Метафизика искусства

06.03.2019 14:07
Метафизика искусства

Сцена Русского академического сегодня  может удовлетворить вкус самого притязательного зрителя: классика, комедии и даже мюзикл - труппа, как давно сыгравшийся оркестр,  смело идет на эксперименты и берется за серьезную драматургию.

Молодые дарования и мэтры театральных подмостков вместе творят современную историю одного из старейших театров Северного Кавказа.  В интервью с художественным руководителем  владикавказского Академического Русского театра им. Е. Вахтангова Владимиром Уваровым -  о несовершенстве законодательства, сущности и силе театра и о том, что важнее - форма или содержание.  


- Чего ждете от Года театра? 

 

- Я противник каких-либо дат. Каждый год мы строим план работы, берем  серьезные  обязательства, будто у нас Год театра всегда. В театре надо сдавать экзамен каждый день, независимо от дат и знаменательных цифр. Что касается общей политики, всегда говорил - у государства должна быть особая политика развития театров. Говорил на всех уровнях: и на съездах Союза театральных деятелей, и на встречах  с федеральными руководителями.  У Петра I есть  высказывание,  параллельное сегодняшнему времени - такая же политическая турбулентность вокруг России.  Во время его правления  Россия только строилась и была окружена врагами, и Петр I уже тогда сказал: "Оградя Отечество безопасностью от неприятеля,  надлежит искать  славу Государству через  искусство  и науки", причем на первое место он поставил искусство, понимая его роль, в том числе и театрального искусства в строительстве государства. Долгое время тема культуры либо забывалась, либо стыдливо  замалчивалась. Сегодня ситуация меняется, за что спасибо, конечно, Владимиру Путину, издавшему майские указы, и Главе республики, благодаря инициативе которого мы  почувствовали достойное отношение.  Есть такое выражение:  "Жалость дается даром, а славу надо заслужить". Слава у нас была, но при этом  нас все жалели. Мне хочется верить, что будут активно развиваться те направления, о  которых  говорил Путин, -  грантовые системы,  федеральные целевые программы и так далее. 

Хочется отметить и тот факт, что Год театра в Ярославле открывал Путин, а это многое значит, если Президент России счел нужным приехать на это торжественное мероприятие, при своем достаточно напряженном графике, значит, для него это было важно. Надеюсь,  в этом году многое изменится. В первую очередь, хотелось бы отмены Федерального закона  о закупках и тендерах № 44,  особенно когда он применяется по отношению  к театру, искусству. Главный его принцип - сэкономить,  что достигается,  как правило,  за счет качества,  это недопустимо. Устраивать торги, скажем, между великим Гергиевым или посредственным  дирижером, концерты которого стоят гораздо  дешевле, - это нонсенс.  

 

- На сегодняшний день  в театре богатый репертуар - более 30 пьес, среди которых  классика, современные спектакли, мюзикл,     сказки, а что табу на сцене Русского академического? 

 

 -  То, что идет  вразрез с устоявшимися традициями Осетии:  не в менталитете нашего народа; эпатаж во имя эпатажа и кассы, когда специально  раздевают актрису или актера, чтобы привлечь внимание зрителя; нецензурные выражения на сцене. Если театр не может привлечь зрителя другими способами, то он не имеет право на существование.    

Мы стараемся сделать свой репертуар разнообразным, обязательны в репертуаре театра классические произведения. Театр академический, ему 148 лет, на сцене должна звучать русская красивая речь наших классиков -  Чехова,  Тургенева, Достоевского, Гоголя, Пушкина. Сейчас идет два спектакля по произведениям Островского - "Лес" и "Банкрот".   В репертуаре  пьеса Горького "Последние" - хороший спектакль, мы его возили на "Фестиваль фестивалей" во Владимир, очень серьезный конкурс, к участию в котором допускаются только театры, уже получившие на других фестивалях Гран-при. Мечтаю поставить Чехова,   планируем играть  "Три сестры", веду переговоры с московским  режиссером о постановке на нашей сцене спектакля по пьесе Достоевского. В театре есть современная драматургия,  совершенно блистательный спектакль, который очень хорошо принимает зритель, "Похороните меня за плинтусом" П. Санаева, с успехом идет мюзикл - труппа нашего театра,  поющая и танцующая. Сейчас работаем над  очередным музыкальным спектаклем с серьезной пластикой и живым вокалом. Более того, наши актеры еще и играют сами на музыкальных инструментах, причем овладели этим искусством достаточно быстро. 

