Современные музыкальные реалии
Критикуя всех, кто отчаянно пытается попасть на музыкальный олимп, мы забываем упомянуть о настоящих талантах. Часто можно слышать, что исполнители без академического образования не могут называть себя «артистами». Конечно, это обоснованное мнение имеет место быть, но как быть тем, чья творческая жилка проявилась уже в зрелом возрасте.
Для того чтобы максимально беспристрастно разобраться в этом вопросе, мы решили изучить обе стороны одной музыкальной медали.
Артур Дзилихов, мастер спорта и серебряный призер первенства России по тяжелой атлетике, а также начинающий исполнитель, более известный под псевдонимом «ADZA», рассказал о своем пути в мир музыки.
- Артур, в какой момент Вы поняли, что хотите заниматься именно музыкой?
- В жизни, помимо учебы, я многим увлекался, но музыка оставалась неизменной частью моего досуга. Дома всегда находилась гитара и мне было несложно научиться играть, потом начал петь, а недавно подарили синтезатор, который я потихоньку осваиваю. Полгода назад мы с семьей уехали отдыхать, я, как обычно, взял с собой гитару, чтобы при возможности что-то спеть. Через пару песен мне начали говорить, чтобы я всерьез задумался о музыке, но я понимал, что даже имея хороший слух, правильно петь все-таки не умею. По приезде домой друг, который уже выступает, посоветовал мне записаться на уроки вокала. Через какое-то время я попал к Илоне Кесаевой и Маргарите Бираговой на марафон. Наши занятия начались с правильного дыхания и звукоизвлечения, это физически важный процесс. Тогда я понял, что при правильном пении бывает задействовано все тело и это только кажется легко. Илона и Марго сумели во мне что-то разглядеть и в данный момент я могу назвать их своими наставниками. Несколько дней назад с Илоной вместе выступали в Фиагдоне. Я исполнял три песни.
- Что означает «ADZA»?
- Это мои инициалы, которые я сложил в творческое имя. В начале и в конце первая буква моего имени, а в центре - первые буквы фамилии. Говорят, что псевдоним можно поменять только один раз и, возможно, я этим воспользуюсь.
- Кто нравится из исполнителей?
- Честно говоря, из новой школы мало за чьим творчеством слежу. С детства слушаю Басту, из зарубежных рэп-исполнителей: 50 Cent, Тупак, Джо Кокер, Рэй Чарльз, Джеймс Браун и Стинг. Эти артисты - классики, в школе мы скачивали друг у друга их песни на свои устройства. Сейчас мне нравится Jah Khalib, думаю, что с его творчеством стоит познакомиться. Песни, которые он исполняет, максимально правдивы и цепляют каждую клеточку организма. А жанр выделить не могу, потому что слушаю много разных направлений от кантри до джаза.
- Как Вы считаете, музыкальное образование важно?
- Я бы этого хотел. Если бы была возможность вернуться назад, обязательно получил бы музыкальное образование по классу фортепиано или саксофона. Однако время уже ушло, и образование было получено другое, правда, я вряд ли когда-то стану работать по специальности. Спортсмен же становится спортсменом без спортивного образования, хотя существуют специализированные спортивные школы и факультеты. Некоторые повара, имеющие звезды «Мишлен», не имеют соответствующего образования. Люди приходят в рестораны только ради их изумительных блюд и никто из гостей не проверит наличие диплома. Они сумели создать себе имя. Кухня - это такое же искусство, а образование необходимо юристам и врачам.
- Вы не боитесь конкуренции?
- Мне однажды правильно сказали, что каждый найдет своего слушателя. А конкуренции здесь не существует, она присутствует в бизнесе, а не в творчестве. Если относиться к этому процессу созидательно, то конкуренция тебя никак не коснется. Места хватит всем.
- Как думаете, что людям нравится в Вашем исполнении?
- Мне сложно судить объективно, это лучше узнать у слушателей. Я просто люблю это дело и стараюсь максимально отдать эмоции и передать чувства. В творчестве важны напор и искренность, люди всегда чувствуют, честен ли с ними артист. Нужно уметь себя правильно преподносить, к сожалению, некоторые в первую очередь оценивают визуал. Сначала смотрят на картинку, а потом уже слушают исполнение.
