граф - оставил на память девушкам- продавцам.
- В писательстве, как и в моде, иногда поддаются определенным веяниям. Чем сейчас веет в мире фэнтези?
- Это сложный вопрос... Могу точно сказать, что давно прошла мода на гламурных вампиров и апокалиптику. Сейчас читатели ищут для себя что-то совершенно новое.
- Есть ли у Вас свой принцип трех "П" - полезные писательские привычки.
- Думаю, нет. Я вообще работаю без всякого режима. Могу просидеть и шесть часов в день, а могу полтора часа и отправиться на прогулку. Самая главная привычка - никогда не начинать работу без четкого и продуманного плана. Всегда в голове держу порядок событий и подробную характеристику всех персонажей. Без этого никуда.
- Что читает Евгений Гаглоев? Легко ли удовлетворить Ваши читательские запросы? Получается - для удовольствия или Вы как писатель обращаете внимание не только на содержание, но и на технику - делаете себе пометки и галочки, вроде - хороший прием, надо бы запомнить или нет, эту сюжетную линию я раскрыл бы по-другому...
- Читаю в основном зарубежных авто ров, например, Стивена Кинга. Этот автор умеет создавать просто невероятные сюжеты и закручивать такие интриги. описывать такие ужасы, что на самом деле волосы встают дыбом. Также люблю творчество Джонатана Страуда, Кассандры Клэр, Джоан Роулинг, Рика Риордана. А читаю я всегда исключительно для удовольствия, в промежутках между написанием собственных книг. Здорово помогает отвлечься и дать отдохнуть мозгам. На технику, если честно, внимания не обращаю. Для меня всегда главное - интересная история, которая может держать в напряжении до самого финала.
- Есть что-то, чего Вы еще не успели, но обязательно сделаете?
- Конечно, есть . Всегда появляются какие-то новые планы и интересные проекты. Постараюсь довести их все до совершенства. А потом еще что-нибудь задумаю.
- Болезнь "белого листа" никогда не настигала?
- Нет, такого не случалось. Потому что всегда есть предварительный план и набросок сюжета. Всегда знаю, о чем писать в тот или иной момент.
- Говорят, писательство не является надежным и постоянным источником дохода и в порядке вещей, когда писатели занимаются и другой деятельностью. Ваш случай?
- Мой! Моя основная работа - в музыкальном театре, а писательство это так, скорее - интересное хобби. Работаю Руководителем литературно-драматургической части. Так что основная деятельность тоже тесно связана с текста ми и литературой.
- Какие сны снятся человеку, который пишет в жанре фантастики?
- Очень яркие и фантастические. Только вот никогда не могу их запомнить, прямо хоть блокнот рядом с кроватью клади!
- Что в своих книгах Вы бы назвали писательским магнетизмом?
- Стараюсь всегда выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю было сложно отложить книгу. В конец каждой главы - "крючок", в конце каждой книги - затравка на продолжение. Думаю, в мо ем случае это и есть тот самый магнетизм.
- Есть в Вашей жизни блин, который комом?
- Есть, к сожалению. Это как раз тот случай, когда заказчик платит деньги и требует, чтобы в тексте были моменты, которые я никак не могу вставить. Когда человек абсолютно не понимает специфики сюжетостроения, создания интересных характеров. Лишь бы заплатить и поскорее выпустить данное издание. Дела давно минувших дней, когда я еще был молодым начинающим автором. Тот проект так и не был издан и, надеюсь, никогда не увидит свет. Даже вспоминать о нем не хочу.
- Можете сказать, что Ваше творчество эволюционирует? Ранний Евгений Гаглоев отличается от сегодняшнего?
- Определенно. Сейчас не могу читать свои самые ранние творения. Всегда назревает вопрос - как же это напечатали?! Хочется верить, что уже тогда мои тексты были хороши, но что- то самому в это не верится. Все-таки мне очень повезло с издателями. Я - свой самый строгий критик. Пока не решу, что текст доведен до совершенства, никогда не отправлю его редактору. Конечно, идеала не существует и любую работу можно править бес конечно. Но все же стараюсь.
- Есть ли критерии, по которым возможно определить, что книга придется по душе аудитории? Или это непредсказуемые вещи?
- Это всегда непредсказуемо. Поэтому выход в продажу каждой новой книги - очень волнителен.
- Где и кем Вы себя видите в ближайшем будущем? Скажем, лет через пять.
- А я не хочу ничего менять. Мне нравится моя жизнь, город, в котором я живу. Место, где работаю. Нравится, как продвигается писательская карьера. Пусть все остается без изменений. И это будет наилучший вариант из всех возможных.
- Интересно, где все же кроется главная драма писателя - в книге или в жизни?
- Пусть уж лучше кроется в книгах. Для более интересного сюжета, для ли хо закрученных интриг. А в нашей жизни пусть будет поменьше всяких драм, мне кажется, мы этого заслуживаем.