Театр сегодня  востребован не только в республике, но и  далеко за пределами Осетии. Когда мы были на гастролях в Белгороде и Курске, зритель был в восторге, отмечали, что такой сильной труппы давно не видели. Сейчас мы планируем в рамках Года театра гастроли в Цхинвале, их с нетерпением ждут - это дорого и приятно,  мы с удовольствием поедем. 

 

Спектакль "Корсиканка". Владимир Уваров в роли Наполеона

- К слову о гастрольной жизни, насколько она насыщенная?

 

 - Уже несколько лет работает  Агентство по поддержке гастрольной деятельности  при Минкульте России. Мы уже воспользовались его помощью - к нам приезжал Государственный академический театр имени Е.  Вахтангова, коллективы театра имени Маяковского и  театра на Малой Бронной. Мы были на гастролях  в Москве, Орле, Белгороде, Курске, Петрозаводске.  Сейчас очень надеемся, что в республику приедут театральные коллективы из Калининграда и Вологды, а мы поедем с гастролями в эти города. Есть желание приехать в Осетию по обменным гастролям  у театров из Саранска, Уфы,  Кемерово, Ульяновска, Архангельска и Хабаровска, Владимира, Твери и т.д.  

Наш театр звучит на всю Россию, и это очень приятно. Как и то, что коллектив интересен  хорошей  режиссуре.  

 

- Спонсоров у театра нет?

 

- Нет, могу об этом сказать громко и с болью. Говорят, бизнес должен быть социально-ответственным.  Увы, в отношении   театра эта ответственность никак не проявляется.  

 

- Уже несколько лет Русский академический связывают дружеские отношения с Московским  театром имени Е. Вахтангова. Владикавказцам невероятно повезло, когда звездный коллектив приезжал на гастроли. Можно надеяться еще на один их приезд? 

 

- У нас действительно сложились хорошие отношения. И это, конечно, большая удача и для театра, и для нашего зрителя. Это было уникальное  культурное событие!  Сейчас   директор   театра им. Е. Вахтангова Кирилл  Крок  и его художественный  руководитель  Римас Туминас работают над  идеей создать музей Евгения Вахтангова,  вернее, не просто музей, а культурный центр, где будут происходить культурные встречи, концерты, куда будут приезжать вахтанговские  актеры. Республика со своей стороны будет оказывать всяческое  содействие в реализации  этого проекта,  Вячеслав Зелимханович активно поддерживает идею создания музея.  Ну и, наконец, мы договорились с московскими коллегами об обменных гастролях в 2021 году, когда исполнится  150 лет нашему театру и  100 лет театру Вахтангова в Москве!


 - Владикавказ всегда считался культурным центром на Кавказе, люди здесь привыкли ценить настоящее искусство, притязательный   сегодня зритель? 

 

- Когда к нам приезжают гастролеры, они говорят, что потрясены нашим зрителем.  У нас встают после спектакля, долго звучат овации. Раньше не принято было приносить актерам цветы,  сейчас приносят. Это очень здорово. Зритель  умный, талантливый, тонкий, добрый.  Мы счастливы, когда  ставим спектакль,  и люди смеются или сопереживают именно там, где нужно, значит, они понимают, что мы хотели сказать.  В театр сегодня ходит много молодежи. В малом зале у нас идет  серьезная драматургия по произведениям  Сартра, Камю, Гальсерана, Фриша -  авторы, которых может понять только душевно и психологически подготовленный зритель.  Закрывается занавес, и мы видим восторженные лица. Сейчас с большим успехом идет "Оркестр" Ануя - очень необычный спектакль, изысканный, который нужно осмысливать,  люди выходят и говорят, что  потрясены увиденным. И для нас это действительно настоящее профессиональное счастье!

 

- Сейчас много говорят о трансформации театрального искусства, о том, что надо экспериментировать, не бояться новаторства, Вы сторонник подобного подхода?

 

- Трансформация должна быть во имя чего-то, не приемлю формы ради формы. Если форму диктует содержание и позволяет ее выдержать, то в этом случае не боюсь экспериментов. А   форму,  чтобы просто сумничать, когда  зритель приходит и не понимает, о чем разговор, не приемлю. Театральная Европа сегодня выхолощена подобными экспериментами - ушел актер, ушла  система Станиславского, Вахтангова, Щепкина, школа переживания,  когда скрупулезно разбиралась пьеса, когда применялся метод действенного анализа.

