Подарите и нам «Сириус»
Три года назад по предложению Президента России в Сочи на базе олимпийского объекта был открыт детский образовательный центр «Сириус».
Он не стал лагерем в привычном понимании этого слова. Главное его отличие от «Артека» и «Орленка» в том, что «Сириус», в первую очередь, является учебной площадкой. Основная его цель - развитие и профессиональная поддержка детей, одаренных в области искусства, науки и спорта. Каждый месяц в Центр приезжают школьники, которые добились определенных успехов. Они уже представляют Россию на международных олимпиадах! И сегодня хотят быть первыми!
На протяжении 24 дней (ровно столько длится смена) они занимаются под пристальным вниманием ведущих специалистов. Упорный труд и мастер-классы с девяти утра до позднего вечера только в радость. И если вы уже представили замкнутых подростков в очках с толстыми стеклами, то героини этого интервью убедят вас в обратном. О талантливых детях со всей России, о правильном подходе к творчеству и о том, возможна ли дружба между математиками и художниками газете «Слово» рассказали художницы Алина и Алана Цаболовы, которые побывали в образовательном центре города Сочи,
- Вам посчастливилось провести в «Сириусе» целую смену! Сложно было попасть в лагерь? Насколько большой был конкурс?
Алана: Честно говоря, мы даже не знали, много ли людей участвует в конкурсе по направлению «Живопись», просто заполнили заявки на сайте «Сириуса», отправили фотографии своих работ и грамот и стали ждать. А через шесть месяцев пришло письмо. Нас звали в «Сириус»!
- В какой форме проходили занятия? Это были уроки, как в школе? Или лекции, семинары и тому подобное?
Алана: В хорошую погоду мы ходили писать этюды на море, ездили в горы, остальное время работали в студии, Занятия проходили в форме мастер-классов, то есть преподаватель показывал, мы старались повторить,
Алина: Мастер-классы проводили художники из московской Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Мастера обучали нас, показывали и подсказывали разные приемы акварельной живописи. Но при этом нам всегда повторяли, что мы можем делать что хотим и как хотим, экспериментировать с различными приемами, добавлять что-то свое. Нам разрешали даже выполнять графику, несмотря на то, что наша специализация - именно живопись. Я считаю такой подход к творчеству наиболее оптимальным.
- Времени на общение и отдых хватало? Или занятия, занятия, занятия...?
Алана: Хватало. Помимо занятий, в программе смены были концерты ребят направления «Музыка», также всех нас водили на хоккейные матчи, фигурное катание, мы ездили в Красную поляну, В общем, интересных мероприятий было очень много.
- А общий язык с остальными ребятами легко находили?
Алина: Мы подружились практически сразу, еще при заезде. Причем не только со своим отрядом, но и с детьми других направлений: танцорами, спортсменами, инженерами. Очень интересно было наблюдать за ними, особенно за музыкантами, которые в свободное время собирались в холле и играли музыку собственного сочинения. Кто-то сидел рядом и слушал, кто-то наслаждался музыкой всего несколько секунд, проезжая мимо на лифте. Но, конечно же, интереснее всего было общение со всеми этими людьми, людьми одаренными и абсолютно уникальными. С некоторыми из них я поддерживаю связь до сих пор.
Алана: И даже то, что мы все в своей речи постоянно использовали термины, непонятные остальным, абсолютно не мешало общению. Например, мы - живописцы часто употребляли понятие «этюд», у музыкантов и спортсменов также были какие-то свои слова. При встречах это было поводом для постоянных шуток.
- Что самое главное вы вынесли из «Сириуса» ?
Алина: Во-первых, я научилась очень многим приемам акварельной живописи, о которых раньше не знала. А если и знала, то не умела применять их правильно. Во-вторых, я получила возможность пообщаться с огромным количеством людей из разных уголков нашей страны. Это было очень интересно и оставило свой след. В конце концов, это большой опыт для меня, как практический, так и эмоциональный. Благодаря поездке в «Сириус» я поняла, что в нашей стране живет невероятное множество талантливых подростков, которым необходимо давать возможность реализовать свои идеи, создавать условия. И я считаю, что «Сириус» справляется со своим предназначением на все 100%. Очень хотелось бы попасть туда еще раз. Жаль, что бумага и чернила не могут в полной мере передать атмосферу и эмоции. Смех, горящие глаза и искренние улыбки девушек - лучшее доказательство того, что «Сириус» - это прекрасно, ярко, интересно и главное - нужно.
Своими впечатлениями от «Сириуса» с газетой «Слово» поделился также кандидат педагогических наук Алексей Борисович Тменов.
- Для того чтобы попасть в «Сириус», школьнику нужно заполнить анкету, рассказать о себе и своих достижениях. Алексей Борисович, а как Вы попали в «Сириус»?
- В июне на базе «Сириуса» проходили курсы повышения квалификации. Ректор Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования Людмила Исакова предложила мне, как человеку, который занимается проблемами русского языка, посетить эти курсы. Меня и остальных участников ожидала обширная программа. Мы встречались со «светилами», мэтрами преподавания русского языка, обсуждали основные проблемы образования. Но помимо того, что я участвовал в семинарах с позиции слушателя, мне удалось выступить в роли преподавателя и рассказать о своей адаптивной системе обучения русскому языку. Смысл системы заключается в том, чтобы индивидуализировать учебный процесс, адаптировать его под каждого учащегося. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня существуют серьезные проблемы в области преподавания русского языка. Свидетельство тому - прежде всего, результаты ЕГЭ.
- А разве ЕГЭ можно считать реальным показателем знаний? И совместим ли он вообще с одаренностью?
