Метафизика искусства

06.03.2019 14:07
Метафизика искусства

Сцена Русского академического сегодня  может удовлетворить вкус самого притязательного зрителя: классика, комедии и даже мюзикл - труппа, как давно сыгравшийся оркестр,  смело идет на эксперименты и берется за серьезную драматургию.

Молодые дарования и мэтры театральных подмостков вместе творят современную историю одного из старейших театров Северного Кавказа.  В интервью с художественным руководителем  владикавказского Академического Русского театра им. Е. Вахтангова Владимиром Уваровым -  о несовершенстве законодательства, сущности и силе театра и о том, что важнее - форма или содержание.  


- Чего ждете от Года театра? 

 

- Я противник каких-либо дат. Каждый год мы строим план работы, берем  серьезные  обязательства, будто у нас Год театра всегда. В театре надо сдавать экзамен каждый день, независимо от дат и знаменательных цифр. Что касается общей политики, всегда говорил - у государства должна быть особая политика развития театров. Говорил на всех уровнях: и на съездах Союза театральных деятелей, и на встречах  с федеральными руководителями.  У Петра I есть  высказывание,  параллельное сегодняшнему времени - такая же политическая турбулентность вокруг России.  Во время его правления  Россия только строилась и была окружена врагами, и Петр I уже тогда сказал: "Оградя Отечество безопасностью от неприятеля,  надлежит искать  славу Государству через  искусство  и науки", причем на первое место он поставил искусство, понимая его роль, в том числе и театрального искусства в строительстве государства. Долгое время тема культуры либо забывалась, либо стыдливо  замалчивалась. Сегодня ситуация меняется, за что спасибо, конечно, Владимиру Путину, издавшему майские указы, и Главе республики, благодаря инициативе которого мы  почувствовали достойное отношение.  Есть такое выражение:  "Жалость дается даром, а славу надо заслужить". Слава у нас была, но при этом  нас все жалели. Мне хочется верить, что будут активно развиваться те направления, о  которых  говорил Путин, -  грантовые системы,  федеральные целевые программы и так далее. 

Хочется отметить и тот факт, что Год театра в Ярославле открывал Путин, а это многое значит, если Президент России счел нужным приехать на это торжественное мероприятие, при своем достаточно напряженном графике, значит, для него это было важно. Надеюсь,  в этом году многое изменится. В первую очередь, хотелось бы отмены Федерального закона  о закупках и тендерах № 44,  особенно когда он применяется по отношению  к театру, искусству. Главный его принцип - сэкономить,  что достигается,  как правило,  за счет качества,  это недопустимо. Устраивать торги, скажем, между великим Гергиевым или посредственным  дирижером, концерты которого стоят гораздо  дешевле, - это нонсенс.  

 

- На сегодняшний день  в театре богатый репертуар - более 30 пьес, среди которых  классика, современные спектакли, мюзикл,     сказки, а что табу на сцене Русского академического? 

 

 -  То, что идет  вразрез с устоявшимися традициями Осетии:  не в менталитете нашего народа; эпатаж во имя эпатажа и кассы, когда специально  раздевают актрису или актера, чтобы привлечь внимание зрителя; нецензурные выражения на сцене. Если театр не может привлечь зрителя другими способами, то он не имеет право на существование.    

Мы стараемся сделать свой репертуар разнообразным, обязательны в репертуаре театра классические произведения. Театр академический, ему 148 лет, на сцене должна звучать русская красивая речь наших классиков -  Чехова,  Тургенева, Достоевского, Гоголя, Пушкина. Сейчас идет два спектакля по произведениям Островского - "Лес" и "Банкрот".   В репертуаре  пьеса Горького "Последние" - хороший спектакль, мы его возили на "Фестиваль фестивалей" во Владимир, очень серьезный конкурс, к участию в котором допускаются только театры, уже получившие на других фестивалях Гран-при. Мечтаю поставить Чехова,   планируем играть  "Три сестры", веду переговоры с московским  режиссером о постановке на нашей сцене спектакля по пьесе Достоевского. В театре есть современная драматургия,  совершенно блистательный спектакль, который очень хорошо принимает зритель, "Похороните меня за плинтусом" П. Санаева, с успехом идет мюзикл - труппа нашего театра,  поющая и танцующая. Сейчас работаем над  очередным музыкальным спектаклем с серьезной пластикой и живым вокалом. Более того, наши актеры еще и играют сами на музыкальных инструментах, причем овладели этим искусством достаточно быстро. 