 На смену актерскому мастерству пришла форма - технические эффекты, лазерные шоу -   все сверкает, блестит… и вдруг в этом хаосе случайно возникает артист, на которого уже никто не смотрит.  В одном городе шел  спектакль  "Мнимый больной", когда  действие происходило в желудке у человека -  в зале оставалось 15-20 человек, зачем такое новаторство? Зритель должен "голосовать" ногами за театр  нужный или ненужный, когда зритель принимает спектакль - в зале аншлаг. Театр - это волшебство, которое меняет сознание и только таким он должен быть!  У нас есть спектакль "Эти свободные бабочки!", за который мы в свое время в Орле получили  приз за лучший спектакль. Речь о том, как слепой юноша влюбляется в соседскую девушку, которая сначала не замечает его слепоты. У них возникают отношения, любовь, и только потом она понимает, что он не видит. Но его мать, боясь, что его сердце будет разбито, борется с этими отношениями. В его жизни уже была трагедия,  когда бросила любимая женщина, и его мама  боится - очередное предательство  окончательно погубит сына. В конце  они остаются вместе. На этот спектакль приходила женщина со своим незрячим сыном. Потом  она плакала и говорила, что в их семье  происходит  ситуация,   описанная  в нашей постановке. Она была противницей  отношений  своего незрячего сына с девушкой.  Сын очень переживал, грозился покончить с жизнью. Но,  посмотрев спектакль, она пересмотрела свою жизненную позицию. Вот в этом  маленьком  примере - ответ на все вопросы о сущности и силе театра, о том, как он может воздействовать на душу и сознание человека. Это и есть метафизика искусства. 

 

 - В одном из своих интервью Олег Табаков говорил, что театр - это ремесло, которое должно передаваться из рук в руки,  молодежь обязательно должна иметь возможность учиться у мэтров сцены…

 

- Молодые актеры, которые приходят в театр, имеют главное - возможность  расти в профессиональном плане.   В спектакле все равны: и народные, и заслуженные, и рядовые. Актер растет на ролях и на хорошей режиссуре; у нас есть и то и другое.  Вчерашняя молодежь уже занимает ведущее положение в театре -  Алан Цалаев, Роберт Кисиев, Эльмира Бестаева, Зоя Бестаева, Алена Бондаренко, Никита Верзилин, Маша Федорович, Алан Тогоев.  Эти имена уже известны зрителю.  На них уже ходят. Они уже и творят историю Русского академического театра имени Е. Вахтангова. И  когда-то скажут, что эти люди  делали славу нашему театру, продолжали его  традицию - дарить своему зрителю возможность  чувствовать, искренне сопереживать, нести со сцены добро, любовь и покаяние.  

 

 

Автор статьи: Милена САБАНОВА

С фотографией на Ты

17.08.2018 | 13:32

Есть такие люди, для которых создавать воспоминания не только профессия, но и призвание. Справиться с этой миссией сможет только опытный фотограф. О том, как пришла в профессию, мне рассказала фотограф Анастасия Осипова.

Мечта рок-н-рольщика

09.08.2018 | 12:54

Лучшая зона комфорта для Алана Макиева - это сцена, а самый верный друг - гитара, без которой молодого музыканта редко встретишь даже на улице. В школьные годы Алан учился в музыкальной школе, но тогда и подумать не мог о том, что подростковое хобби перерастет в серьезную цель - стать узнаваемым артистом. На сегодняшний день авторские песни Алана Макиева разлетаются по социальным сетям, занимают призовые места на республиканских фестивалях, а самое главное - осетинская молодежь подпевает Алану, зная слова наизусть. Совсем недавно музыкант прошел в финал конкурса "Высоцкий. Фест", а на прошедших выходных артиста из Осетии встретила сцена самого большого рок-фестиваля "НАШЕСТВИЕ- 2018". О том, как попал на фестиваль, какие эмоции испытал и как приняла его публика, музыкант рассказал нашей газете.

МОТИВАЦИЯ НА ДЕЛО

13.07.2018 | 13:40

О том, как сегодня создаются условия для комфортного ведения бизнеса, в частности, молодого, наша беседа с министром экономического развития Республики Северная Осетия-Алания Казбеком Томаевым.

Юрий Газзаев: ни один профессионал не скажет, почему не сыграл Дзагоев

05.07.2018 | 16:06

Советский и российский тренер и футболист Юрий Газзаев, в настоящее время главный тренер и генеральный директор владикавказского футбольного клуба «Спартак», высказал корреспонденту газеты «Слово» свое мнение о шансах российской сборной на успех, фаворитах турнира и о возможных причинах, по которым Алан Дзагоев не сыграл с Испанией.

