Метафизика искусства
Сцена Русского академического сегодня может удовлетворить вкус самого притязательного зрителя: классика, комедии и даже мюзикл - труппа, как давно сыгравшийся оркестр, смело идет на эксперименты и берется за серьезную драматургию.
Молодые дарования и мэтры театральных подмостков вместе творят современную историю одного из старейших театров Северного Кавказа. В интервью с художественным руководителем владикавказского Академического Русского театра им. Е. Вахтангова Владимиром Уваровым - о несовершенстве законодательства, сущности и силе театра и о том, что важнее - форма или содержание.
- Чего ждете от Года театра?
- Я противник каких-либо дат. Каждый год мы строим план работы, берем серьезные обязательства, будто у нас Год театра всегда. В театре надо сдавать экзамен каждый день, независимо от дат и знаменательных цифр. Что касается общей политики, всегда говорил - у государства должна быть особая политика развития театров. Говорил на всех уровнях: и на съездах Союза театральных деятелей, и на встречах с федеральными руководителями. У Петра I есть высказывание, параллельное сегодняшнему времени - такая же политическая турбулентность вокруг России. Во время его правления Россия только строилась и была окружена врагами, и Петр I уже тогда сказал: "Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит искать славу Государству через искусство и науки", причем на первое место он поставил искусство, понимая его роль, в том числе и театрального искусства в строительстве государства. Долгое время тема культуры либо забывалась, либо стыдливо замалчивалась. Сегодня ситуация меняется, за что спасибо, конечно, Владимиру Путину, издавшему майские указы, и Главе республики, благодаря инициативе которого мы почувствовали достойное отношение. Есть такое выражение: "Жалость дается даром, а славу надо заслужить". Слава у нас была, но при этом нас все жалели. Мне хочется верить, что будут активно развиваться те направления, о которых говорил Путин, - грантовые системы, федеральные целевые программы и так далее.
Хочется отметить и тот факт, что Год театра в Ярославле открывал Путин, а это многое значит, если Президент России счел нужным приехать на это торжественное мероприятие, при своем достаточно напряженном графике, значит, для него это было важно. Надеюсь, в этом году многое изменится. В первую очередь, хотелось бы отмены Федерального закона о закупках и тендерах № 44, особенно когда он применяется по отношению к театру, искусству. Главный его принцип - сэкономить, что достигается, как правило, за счет качества, это недопустимо. Устраивать торги, скажем, между великим Гергиевым или посредственным дирижером, концерты которого стоят гораздо дешевле, - это нонсенс.
- На сегодняшний день в театре богатый репертуар - более 30 пьес, среди которых классика, современные спектакли, мюзикл, сказки, а что табу на сцене Русского академического?
- То, что идет вразрез с устоявшимися традициями Осетии: не в менталитете нашего народа; эпатаж во имя эпатажа и кассы, когда специально раздевают актрису или актера, чтобы привлечь внимание зрителя; нецензурные выражения на сцене. Если театр не может привлечь зрителя другими способами, то он не имеет право на существование.
Мы стараемся сделать свой репертуар разнообразным, обязательны в репертуаре театра классические произведения. Театр академический, ему 148 лет, на сцене должна звучать русская красивая речь наших классиков - Чехова, Тургенева, Достоевского, Гоголя, Пушкина. Сейчас идет два спектакля по произведениям Островского - "Лес" и "Банкрот". В репертуаре пьеса Горького "Последние" - хороший спектакль, мы его возили на "Фестиваль фестивалей" во Владимир, очень серьезный конкурс, к участию в котором допускаются только театры, уже получившие на других фестивалях Гран-при. Мечтаю поставить Чехова, планируем играть "Три сестры", веду переговоры с московским режиссером о постановке на нашей сцене спектакля по пьесе Достоевского. В театре есть современная драматургия, совершенно блистательный спектакль, который очень хорошо принимает зритель, "Похороните меня за плинтусом" П. Санаева, с успехом идет мюзикл - труппа нашего театра, поющая и танцующая. Сейчас работаем над очередным музыкальным спектаклем с серьезной пластикой и живым вокалом. Более того, наши актеры еще и играют сами на музыкальных инструментах, причем овладели этим искусством достаточно быстро.
Театр сегодня востребован не только в республике, но и далеко за пределами Осетии. Когда мы были на гастролях в Белгороде и Курске, зритель был в восторге, отмечали, что такой сильной труппы давно не видели. Сейчас мы планируем в рамках Года театра гастроли в Цхинвале, их с нетерпением ждут - это дорого и приятно, мы с удовольствием поедем.
Спектакль "Корсиканка". Владимир Уваров в роли Наполеона
- К слову о гастрольной жизни, насколько она насыщенная?
- Уже несколько лет работает Агентство по поддержке гастрольной деятельности при Минкульте России. Мы уже воспользовались его помощью - к нам приезжал Государственный академический театр имени Е. Вахтангова, коллективы театра имени Маяковского и театра на Малой Бронной. Мы были на гастролях в Москве, Орле, Белгороде, Курске, Петрозаводске. Сейчас очень надеемся, что в республику приедут театральные коллективы из Калининграда и Вологды, а мы поедем с гастролями в эти города. Есть желание приехать в Осетию по обменным гастролям у театров из Саранска, Уфы, Кемерово, Ульяновска, Архангельска и Хабаровска, Владимира, Твери и т.д.
Наш театр звучит на всю Россию, и это очень приятно. Как и то, что коллектив интересен хорошей режиссуре.
