Новость из разряда "ничего себе!" - Республиканский физико-математический лицей вошел в топ 100 лучших школ РФ по математическому профилю. Педагогический коллектив уверен: получить достойный багаж знаний, с которым покоришь мир, можно и в обычном провинциальном учебном заведении, было бы желание.
Такая несокрушимая убежденность стоила немалых трудов - почти 15 лет назад был выбран курс развития лицея и с присущей математикам скрупулезностью разработан алгоритм действий, он и по сегодняшний день четко и последователь¬но внедряется в жизнь. Результаты оказались весьма впечатляющими - ученики лицея с легкостью покоряют научные вершины в самых престижных технических вузах страны и не только. К слову сказать, уже двое воспитанников лицея успешно учатся в университете Иннополиса, который по праву считается интеллектуальным ядром первого в России города высоких технологий. Попасть туда мечтают многие. Ну а пока другие мечтают, наши уже учатся. О нестандартном подходе к образовательному процессу газете "Слово" рассказывает директор лицея Франкель Магомедов.
- Мы занимаемся естественными науками, и они требуют более строгой дисциплины, но в то же время без элементов творчества, конечно, не обходится. Дисциплины сложные, дети разные, и иногда приходится находить нестандартные подходы к каждому ребенку. Я сам учился в этой школе. После окончания СОГУ вернулся сюда учителем химии. Это были сложные 90-е годы, когда образованию уделялось ничтожно мало внимания.
И многое из того, что заложил еще первый директор нашего математического лицея Мюрат Абаев, было утеряно. Когда в 2004 году меня назначили директором, было решено возродить традиции именно этой физико-математической школы. Мы начали сотрудничать со многими вузами страны. Первыми стали математический факультет СОГУ, физико-технический факультет, пригласили ряд преподавателей, и они начали совместную с нашими педагогами работу по подготовке обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях. Так была создана крепкая команда профессионалов и единомышленников. Результаты появились сразу.
- Сегодня уровень подготовки ваших учеников позволяет им поступать в самые престижные вузы страны. Каким образом удалось этого добиться?
- Я давно понял одну важную вещь - нельзя учить ради самой учебы, должна быть какая-то цель. Поэтому мы сделали школу специализированной. Наши направления - математика, физика, информатика. Мы готовим детей к поступлению в технические вузы. Поэтому начали строить определенные отношения с такими московскими вузами, как: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет им.Баумана, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Мы не просто формально подписываем договора, а сотрудничаем напрямую. Наши учащиеся 8 -11-х классов обучаются в Заочной физико-технической школе при МФТИ.
Московский Центр непрерывного математического образования на базе нашего лицея проводит предметные олимпиады. Много лет мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским технологическим университетом - ИТМО. Достаточно сказать, что студенты этого вуза уже несколько лет подряд становятся чемпионами мира по программированию, то есть уровень подготовки очень высокий. И ежегодно по результатам олимпиад этого вуза наши обучающиеся зачисляются на первый курс вне конкурса.
- Зачем Вам лично все это нужно, можно ведь совершенно спокойно довольствоваться средними показателями и не сворачивать горы?
- Очевидна прямая взаимосвязь между уровнем образования ученика и его успехом в жизни. Убежден - чем не¬ доучить, лучше вообще не учить. Мы, взрослые, должны чувствовать ответственность за своих детей. Мы должны понимать настоящее и сделать так, что¬бы наши дети были не просто адаптированы ко времени, а были на шаг впереди. Сегодня не нужно жить в мегаполисе, чтобы иметь доступ к хорошему образованию. Благодаря современным технологиям у образовательного процесса сегодня нет границ. А качественное образование - это та база, на которой можно построить свою жизнь.
- Мотивировать детей на учебу достаточно сложно, какими бонусами привлекаете, или у вас учатся особенные дети?
- В этом вопросе мы не исключение, процесс мотивации и для нас достаточно острый. И в этом случае виноваты даже не дети, а их родители, которые не всегда сами верят в силу знаний, в значимость образования. Приходится ломать стереотипы, мы убеждаем родителей, что детей надо отпускать на учебу в столичные вузы, чтобы они могли себя реализовать. Около 70% выпускников нашего лицея поступают в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга именно на технические специальности. Мы поставили перед собой цель - воспитать будущую научно-техническую интеллигенцию. Огорчает как раз то, что практически все они остаются работать в центре или становятся востребованными специалистами за границей. В республике не создано той базы, где можно реализовать их потенциал. У нас есть ряд предприятий, которые достаточно технологичны, но их мало. И, конечно, молодые люди остаются там, где могут достойно зарабатывать и достойно жить.
