Знак равенства

15.07.2016 11:10
Знак равенства

Восьмилетний Илья очень любит фотографировать. Он даже снял настоящий мультфильм на старенький фотоаппарат, который папа отдал сыну на растерзание. Мальчику повезло, в семье прекрасно понимают его особые потребности и поддерживают любые начинания. А еще ему повезло с папой. Роман Кудренко работает в ресурсном Центре по развитию инклюзивного образования и возглавляет североосетинскую организацию слабослышащих "Мир звука”. Роман Владимирович хорошо знает, что сделать, чтобы такие дети, как Илья, с особым развитием получили достойное образование и нашли себя в жизни. В интервью газете "Слово” наш собеседник рассказал, на каком этапе находится инклюзивное образование в Осетии, в чем республика первая и почему процесс "включения" идет медленно.

 

-С 1 сентября родители на законных основаниях могут подать в суд на любую общеобразовательную школу, которая не примет ребенка-инвалида. То есть государство посчитало, что инклюзивное образование уже на том уровне, когда все вопросы сняты? Так ли это?

-Проблем на самом деле множество. Но в республике сделаны первые шаги, сделаны уверенно, сейчас закладывается фундамент инклюзии. И в этом случае можно смело говорить, что в Северной Осетии легендарный опыт. Взяли лучшее из российских, мировых практик и выкладываем свой путь. Считаем, что он правильный. Вопрос только в возможностях финансирования. В состав ресурсного Центра, созданного три года назад на базе Института повышения квалификации работников образования, входят все общественные организации республики, которые так или иначе связаны с детьми-инвалидами. Тот самый общественно-государственный симбиоз, о необходимости создания которого говорил Президент России. И это правильно, когда госслужащие и общественные организации, которые представляют родителей, хорошо знающих проблемы своих детей, занимаются решением одной задачи - развитие инклюзивного образования.

 

-Вот Вы говорите о легендарном опыте, а многие родители заявляют, что инклюзии, то есть включения детей с особенностями развития в систему общего образования, в республике практически нет...

-Возвращаясь к опыту мировых стран и вообще к опыту развития инклюзивного образования, скажу, что такие передовые страны, как Америка и Израиль, 40-50 лет выстраивали отношения между обществом и социальной категорией людей с особыми потребностями. И этот процесс еще не закончен. В России буквально пять-шесть лет назад стали заниматься этой темой вообще. И я настаиваю на том, что в Северной Осетии очень хороший опыт. Понятно, что путь этот долгий.

 

-Насколько чиновники, представляющие интересы этой категории детей, в одной связке с вами?

-На самом деле, ведомства все реально помогают и активно включены в систему создания инклюзии. Проблема межведомственного взаимодействия начинается, когда вопрос упирается в совместное финансирование каких-то проектов. На федеральном уровне такого механизма совместного финансирования нет, он и законодательно не урегулирован. Но, несмотря на это, каждое министерство выполняет свой блок задач, все работают по определенным правилам. Вопросы возникают, когда эти правила накладываются друг на друга. Расскажу на примере слабослышащих детей. После того, как ребенку присвоен статус - инвалид, для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Это документ, в котором расписаны медицинский, социальный и педагогический блоки, вплоть до трудоустройства. Порядка восьми министерств участвуют в реализации индивидуальной программы каждого ребенка. Данная практика работает с начала нынешнего года. Если показаны высокотехнологичная медицинская помощь, кохлеарная имплантация, то абсолютно все делается за счет государства, цена вопроса - порядка двух миллионов рублей, оплачивается и проезд, и проживание. Но имплантация - всего лишь десять процентов успеха в социализации ребенка. 90% -это реабилитация и абилитация. Таким детям нужны регулярные занятия с сурдопедагогом, психологом, логопедом. Это все прописано в медицинской части. В системе здравоохранения нет сурдопедагогов, зато они работают в школе глухих, таких специалистов - порядка 60. Но в Минздрав педагоги не пойдут.

 

-Почему?