- Спонсоров у театра нет?
- Нет, могу об этом сказать громко и с болью. Говорят, бизнес должен быть социально-ответственным. Увы, в отношении театра эта ответственность никак не проявляется.
- Уже несколько лет Русский академический связывают дружеские отношения с Московским театром имени Е. Вахтангова. Владикавказцам невероятно повезло, когда звездный коллектив приезжал на гастроли. Можно надеяться еще на один их приезд?
- У нас действительно сложились хорошие отношения. И это, конечно, большая удача и для театра, и для нашего зрителя. Это было уникальное культурное событие! Сейчас директор театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крок и его художественный руководитель Римас Туминас работают над идеей создать музей Евгения Вахтангова, вернее, не просто музей, а культурный центр, где будут происходить культурные встречи, концерты, куда будут приезжать вахтанговские актеры. Республика со своей стороны будет оказывать всяческое содействие в реализации этого проекта, Вячеслав Зелимханович активно поддерживает идею создания музея. Ну и, наконец, мы договорились с московскими коллегами об обменных гастролях в 2021 году, когда исполнится 150 лет нашему театру и 100 лет театру Вахтангова в Москве!
- Владикавказ всегда считался культурным центром на Кавказе, люди здесь привыкли ценить настоящее искусство, притязательный сегодня зритель?
- Когда к нам приезжают гастролеры, они говорят, что потрясены нашим зрителем. У нас встают после спектакля, долго звучат овации. Раньше не принято было приносить актерам цветы, сейчас приносят. Это очень здорово. Зритель умный, талантливый, тонкий, добрый. Мы счастливы, когда ставим спектакль, и люди смеются или сопереживают именно там, где нужно, значит, они понимают, что мы хотели сказать. В театр сегодня ходит много молодежи. В малом зале у нас идет серьезная драматургия по произведениям Сартра, Камю, Гальсерана, Фриша - авторы, которых может понять только душевно и психологически подготовленный зритель. Закрывается занавес, и мы видим восторженные лица. Сейчас с большим успехом идет "Оркестр" Ануя - очень необычный спектакль, изысканный, который нужно осмысливать, люди выходят и говорят, что потрясены увиденным. И для нас это действительно настоящее профессиональное счастье!
- Сейчас много говорят о трансформации театрального искусства, о том, что надо экспериментировать, не бояться новаторства, Вы сторонник подобного подхода?
- Трансформация должна быть во имя чего-то, не приемлю формы ради формы. Если форму диктует содержание и позволяет ее выдержать, то в этом случае не боюсь экспериментов. А форму, чтобы просто сумничать, когда зритель приходит и не понимает, о чем разговор, не приемлю. Театральная Европа сегодня выхолощена подобными экспериментами - ушел актер, ушла система Станиславского, Вахтангова, Щепкина, школа переживания, когда скрупулезно разбиралась пьеса, когда применялся метод действенного анализа.
На смену актерскому мастерству пришла форма - технические эффекты, лазерные шоу - все сверкает, блестит… и вдруг в этом хаосе случайно возникает артист, на которого уже никто не смотрит. В одном городе шел спектакль "Мнимый больной", когда действие происходило в желудке у человека - в зале оставалось 15-20 человек, зачем такое новаторство? Зритель должен "голосовать" ногами за театр нужный или ненужный, когда зритель принимает спектакль - в зале аншлаг. Театр - это волшебство, которое меняет сознание и только таким он должен быть! У нас есть спектакль "Эти свободные бабочки!", за который мы в свое время в Орле получили приз за лучший спектакль. Речь о том, как слепой юноша влюбляется в соседскую девушку, которая сначала не замечает его слепоты. У них возникают отношения, любовь, и только потом она понимает, что он не видит. Но его мать, боясь, что его сердце будет разбито, борется с этими отношениями. В его жизни уже была трагедия, когда бросила любимая женщина, и его мама боится - очередное предательство окончательно погубит сына. В конце они остаются вместе. На этот спектакль приходила женщина со своим незрячим сыном. Потом она плакала и говорила, что в их семье происходит ситуация, описанная в нашей постановке. Она была противницей отношений своего незрячего сына с девушкой. Сын очень переживал, грозился покончить с жизнью. Но, посмотрев спектакль, она пересмотрела свою жизненную позицию. Вот в этом маленьком примере - ответ на все вопросы о сущности и силе театра, о том, как он может воздействовать на душу и сознание человека. Это и есть метафизика искусства.
- В одном из своих интервью Олег Табаков говорил, что театр - это ремесло, которое должно передаваться из рук в руки, молодежь обязательно должна иметь возможность учиться у мэтров сцены…
- Молодые актеры, которые приходят в театр, имеют главное - возможность расти в профессиональном плане. В спектакле все равны: и народные, и заслуженные, и рядовые. Актер растет на ролях и на хорошей режиссуре; у нас есть и то и другое. Вчерашняя молодежь уже занимает ведущее положение в театре - Алан Цалаев, Роберт Кисиев, Эльмира Бестаева, Зоя Бестаева, Алена Бондаренко, Никита Верзилин, Маша Федорович, Алан Тогоев. Эти имена уже известны зрителю. На них уже ходят. Они уже и творят историю Русского академического театра имени Е. Вахтангова. И когда-то скажут, что эти люди делали славу нашему театру, продолжали его традицию - дарить своему зрителю возможность чувствовать, искренне сопереживать, нести со сцены добро, любовь и покаяние.