- Вы сами пишете тексты к песням? Если да, то что вдохновляет?
- Тексты стараюсь писать сам, но на данном этапе мне помогают. Просто стараюсь замечать и подмечать незначительные детали. Вижу все, что происходит вокруг меня, еще часто черпаю вдохновение из других произведений. Из песен, которые слушаю, из книг, которые читаю, и из фильмов, которые смотрю. Все, чем живу.
- Какие цели в музыке? К чему стремитесь?
- Самое главное, к чему стремлюсь - это найти своего слушателя, чтобы люди получали удовольствие и им нравилось. Я хочу не просто хорошо петь, а максимально расширить диапазон своих музыкальных возможностей. Из ближайших целей - выучиться и писать как можно больше песен. Сейчас начал изучать секвенсор. Это программа, которая включает в себя всю студийную работу, от правильной записи до воспроизведения формальных ритмических фигур. Как минимум это надо знать, я не отношусь к числу тех, кто просто поет, пишет песни и ни о чем больше не думает. Я хочу быть разносторонне развитым в этой сфере.
- Назовите три качества, которые Вам помогают, и три, которые мешают в жизни?
- В определенных ситуациях как мешает, так и спасает стеснительность. Лень присутствует, но это, скорее, относится к каким-то энергозатратным действиям, которые не хочется выполнять. Редко, но все же бывают эмоциональные качели. Счастье, радость, страх, смятение - это же эмоции и иногда одно накладывается на другое, но это присуще всем темпераментным людям. Целеустремленность, честность и пытливый ум. У меня всегда была потребность в знаниях. В жизни много чего попробовал: профессионально занимался тяжелой атлетикой, играл на гитаре, в определенный период жизни взахлеб читал книги, английским владею хорошо.
- Вы готовы морально и к тому, что Ваши песни нравятся не всем?
- Тут уже, как говорится, «на вкус и цвет...» Мое творчество - это мое видение. Я стараюсь следить за текстом в своих песнях, чтобы некоторые формулировки не выходили за границы приличия. А пение ведь чуть-чуть другая ипостась. Хорошее, красивое исполнение обязательно понравится и найдет отклик.
- Какая социальная платформа Вам ближе?
- Однозначно YouTube. Я думаю, там гораздо честнее. Реальные просмотры реальных людей. Туда перешел весь контент. Сейчас настолько развиты Интернет и дистрибуция, что для продвижения нет необходимости принадлежать к какой-то продюсерской компании или лейблу. С нынешней сложной ситуацией таргетинг немного приостановился, но трудности не вечны, нужно продолжать работать.
Сейчас другое время, чтобы прославиться, не нужно иметь даже полного среднего образования, не говоря о высших учебных заведениях. Мы можем долго ругать молодежь и сравнивать с теми, кто жил во времена СССР, но важно не забывать, что самородки не привязаны ко времени и одаренным людям не обязательно заканчивать консерваторию, музыкальное училище или театр, чтобы своим голосом проникать в самую душу слушателей. Анна Герман, Майя Кристалинская, Александр Розенбаум, Кристина Орбакайте, Людмила Гурченко, Юрий Шевчук, Наргиз Закирова, Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Виктор Цой, Ани Лорак, Игорь Тальков, Зиверт, Джони, Эмин, Джимми Хендрикс, Брайан Мэй, Рианна и Шер. Все они выдающиеся исполнители, некоторые из них не просто стали известны в своей стране, они красной нитью вписали свое имя в музыкальную индустрию, не получили музыкального образования. Отсутствие диплома не уменьшило уровень их таланта и никаким образом не повлияло на отношение и многомиллионное признание людей. Получается, что образование как красивая упаковка, в которую завернут драгоценный камень, без нее тоже хорошо, но с ней презентабельней. Возможно, когда-нибудь ряды этих мастодонтов пополнит молодой исполнитель Артур Дзилихов, чей момент славы обязательно наступит.
Элеонора КОЧИЕВА