"Opium" для души

03.07.2018 | 12:55

Что для меня счастье? 'Наверное, музыка. Согласитесь, жить без нее очень непросто. Тем более, когда она окружает нас повсюду шум . утреннего дождя; пение птиц, си­дящих на дереве под окном; журча­ние воды и просто городская суета - для меня все это музыка. А поче­м у она так важна? Наверное, потому что является неким лекар­ством. И я благодарна людям, которые дарят нам счастье посред­ством создания прекрасные компо­зиции: Мадонна, Джаред Лето, ра­зумеется, мои соотечественник Matrang. Еще один талантливый моло­дой парень рвется на музыкальную сцену, имя которого еще не звучит так громко, как оных музыкантов. Мирон Шманатов только начал ступать по музыкальным тропам и выпустил на данный момент три композиции под интересным и двусмысленным псевдонимом Opium. Мирону всего 15 лет, но юный воз­раст не мешает ему создавать достойный и необычный музыкальный контент. Музыка Мирона является весьма специфичной, поэтому собрать массовую аудиторию, пресыщенную пресловутым рэпом, за­труднительно, но Мирон не отчаи­вается и пытается следовать своими правилам. Мне удалось побеседовать с юным музыкантом о его, деятельности и о планах на будущее.

Дзагоев:"Травма стала ударом для меня"

17.06.2018 | 18:57

Сегодняшний именинник Алан Дзагоев рассказал championat.com о своей травме и ожиданиях от игры сборной с командой Египта.

Теперь время джигитов

15.06.2018 | 15:54

В Осетии придумали оригинальный способповысить интерес молодёжи к языку и истории своего народа: конкурсы с национальной тематикой. В апреле выбирали «Красу Осетии», где 25 молодых девушек демонстрировали своё мастерство в умении печь пироги и исполнятьосетинские танцы. И вот уже в июне создатели проводят его аналогичную версию под названием «Джигит Осетии», где участникам от 18 до 28 лет предстоит танцевать осетинские танцы. Об опасениях перед запуском конкурса и реакции на «Красу» газете «Слово» рассказала главный организатор Алана Гутнова.

Бессмертный осетинский рок

14.06.2018 | 11:32

Команда "Dzioff" выпустила первый в мире альбом осетинского рока "BORN IN OSSETIA". О том, как создавался первый рок-альбом на осетинском языке и по чему его слушают в Австрии, газете "Слово" рассказал создатель, солист и гитарист группы Михаил Дзиов.

Первое интервью Miyagi и Эндшпиля после долгого перерыва

09.06.2018 | 16:34

Про Матранга, рэп в Осетии и нового артиста своего лейбла; почему так трудно гастролировать по России и зачем Эндшпиль меняет себе псевдоним.

Серьезная заявка

07.06.2018 | 18:21

В Твери состоялся 10-й ежегодный Международный турнир по хоккею с шайбой "Кубок Ильи Ковальчука" среди команд 2006 года рождения. На ледовой арене спорткомплекса "Олимпийский", где когда-то делал первые шаги на льду сам Илья Ковальчук, восемь хоккейных дружин из России, Белоруссии, Чехии, Финляндии, Швеции и Латвии вели бескомпромиссную борьбу за призы известного во всем мире воспитанника тверского хоккея. Впервые право принять участие в таком престижном соревновании в этом году получила и команда из Владикавказа - "Аланские барсы". Об итогах участия в турнире и впечатлениях от поездки мы побеседовали с тренером команды "Аланские барсы" Игорем Камаевым, в прошлом одним из лидеров имени того челябинского "Трактора".

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

В заложниках у почты

26.02.2019 | 17:00

Одна из самых крупных и разветвленных структур страны Почта России на сегодняшний день является монополистом в сфере услуг доставки подписных изданий населению республики. Вынужденная плотная связка с Почтой поставила газеты фактически в положение заложников. О том, что сегодня вызывает недовольство и возмущение изданий, в интервью главного редактора Кировской районной газеты «Вперед» Ирины Басаевой главному редактору республиканской газеты «Слово».

УСПЕШНЫЙ МАРК

28.08.2018 | 17:06

Всем, кто только начинает заниматься бизнесом и тем, кто хотел начать, но думал, что в бизнесе только умудренные опытом взрослые люди, рекомендовано к прочтению наше интервью с молодым, но уже состоявшимся предпринимателем.

С фотографией на Ты

17.08.2018 | 13:32

Есть такие люди, для которых создавать воспоминания не только профессия, но и призвание. Справиться с этой миссией сможет только опытный фотограф. О том, как пришла в профессию, мне рассказала фотограф Анастасия Осипова.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

14.11.2018 | 15:03

Барбершопы, или парикмахерские для бороды… да, да, есть и такие и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

17.10.2018 | 10:59

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

АРХИВ

<<< 2019, Апрель >>>
пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930