- ЕГЭ универсален и великолепен по своей форме. Главный плюс Единого государственного экзамена в том, что эта форма аттестации является и выпускной, и вступительной. Таким образом, учащиеся, которые находятся на национальных окраинах, получают реальную возможность стать студентом престижного вуза. Но, к сожалению, по содержанию ЕГЭ не выдерживает никакой критики. Учителя, будучи заложниками этой системы, дают учащимся готовую информацию по предмету, но не учат получать знания. Надо разделять два понятия: натаскивание на предмет и владение этим предметом. В нашей российской школе сегодня понятие академических знаний неактуально.
Дети сейчас обладают репродуктивной воспроизводящей деятельностью, деятельностью по образцу, а креативное и личностное начала напрочь отсутствуют. Казалось бы, обыкновенное сочинение - просто рассуждение на определенную тему. А учащиеся практически не владеют письменной речью. Да и устной не особо.
- Ни за что не поверю, что эта проблема свойственна и ученикам «Сириуса».
- И правильно сделаете. Кроме участия в семинарах, лекциях, мастер-классах, у нас была возможность пообщаться с детьми. Дети действительно уникальны и одаренны, причем, в самых в различных областях. В «Сириусе» представлено направление искусствоведческое: это живопись, музыка, балет; есть там и спортсмены, есть и юные ученые. Я, понятное дело, больше общался с детьми, которые приехали в «Сириус» по филологическому профилю. Во время наших занятий предложил им проанализировать своеобразный сленг «Сириуса». Дело в том, что в Центре принята система понятий, которую понимают те, кто в «Сириусе» побывал. Это различные аббревиатуры и иносказательные слова. Так вот, ребята-литературоведы попытались разобраться в содержании используемых на территории лагеря понятий. И надо сказать, очень успешно.
В «Сириусе» собираются дети, для которых интеллектуальная оболочка своего города, школы, учебного заведения, стала тесной. А ведь развитие происходит только тогда, когда планка завышается. А «Сириус» позволяет, во-первых, объединить подобных: таких же развитых и мотивированных, готовых трудиться и состязаться, а во-вторых, заниматься под пристальным вниманием лучших специалистов. Например, будущий журналист. У него есть свои кумиры: Киселев, Соловьев. Где с ними можно пообщаться? Только в «Сириусе»! Что может быть лучше живого контакта молодых талантливых людей с корифеями?
- Вы сказали, что у детей в регионах практически нет возможности роста. Как Вы смотрите на создание подобной образовательной площадки у нас в республике? Тем более, что Владимир Путин заявил, что «Сириус» должен быть определенным Центром для создания целой системы подобных учреждений в регионах РФ.
- В любом регионе такие площадки должны быть. Подобную площадку необходимо иметь и у нас в Северной Осетии. Пускай это будет пока не круглогодично, пускай это будет в каникулярное время, но такой Центр нужен. Опыт «Сириуса» нуждается в большом изучении, тщательном анализе и преломлении конкретно к каждому региону. Никто не говорит, что мы сразу выйдем на всероссийский уровень. Надо быть конкурентоспособным, чтобы учащийся из другого региона захотел поехать в Осетию. А пока дети из Осетии едут в Сочи. За примерами и ходить далеко не надо. Алине и Алане Цаболовым стало интересно, девочки подали свое резюме, никого к этому не подключая, и в частном порядке поехали в «Сириус». Вернулись полные впечатлений и восторга. Правда, я не знаю, был ли еще кто-то из Владикавказа в «Сириусе». Не уверен.
-А «купить» себе талант, чтобы побывать в Центре, возможно?
- Что Вы! Коррупция исключена. Попасть туда за деньги невозможно. Преподаватели, которые были со мной в «Сириусе», интересовались, что надо сделать для того, чтобы их дети смогли попасть в этот лагерь? Как? Через кого? На них смотрели непонимающими глазами. Какая коррупция?!
- Если смотреть на «Сириус», с точки зрения психолога, правильно ли выделять одаренных детей в отдельную группу, клан?
- Есть в психологии такое понятие, как деятельностный подход. В чем он проявляется? Живет на свете маленький ребенок лет пяти-семи. Родители не знают, куда его отдать. Я всегда советую: отвезите его в художественную школу, он возьмет в руки кисть и поймет, его это или нет. Потом отдайте его в музыкальную школу, если не пойдет, отдайте в спорт, в танцы. Наши внутренние природные задатки могут реализоваться только при условии включения в деятельность. Это значит, что у нас есть определенный потенциал, но мы его еще не нарастили, мы к нему не приблизились. А «Сириус» помогает это сделать. Задача Центра - в погружении в атмосферу. Для кого-то «Сириус» может стать толчком. Ребенок пробыл там 24 дня, и если у него были какие-то сомнения, то после общения со сверстниками и преподавателями, может понять, в верном ли направлении он движется. Дети с общими интересами находятся вместе в закрытом пространстве под вниманием выдающихся специалистов. И в результате рождаются шедевры.
- У «Сириуса», бесспорно, очень много плюсов. А есть ли минусы?
- Минусов я не вижу никаких. «Сириусу» удалось избежать даже такой опасной болезни, как коррупция. Надеюсь, эти злокачественные клетки не коснутся его никогда. Единственное, что расстраивает - это то, что мы пока имеем только один такой федеральный Центр. А надо создавать региональные, муниципальные, чтобы отслеживать судьбу детей, мотивировать, давать хорошее образование.
И тогда яркий, но пока одинокий «Сириус» станет частью огромного созвездия из подобных школ и лагерей.