Театр сегодня  востребован не только в республике, но и  далеко за пределами Осетии. Когда мы были на гастролях в Белгороде и Курске, зритель был в восторге, отмечали, что такой сильной труппы давно не видели. Сейчас мы планируем в рамках Года театра гастроли в Цхинвале, их с нетерпением ждут - это дорого и приятно,  мы с удовольствием поедем. 

 

Спектакль "Корсиканка". Владимир Уваров в роли Наполеона

- К слову о гастрольной жизни, насколько она насыщенная?

 

 - Уже несколько лет работает  Агентство по поддержке гастрольной деятельности  при Минкульте России. Мы уже воспользовались его помощью - к нам приезжал Государственный академический театр имени Е.  Вахтангова, коллективы театра имени Маяковского и  театра на Малой Бронной. Мы были на гастролях  в Москве, Орле, Белгороде, Курске, Петрозаводске.  Сейчас очень надеемся, что в республику приедут театральные коллективы из Калининграда и Вологды, а мы поедем с гастролями в эти города. Есть желание приехать в Осетию по обменным гастролям  у театров из Саранска, Уфы,  Кемерово, Ульяновска, Архангельска и Хабаровска, Владимира, Твери и т.д.  

Наш театр звучит на всю Россию, и это очень приятно. Как и то, что коллектив интересен  хорошей  режиссуре.  

 

- Спонсоров у театра нет?

 

- Нет, могу об этом сказать громко и с болью. Говорят, бизнес должен быть социально-ответственным.  Увы, в отношении   театра эта ответственность никак не проявляется.  

 

- Уже несколько лет Русский академический связывают дружеские отношения с Московским  театром имени Е. Вахтангова. Владикавказцам невероятно повезло, когда звездный коллектив приезжал на гастроли. Можно надеяться еще на один их приезд? 

 

- У нас действительно сложились хорошие отношения. И это, конечно, большая удача и для театра, и для нашего зрителя. Это было уникальное  культурное событие!  Сейчас   директор   театра им. Е. Вахтангова Кирилл  Крок  и его художественный  руководитель  Римас Туминас работают над  идеей создать музей Евгения Вахтангова,  вернее, не просто музей, а культурный центр, где будут происходить культурные встречи, концерты, куда будут приезжать вахтанговские  актеры. Республика со своей стороны будет оказывать всяческое  содействие в реализации  этого проекта,  Вячеслав Зелимханович активно поддерживает идею создания музея.  Ну и, наконец, мы договорились с московскими коллегами об обменных гастролях в 2021 году, когда исполнится  150 лет нашему театру и  100 лет театру Вахтангова в Москве!


 - Владикавказ всегда считался культурным центром на Кавказе, люди здесь привыкли ценить настоящее искусство, притязательный   сегодня зритель? 

 

- Когда к нам приезжают гастролеры, они говорят, что потрясены нашим зрителем.  У нас встают после спектакля, долго звучат овации. Раньше не принято было приносить актерам цветы,  сейчас приносят. Это очень здорово. Зритель  умный, талантливый, тонкий, добрый.  Мы счастливы, когда  ставим спектакль,  и люди смеются или сопереживают именно там, где нужно, значит, они понимают, что мы хотели сказать.  В театр сегодня ходит много молодежи. В малом зале у нас идет  серьезная драматургия по произведениям  Сартра, Камю, Гальсерана, Фриша -  авторы, которых может понять только душевно и психологически подготовленный зритель.  Закрывается занавес, и мы видим восторженные лица. Сейчас с большим успехом идет "Оркестр" Ануя - очень необычный спектакль, изысканный, который нужно осмысливать,  люди выходят и говорят, что  потрясены увиденным. И для нас это действительно настоящее профессиональное счастье!