- Если говорить о технической базе, лицей хорошо оснащен?
- Нам помогает Министерство образования и науки республики, причем, такое отношение было всегда - каждый министр уделял особое внимание лицею. В 2008 году был осуществлен капитальный ремонт в основном корпусе лицея. В кабинет физики было закуплено новое лабораторное оборудование. Более того, сейчас Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания разрабатывает проект строительства детского технопарка "Кванториум" на базе РФМЛИ. С ним откроются новые возможности, мы свяжем теорию с практикой, сможем научить наших будущих инженеров элементам исследования, проектной деятельности, они станут более востребованными студентами, потому что уже к первому курсу вуза за их плечами будет солидный опыт. Открытие "Кванториума" запланировано на конец 2018 года.
- "Горячей" сегодня теме криптовалют предрекают большое будущее. Биткойн и как его вырастить - таких уроков не бывает у ваших учеников?
- Заключен договор с Высшей школой экономики и мы являемся ее школой-партнером. Руководство вуза высказало пожелание, чтобы в учебный план лицея был добавлен предмет "Экономика", где учащиеся могли бы получить начальные знания в этой области и лучше подготовиться к учебе в данном учебном заведении.
- Какие дети приходят к вам в первый класс?
- Принимаем всех желающих, но в процессе учебы, конечно, какая-то часть учеников отсеивается, не каждый выдерживает такие нагрузки. Экзаменационная аттестация проводится после четвертого, седьмого и девятого классов. Если ученик получил по физике или математике тройку, в десятый класс он уже не переходит. Ритм обучения достаточно напряженный, иногда родители жалуются, что много задают. Но я консультируюсь с нашими выпускниками, теперь уже студентами столичных вузов, и никто из них не сказал, что лицей дает лишние знания. Наоборот, они советуют ввести тот или иной предмет дополнительно для того, чтобы лучше быть подготовленными для учебы в технических вузах. Я стараюсь эти "подсказки" учитывать. Так были введены несколько бесплатных факультативных курсов.
- Понятно, что при таких показателях, должен быть очень сильный педагогический коллектив …
- Я всегда говорю - каждая победа наших учеников - это победа всего педагогического коллектива. Базу, основу всех знаний, без которой работать невозможно, закладывает учитель начальных классов. В начальной школе прекрасная команда - почти все учителя высшей категории, очень часто и весьма успешно сами выступают на профессиональных конкурсах. В старшей школе основная нагрузка ложится на преподавателей математики, физики и здесь мы можем гордиться теми блестящими педагогами, которые работают в РФМЛИ - у нас их целая плеяда: Ольга Владимировна Угнивенко, Нелли Александровна Маргиева, Наталья Константиновна Байбус, Елена Витальевна Бурнацева, и можно еще многих перечислять, все они профессионалы своего дела, любящие работу и детей, а это очень важно.
- Как же все-таки удалось попасть в ТОП лучших школ математики России?
- Как я уже говорил, мы сотрудничаем с Московским центром непрерывного образования, это некоммерческая организация. Учредителями этого центра являются Московский Государственный Университет, Московский физико-технический институт и т.д., то есть ведущие вузы страны, которые изначально ставили перед собой цель сохранить традиции советской математической школы. Центр учитывал результаты выступлений детей на предметных олимпиадах различного уровня и ЕГЭ, так лицей был включен в ТОП-100.
- Двое ваших выпускников поступили и учатся в Университете Инополиса, причем успешно учат-ся, это ведь для лицея достаточно серьезная оценка проделанной работе?
- Наша задача работать на самих детей. Раньше было тяжело получить внешнюю оценку. Сейчас это сделать гораздо проще - достаточно участвовать в олимпиадах, которые проводят лучшие вузы России, более того, по результатам олимпиад, можно поступить и в сами вузы. Мы своих учеников нацеливаем на максимальный результат. Раньше они сами себе выстраивали барьеры, говорили, что невозможно поступить в центральные вузы, что другой уровень подготовки, но это все в прошлом. Сегодня наши дети уверены в себе, своих знаниях и готовы покорять серьезные вершины.