«Тело, как из слоновой кости, или глаза-сапфиры...»
Ее стихами уже зачитываются все твои знакомые и в один голос вопят: "Мощь!" Ретро градам необычный стиль на писания стихов не понятен, а молодая и искрящаяся талан том Алета Айдарова, живя в Испании, не очень-то и парится и продолжает творить. О себе, любимых авторах и родном Владикавказе Алета рассказала нашей газете.
- Как так вышло, что девочка из Владикавказа попала в солнечную Испанию?
- Ой, это очень долгая история. Поэтому скажу просто: отцу предложили здесь работу в клинике. Так что, сначала уехал он, а затем потихонечку перевез нас всех.
- Чем конкретно ты занимаешься в Испании?
- Заканчиваю магистратуру. Преподаю английский в языковой школе, я бы и русский вела с огромнейшим удовольствием, но народ не идет (улыбается). Пишу.
- Поговорим как раз о последнем , о твоих стихах. Как рож дается очередное творение?
- Как правило, это просто реакция на происходящее, которое каким-то образом тебя трогает, вызывает несогласие или провоцирует поток мы слей, который нужно упорядочить, чтобы остановить. Но упорядочить, не в смысле разложить строго по полкам, любое творчество, по-моему, совсем не про это, а в смысле посмотреть на все со стороны. Чья-то история, какая-то новость, несправедливость, личные переживания, слово необычное, да все на свете может послужить катализатором, и вот ты уже строчишь что-то в за метки. А рифма - это просто случайный приятный бонус.
- У стихотворений необычный для многих людей стиль. Расскажи об их специфике.
- Честно говоря, я к нему не сразу пришла. Я очень внушаемый человек, и стоило мне прочесть кого-то, чей стиль мне понравился, как тут же начинала замечать, что неосознанно пишу в их манере. Со временем это прошло, но все равно вы шел такой симбиоз меня и всех тех, кто мне когда-либо "зашел". А нравились мне, как правило, те, кому важно содержание, а не форма. Как толь ко начинаешь притягивать рифму и кроить все на писанное, лишь бы подогнать к привычному всем ритму, то вкус не тот уже. Не спорю, править и перечитывать нужно, но не подходить к этому с больным фанатизмом, это ведь не твое получается совсем. Ну и стараюсь не брать банальные те мы и рифмы, и если замечаю их у себя, то бывает очень стыдно (смеется).
- Как давно ты начала писать?
- Прозу с детства писала, задавали один лист - приносила пять. Стихи намного позже появились, и то из вредности (смеется). Как-то раз была в санатории в седьмом или восьмом классе, и услышала, как девочка из Ростова читала свой стих. И столько пафоса в нем, и тема беспроигрышная: дождь и несчастная любовь. И я подумала, что, наверное, смогла бы лучше. Я выкинула школьную тетрадь, теперь жалею, весело было бы перечитать. И стыдно. Потом был перерыв курса до третьего. У нас был предмет письменный перевод или что-то в этом духе, сразу понятно, как прилежно я училась, что не помню названия (смеется) и нам предложили перевести один стих из трех предложенных. Больше перерывов не было.
- Почем у ты не публикуешь их? Они есть на таких платформ ах, как ВК и Instagram , но нет в журналах. Как так вышло?
- По мне эти платформы сейчас самые лучшие, нет?! Прошла эра пузатых дядь из редакций, которые решали, иметь тебе аудиторию или ты бездарь, недостойный внимания. Пару раз отправляла в какие-то журналы, но на солидные издания и фестивали я не замахиваюсь. У меня нет филологического образования, я не пью (смеется) и не считаю себя "гласом времени", так что мне там делать нечего. Но обратная сторона ВК и Instagram в том, что наряду со способными людьми, получили доступ к аудитории и бездарные, поэтому я легко могу понять презрение литераторов к тем, у кого "популярные в Интернете стихи", и не жду от них признания и любви.
- Какая реакция бывает на стиль твоих стихов? Есть ли те, кому он претит?