- Потому что медикам по учреждениям подняли зарплату и педагогам тоже, но медики, работающие в системе образования, получают ничтожно мало, как и педагоги - в системе Минздрава. Мы эти вещи в свое время предусмотрели и сделали на базе Школы глухих группы кратковременного пребывания для детей после кохлеарной имплантации. И сегодня в нашей республике медицинскую часть, которая прописана в образовательных стандартах, выполняет система образования. Такого опыта в России больше нигде нет. Причем школа для глухих оснащена полностью, там есть абсолютно все необходимое для полноценной учебы. В будущем она может стать прекрасным Центром. Детей становится больше, педагогический коллектив уже "оброс" хорошим опытом работы с особыми детьми. И после обучения в ней дети готовы идти в массовые образовательные учреждения, причем в большинстве случаев не имеют проблем с дальнейшей учебой.

 

-Осетия - единственный регион в России, где слабослышащие дети получают бесплатно специальное оборудование. Как удалось этого добиться?

-У детей с кохлеарной имплантацией проблема не со слухом, а с пониманием речи, с разборчивостью речи в шумных помещениях, а класс - именно такое помещение. Мы стали думать, как эту сложность решить. Изучая заграничный опыт реабилитации, выяснили, что есть специальные ФМ-систе-мы - они представляют собой микрофон и передатчик, которые находятся у учителя, у ребенка - приемник. Благодаря этой системе учитель говорит непосредственно в ухо ребенку. Она стоит около 150 тысяч рублей. Обратились в Министерство труда, там поддержали и включили эту систему в региональный перечень технических средств. И теперь наши дети эту аппаратуру получают бесплатно, за что огромная благодарность Минтруда. Когда сюда приезжали представители фирмы, которая делает эту ФМ-систему, они были в шоке. В мире есть всего три развитые страны - Швейцария, Америка и Англия, где ее оплачивают за счет государственных денег. Вот теперь и в Северной Осетии имеется такой прецедент. 

 

-И все же. Насколько школы Осетии сегодня готовы принять особенных детей, в реальности ведь получается, что адаптированных под нужды инвалидов - по пальцам перечесть?

 -У нас имеются хорошие практики, есть, на что равняться. К примеру, Интернат № 4, там проведена колоссальная работа. 43-я школа, конечно, здесь есть, над чем работать, но есть и хорошие подвижки. 88-ой детский сад, я считаю, что это образцовое в плане инклюзивного образования учреждение. Понятно, что все дети с особенными потребностями не могут попасть именно в эти школы. Ну, например, придет слабослышащий ребенок в пятую школу или физико-математический лицей. Насколько возможно преподавание всех специальных предметов с сурдопереводом? Ведь необходимо набрать, как минимум, восемь-девять сурдопереводчиков-предметников. Однако по новому закону школа обязана это сделать. Когда ребенка с особенностями приводят в массовую школу, педагог сопротивляется. Не потому, что он бездушный, а потому, что не знает, что делать с таким учеником. Наша задача -вывести его в зону комфорта, чтобы было понимание. И в этом направлении проведена колоссальная работа. В каждом муниципалитете в отделе образования есть специалисты, которые отвечают за инклюзию. В каждом районе республики базовые школы прошли обучение по программе "Доступная среда". Созданы психолого-педагогические консилиумы, где собраны специально обученные педагоги, которые готовы работать с коллегами из школ. Система инклюзивного образования в республике далека от совершенства, но тем не менее она работает. Еще раз оговорюсь, путь этот долгий. Конечный результат - успешность того или иного ребенка.

 

-Я так понимаю, речь не идет об оценках?

 -Конечно, нет. Дети не должны испытывать неудобства при обучении. У меня ребенок с проблемами по слуху. Прекрасно понимаю, что у него будут сложности с чтением, с написанием сочинений, и он вряд ли когда-то станет филологом. Но с математикой проблем нет, и может быть, он освоит робототехнику, и в этом ему поможет дополнительное образование. То есть школа должна выявить сильные стороны каждого особенного ребенка и именно на них делать упор. Говорю всем родителям, с которыми работаю: именно от нас зависит, насколько школа будет готова принимать наших детей. Нам никто ничего не должен, мы должны выстраивать систему ради своих детей. Никто не виноват, что наши дети с особенностями развития. И еще - мы все находимся в одной лодке, и оттого, насколько будем слаженно действовать, зависит, как быстро доплывем до цели.

 

-А конечная цель, я так понимаю, это полноценная жизнь особенных детей в будущем?