 

- Сейчас много говорят о трансформации театрального искусства, о том, что надо экспериментировать, не бояться новаторства, Вы сторонник подобного подхода?

 

- Трансформация должна быть во имя чего-то, не приемлю формы ради формы. Если форму диктует содержание и позволяет ее выдержать, то в этом случае не боюсь экспериментов. А   форму,  чтобы просто сумничать, когда  зритель приходит и не понимает, о чем разговор, не приемлю. Театральная Европа сегодня выхолощена подобными экспериментами - ушел актер, ушла  система Станиславского, Вахтангова, Щепкина, школа переживания,  когда скрупулезно разбиралась пьеса, когда применялся метод действенного анализа.

 На смену актерскому мастерству пришла форма - технические эффекты, лазерные шоу -   все сверкает, блестит… и вдруг в этом хаосе случайно возникает артист, на которого уже никто не смотрит.  В одном городе шел  спектакль  "Мнимый больной", когда  действие происходило в желудке у человека -  в зале оставалось 15-20 человек, зачем такое новаторство? Зритель должен "голосовать" ногами за театр  нужный или ненужный, когда зритель принимает спектакль - в зале аншлаг. Театр - это волшебство, которое меняет сознание и только таким он должен быть!  У нас есть спектакль "Эти свободные бабочки!", за который мы в свое время в Орле получили  приз за лучший спектакль. Речь о том, как слепой юноша влюбляется в соседскую девушку, которая сначала не замечает его слепоты. У них возникают отношения, любовь, и только потом она понимает, что он не видит. Но его мать, боясь, что его сердце будет разбито, борется с этими отношениями. В его жизни уже была трагедия,  когда бросила любимая женщина, и его мама  боится - очередное предательство  окончательно погубит сына. В конце  они остаются вместе. На этот спектакль приходила женщина со своим незрячим сыном. Потом  она плакала и говорила, что в их семье  происходит  ситуация,   описанная  в нашей постановке. Она была противницей  отношений  своего незрячего сына с девушкой.  Сын очень переживал, грозился покончить с жизнью. Но,  посмотрев спектакль, она пересмотрела свою жизненную позицию. Вот в этом  маленьком  примере - ответ на все вопросы о сущности и силе театра, о том, как он может воздействовать на душу и сознание человека. Это и есть метафизика искусства. 

 

 - В одном из своих интервью Олег Табаков говорил, что театр - это ремесло, которое должно передаваться из рук в руки,  молодежь обязательно должна иметь возможность учиться у мэтров сцены…

 

- Молодые актеры, которые приходят в театр, имеют главное - возможность  расти в профессиональном плане.   В спектакле все равны: и народные, и заслуженные, и рядовые. Актер растет на ролях и на хорошей режиссуре; у нас есть и то и другое.  Вчерашняя молодежь уже занимает ведущее положение в театре -  Алан Цалаев, Роберт Кисиев, Эльмира Бестаева, Зоя Бестаева, Алена Бондаренко, Никита Верзилин, Маша Федорович, Алан Тогоев.  Эти имена уже известны зрителю.  На них уже ходят. Они уже и творят историю Русского академического театра имени Е. Вахтангова. И  когда-то скажут, что эти люди  делали славу нашему театру, продолжали его  традицию - дарить своему зрителю возможность  чувствовать, искренне сопереживать, нести со сцены добро, любовь и покаяние.  

 

 

Автор статьи: Милена САБАНОВА

С мужским характером и девичьей душой

12.04.2017 | 14:57

Кристина Макиева - кандидат в мастера спорта, победитель первенства мира 2017 года, двукратный призер первенств мира, призер первенства Европы по джиу-джитсу - целеустремленная и боевая спортсменка.

На одном дыхании

11.04.2017 | 17:27

Как и все творчество оперной певицы Анны Бабаян, ее сольный концерт на сцене обновленной Госфилармонии получился ярким и, безусловно, запоминающимся.