- Реакция разная. Мы ведь все понимаем, како го качества творчество нужно массам. Нужно что- то простое, понятное и беспроигрышное. Так что, такая неоднозначная реакция больше радует. Кому-то очень нравится эта, как они ее называют, "дерганая" подача, кто-то жалуется, что из-за нее упускает смысл и приходится перечитывать несколько раз (что, опять же, не может не радовать), кому-то не нравятся затрагиваемые темы, а кто-то, напротив, за них благодарит, есть и такие, кто просто откровенно хэйтит, дескать Пушкины да Лермонтовы бы в гробу перевернулись (улыбается). Но ведь главное в творчестве - вытащить из человека эмоции, не важно, какого рода. Так что, я просто продолжаю делать, как считаю нужным, а мой читатель сам меня найдет.
- Есть ли амбиции создать что-то масштабное? Как роман в стихах, например.
- Как назвать амбиции вперемешку с ленью и нежеланием брать на себя ответственность? Мечты (смеется). Я и себя поэтому не называю, не хочу, чтобы от меня кто-то что-то ждал грандиозного, хочу просто делать то, без чего не могу, но без каких-то сроков и требований. Как только начинаешь себя заставлять писать, сразу, сейчас скажу это избитое и тошнотворное, "муза покидает". Насчет романа в стихах не знаю, но мне становится все интереснее писать песни, и не только на русском.
- К слову о последнем . Я знаю о твоей коллаборации с одним из наших местных музы кантов. Вы ходит у вас отлично. Расскажи о ней поподробнее.
- Для начала надо сказать, что во Владикавказе невероятно огромное количество талантливых музыкантов. И еще к этому добавить: Зелим Каруев - гений (смеется). Серьезно, парень гитару в руки взял пару лет назад, а петь начал по-моему позавчера, и такое выдает. Это все случайно получилось. Я услышала, как он "джемит" и просто говорит все, что в голову взбредет, вообще без рифмы и при этом музыкально. Ну и предложила, чтобы как-нибудь мой стих спел. Пошутили, забыли. Потом как-то в переписке ему это напомнила. Он говорит: "ща" - и минут через двадцать скидывает демоверсию. И мы просто по приколу запостили к себе. И все как с цепи сорвались: "когда-когда". Он уже спел четы ре стиха и специально для него написанную песню, так что ждите альбом. И, кстати, это не первая случайная и плодотворная коллаба. Фариза Гаглоева, художница, уже как год моя хорошая подруга, неиссякаемый источник идей и по совместительству иллюстратор моей графомании. Не перестаю удивляться ее фантазии и стилю. Иногда, бывает, захожу на страницы подписчиков, любопытно же посмотреть, кто меня читает, а там в сохраненках наши картинки. Радуюсь, аки ребенок.
- Кого из поэтов ты сама любишь?
- Их очень много. Причем мне может понравиться один стих и не понравятся сто, но я все равно буду говорить, что это мой любимый поэт потому, что-то одно - в самое сердце. А так Цветаева, Пастернак, Хармс, Маяковский, Бродский, Рыжий и много-много кто еще. Очень люблю искать современных крутых авторов и всем о них рассказывать. Так что и вам расскажу: Дзера Тамаева, Костя По тапов, Фима Ананасова, Арчет, Стефания Данилова, Ира Знаменосец. Недавно познакомилась с молодым поэтом, ВКонтакте записан как Кристапс, просто невероятный. Кстати, еще странно, что не которых рэп-исполнителей не берут в расчет, они многим классикам фору дадут.
- Скучаешь по Владикавказу?
- Запрещенный вопрос. По самому городу немного, мне все равно, где жить, но если приеду, будут, конечно, вспышки доброй грусти и ностальгии. По близким людям и эмоциям, испытанными рядом с ними, по своей творческой (друзья зовут ее "хипстерской", но это не так!) тусовке - безусловно. Но в эпоху Интернета это не смертельно. Всегда есть ощущение, что они рядом потому, что телефон под рукой. Единственное, когда читаю комментарии в новостных пабликах - все скучания как рукой снимает (смеется).
- Когда была последний раз здесь?
- Не была с тех пор, как уехала, третий год пошел. Любопытно, как там все. Вижу, что многое изменилось и что появляется все больше площадок для молодежи. Моя любимая преподавательница из университета говорила: "Вы думаете, что разъедетесь, но у вас всегда здесь будет запасной аэродром, это не так, ваше место займут другие люди". Однако, хочу думать, что я исключение.