На одном дыхании
Как и все творчество оперной певицы Анны Бабаян, ее сольный концерт на сцене обновленной Госфилармонии получился ярким и, безусловно, запоминающимся. Лауреат международных конкурсов, выпускница владикавказского колледжа искусств сразу трех отделений - вокального, духового, фортепианного, студентка 3 курса Ростовской консерватории им. С. Рахманинова, солистка Национального театра оперы и балета обладает достаточно богатым, сильным и виртуозным голосом, чтобы осилить сложные партии и замахнуться на выступление соло. Но чтобы добиться такого мастерства, певице классического сопрано пришлось изрядно потрудиться. Не успев взять одну вершину, Анна стремится к новой и нисколько не пасует перед серьезными фиоритурами. А еще успевает преподавать в Детской школе искусств Владикавказа и в музыкальной школе № 1 им. П.И. Чайковского по классу духовых инструментов. О себе, любимых героинях, что довелось исполнить на сцене, о самой сцене, суеверии - газете "Слово".
Про таких, как я, говорят - "ребенок кулис". Я выросла в музыкальной семье, мама Галина Бабаян - скрипач и гобоист, педагог, со¬листка симфонического оркестра, дядя - кларнетист, играл в духовом оркестре 58-й армии. Так что передо мной особо не стоял выбор - идти или нет в музыкальную школу, эта опция была по умолчанию, меня просто привели в 4-летнем возрасте в "музыкалку" и отдали на фортепиано.
Всякое бывало, но сегодня, к 27 годам могу точно сказать - нисколько не жалею, что свой жизненный путь связала именно с музыкой. Думаю, и даже уверена - ни в одной другой профессии себя бы так не реализовала. Спасибо моей маме, которая находила нужные слова, что все не напрасно, это придавало сил. Очень тяжело было совмещать две школы - общеобразовательную и музыкальную. Теперь сама, будучи педагогом, понимаю, что для детей это колоссальная нагрузка. Но искусство требует жертв.
"Начало пути" - название сольного концерта. Готовилась к нему долго и основательно, причем не только вокально, но и морально. Около года разучивала партии, некоторые пришлось выучить буквально за две недели до концерта. Репертуар подбирала тщательно, упор делался на разнообразие жанров. Пока нахожусь в творческом поиске, выступаю во всевозможных на¬правлениях, поэтому не могу сказать, какой премущественно я исполнитель - комедийный или драматический.
Сложнее, конечно, исполнять комедию. Драму легче прочувствовать, потому что в жизни больше бывает трудностей и их проще передать. А посмеяться просто так, ни с чего, заставив и других улыбнуться - не простая задача и не всегда получается справиться с ней правдоподобно, чтобы зритель поверил.
В принципе, я осталась довольна концертом и достигла своей личной отметки - "нравится", хотя по натуре довольно самокритичный человек. Да, не без помарок и шероховатостей, но то, что получилось вывести очень обширный репертуар, как по времени, так и по сложности, сами понимаете, голосовые связки не безлимитные, придает уверенности в своих силах. В дальнейшем, думаю, будет еще лучше.
В жизни творческого человека важен случай, удача. В моей практике пока не было ни того, ни другого. Конечно, однажды должно повезти, и принципиальное мое мнение - к удаче нужно быть готовой, чтобы суметь ею воспользоваться и взять высоту. Поэтому важно трудиться, работать над собой, не делать себе поблажек и быть целеустремленным.
Как рыба в воде чувствую себя именно в певческом плане. И здесь мне, конечно, помогли разносторонние направления, которые осваивала в музыкальной школе - фортепианное и духовое. Это не распыляет, как думают многие. Скажем, умение играть на фортепиано помогает довольно быстро разучивать сложные партии, а игра на духовых инструментах разрабатывает и отлично тренирует дыхательную систему, благодаря чему осиливаю большие фразы на одном дыхании.
В жизни каждого творческого человека есть люди, сыгравшие важную роль в его профессиональном становлении. В моем случае это преподаватели. Анатолий Рутенович Хугаев - народный артист Северной Осетии и заслуженный артист Южной Осетии, мой первый педагог по вокалу в училище. Шорлуян Татьяна Владиславовна - профессор Ростовской Государственной консерватории им. С. Рахманинова, заслуженная артистка Республики Ингушетии, член Всероссийского методического совета по вокальному искусству. Это мой педагог в консерватории. Они ковали из меня творческую личность.
Лариса Абисаловна Гергиева - человек, сыгравший значительную роль в моей творческой судьбе. И надо сказать, не только в моей. Можно бесконечно перечислять ее регалии и то, насколько значителен ее вклад в музыкальное искусство нашей республики. Но мне хотелось бы подчеркнуть исключительную способность Ларисы Абисаловны увидеть талант, распознать его и всячески помогать молодым дарованиям, давая возможности петь на большой сцене. Это дорогого стоит.
Артист без волнения - не артист. Страх перед сценой мне присущ всегда, но это такой драйв и эмоции, которые настраивают на нужную волну. Что касается суеверий, по большому счету я им не подвержена. Упали ноты и надо обязательно на них посидеть, чтоб не случилось чего дурного... Нет, не моя история. Но есть одна привычка - в любом месте, на любой сцене всегда выхожу с левой ноги (по природе я левша). На этом суеверия заканчиваются.
Есть определенные партии, которые по возрасту пока не могу исполнять, если возьмусь за них, просто потеряю голос. Есть оперы, которые учатся быстро, ложатся на голос, на слух и технические возможности позволяют их исполнять, а есть такие, что нужно учить чуть ли не годами, и они очень долго не укладываются, не усваиваются и, может быть, когда-нибудь... На данный момент подобную сложность представляет "Лючия ди Ламмермур", которая пока мне не дается, но думаю, в скором времени смогу ее осилить.
Виолетта из оперы "Травиата" - самый близкий мне по духу персонаж. Наверное, потому, что много схожих черт нахожу в себе с этой героиней. Ее внутренний образ, переживания, отношение к жизни, чувства к окружающим, к тому мужчине, в которого влюбляется...
Именно с "Травиатой" связана моя творческая мечта. Хотелось бы спеть оперу Джузеппе Верди не только на нашей сцене, но и за пределами республики. Для любого вокалиста особой магией притяжения обладают сцены Италии, Франции, Англии - это высший пилотаж.
Говорят, чтобы правдоподобно исполнить какие-то эмоции на сцене, нужно пережить и прочувствовать их в жизни, тогда и роль дастся. Соглашусь с этим. Немаловажно иметь за плечами жизненный опыт, потому как он дает возможность лучше понять героев, быстрее освоить роль. Но вот не решусь сказать, что в опере первично - природный дар или техника. На мой взгляд, и то, и другое.
23 с половиной года я в музыке - практически всю свою сознательную жизнь. Для меня музыка - это состояние души. Просыпаюсь с музыкой, с ней и засыпаю. Эталон пения в опере - Анна Нетребко, Джоан Сазерленд. На их творчестве учусь, к ним обращаюсь за вдохновением.
Я родилась в Осетии - это мой дом, моя родина, которая придает мне сил и дает возможность реализовывать свою мечту. И я очень рада, что первый мой сольный концерт прошел именно в Осетии. Стремлюсь к новым горизонтам. Впереди новые цели и мне не терпится их преодолеть.