Арнольд Шварценеггер — о роли Калоева

06.04.2017 | 12:27

Арнольд с удовольствием бы встретился с Виталием Калоевым, а также очень бы хотел показать ему фильм до премьеры

Асланбек Алборов: "Бороться нужно с холодной головой, но с горячим сердцем"

29.03.2017 | 16:36

АсланАпборов - скромный, трудолюбивый, целеустремленный. Пообщавшись с Асланом, можно сказать, что он - добрый парень, в глазах которого горит огонь и желание достичь своей главной цели - Олимпийских игр.

О чем думал Матросов

28.03.2017 | 15:52

Денис Матросов посетил столицу Северной Осетии. С газетой "Слово" актер поделился своими впечатлениями о студенческих выступлениях, стереотипах Владикавказа и о пирогах.

«Осетинское» кино на европейский манер

24.03.2017 | 11:18

Рассказывая о своей новой работе - фильме "Бача", Алан отмечает, что работа над картиной практически завершена, и надеется, что зритель и жюри по достоинству ее оценят.

Алана Кабалоева: я надеялась на победу

21.03.2017 | 12:27

После ажиотажа вокруг конкурса "Краса и доблесть полиции-2017" стало интересно лично пообщаться с победительницей

Бильярд в Осетии как вид спорта и социальный объект

15.03.2017 | 10:52

Традиции бильярда Северной Осетии давние и значимые.

Игорь Гусиев. Разукрашивая жизнь

14.03.2017 | 14:15

Обнаружить случайно талант к живописи, увлечься настолько, чтобы писать картины, которые украшают стены не только собственного дома, но также друзей и знакомых, наперебой заказывающих новые полотна... Еще лет шесть назад депутат республиканского Парламента трех созывов, начальник отдела капитального строительства Минстроя РСО - Алания Игорь Гусиев вряд ли бы подумал, что речь о нем. Но, купив однажды художественные принадлежности сыну, Игорь Чечербиевич внезапно раскрасил свою политическую жизнь в яркие тона. "Слово" поинтересовалось, есть ли еще грани таланта Игоря Гусиева, о которых мы не знаем и о которых, возможно, узнаем завтра; расспросило о работе в свободное от работы время и любимых темах для творчества.

Аслан Кайтуков: «Мы учим детей любить Родину»

14.03.2017 | 13:59

Военно-тактические игры, патриотические акции, «круглые столы» и Уроки мужества. Это лишь небольшая часть мероприятий, проведенных в рамках месячника оборонно-массовой работы Республиканским Центром военно-патриотического воспитания молодежи. Директор Центра Аслан Кайтуков рассказал «Слово» о преданности Родине и преемственности поколений.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

От творчества Сергея Бодрова до любви к Осетии

21.05.2019 | 11:51

Просторы социальной сети Instagram покоряют нарисованные маслом портреты осетинских девушек в национальном свадебном наряде - разгæмттæ. И казалось бы, нет в этом ничего примечательного, но есть интересный факт: автор картин - русский парень из Ульяновска.

В заложниках у почты

26.02.2019 | 17:00

Одна из самых крупных и разветвленных структур страны Почта России на сегодняшний день является монополистом в сфере услуг доставки подписных изданий населению республики. Вынужденная плотная связка с Почтой поставила газеты фактически в положение заложников. О том, что сегодня вызывает недовольство и возмущение изданий, в интервью главного редактора Кировской районной газеты «Вперед» Ирины Басаевой главному редактору республиканской газеты «Слово».

УСПЕШНЫЙ МАРК

28.08.2018 | 17:06

Всем, кто только начинает заниматься бизнесом и тем, кто хотел начать, но думал, что в бизнесе только умудренные опытом взрослые люди, рекомендовано к прочтению наше интервью с молодым, но уже состоявшимся предпринимателем.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

14.11.2018 | 15:03

Барбершопы, или парикмахерские для бороды… да, да, есть и такие и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

17.10.2018 | 10:59

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

АРХИВ

<<< 2019, Июль >>>
пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031