 -Недавно мы ездили в Кисловодск, там есть школа для слабовидящих с очень мудрым директором. И кстати, оборудована тактильными дорожками только пришкольная территория. В самой школе - никаких специальных приспособлений. Кабинет по зрению оснащен лучше клиники Федорова. То есть с финансами школа затруднений не испытывает, постоянно выигрывая различные гранты. Когда я спросил, почему нет тактильных дорожек в школе, директор сказала, что никогда не сделает ничего подобного. Почему? Потому что они обучают детей жить в реальном мире, где этого всего нет. Они учат их абсолютно всему. Слепой с рождения ученик наколол объемный реферат по астрономии! Такого предмета просто нет в современной школьной программе. Так вот, эти дети будут адаптированы в обществе и будут жить полноценной, насыщенной жизнью даже в нашей малоприспособленной на сегодняшний день реальности. Это и есть цель.

 
 
 

 

Сослан Фидаров: С Путиным у России есть будущее - уверенное и свободное"

19.03.2024 | 16:32

Сослан Фидаров популярен и известен уже давно. Сначала по ярким ролям в кино, затем когда одним из первых российских артистов оказался «за лентой», где с оружием в руках отстаивал интересы родной страны.

Горы любят, когда о них рассказывают

01.03.2024 | 10:57

Как красиво, а главное, со знанием дела рассказать о самых живописных уголках Северной Осетии? Развивающийся в республике туризм требует новых знаний от гидов, убежден Роберт Баскаев - единственный в своем роде гид, получающий геологическое образование.

Как обезопасить себя и защитить свою недвижимость от мошенников?

28.02.2024 | 14:42

Об этом в своем интервью рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Северной Осетии Алана Течиева.

Далеко идущие планы ардонского предпринимателя

27.02.2024 | 14:02

За тот временной отрезок, который отделяет нас от момента перехода экономики нашего государства на «капиталистические рельсы», произошло немало перемен - как в общей ментальности наших соотечественников, так и в том, насколько они смогли адаптироваться к объективным реалиям новой эпохи. В значительной степени претерпел изменения и их подход к ведению бизнеса - он стал гораздо более социально ориентированным.

Нюансы большой политики

20.02.2024 | 12:17

Аслану Рубаеву всего 27, но он уже отлично ориентируется в тонкостях политического устройства государства, четко распознает попытки Запада внедрить свою идеологию, именуемую «неприкосновенностью демократии», и точно знает, как обучить этому наших детей. Ведь, помимо активного участия в политических ток-шоу в качестве приглашенного эксперта, он также является учителем, чьи уроки никогда не прогуливают.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Герой России с позывным Кан: Когда есть ради чего возвращаться домой – всегда выживешь

04.08.2023 | 11:22

Командир казачьего батальона "Сибирь" Олег Ликонцев (позывной Кан) стал первым казаком-добровольцем, которому присвоили звание Героя Российской Федерации.

Заурбек Кумалагов: «Мы готовы бороться за каждую жизнь»

25.07.2023 | 15:15

Не работа, а образ жизни. Следователи раскрывают дела разной степени сложности и занимаются поимкой преступников, а также выполняют большую аналитическую работу, чтобы доказать виновность подозреваемого. На то, что мы видим в кино, реальная картинка не совсем похожа, за каждым расследованием стоит напряженный график и тщательная проверка доказательств. А потом еще и перепроверка, причем, с холодной головой. Об особенностях опасной профессии, экранном образе и изворотливых преступниках газете «Слово» в преддверии профессионального праздника рассказал руководитель отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета РФ по Северной Осетии Заурбек Кумалагов.

Сила семьи

07.07.2023 | 12:02

В обществе давно прижился стереотип, что быть многодетной матерью – это тяжело, ведь количество забот и размеры финансовых затрат увеличиваются в несколько раз.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Сослан Фидаров: С Путиным у России есть будущее - уверенное и свободное"

19.03.2024 | 16:32

Сослан Фидаров популярен и известен уже давно. Сначала по ярким ролям в кино, затем когда одним из первых российских артистов оказался «за лентой», где с оружием в руках отстаивал интересы родной страны.

Горы любят, когда о них рассказывают

01.03.2024 | 10:57

Как красиво, а главное, со знанием дела рассказать о самых живописных уголках Северной Осетии? Развивающийся в республике туризм требует новых знаний от гидов, убежден Роберт Баскаев - единственный в своем роде гид, получающий геологическое образование.

Как обезопасить себя и защитить свою недвижимость от мошенников?

28.02.2024 | 14:42

Об этом в своем интервью рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Северной Осетии Алана Течиева.

все материалы

АРХИВ

<<<2024, Март>>>
пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031