ALL HAIL THE KING!
Каждый новый фильм, выпущенный из-под крыла стриминг-великана Netflix, всегда все равно, что игра в русскую рулетку: повезет – хорошо, не повезет – будет размазанное, словно кровь, разочарование в умах поклонников. Тем печальнее признавать, что промахов у студии в последнее время накопилось более чем достаточно, поэтому выход «Короля» австралийца Дэвида Мишо воспринимался одними как серьезное опасение, гипотетически способное застолбить реноме большинства, что гигант Netflix имеет уязвимые места, да и вообще не такой он и крутой. Впрочем, исправлять ситуацию придется Мартину Скорсезе и его «Ирландцу», собственно уже собирающему лавры мировой кинопрессы.
Как и оказалось, «Король» - это солянка в чистом виде: начиная от материала, так как сюда попали сразу несколько трудов Шекспира про монарха Генриха и сэра Фальстаффа, и заканчивая актерским ансамблем во главе с главным, пожалуй, молодым актером нового Голливуда Тимоти Шаламе; а компанию ему составили Джоел Эдгертон, который в роли Фальстафа выглядел не менее органично, чем оная звезда, а также Роберт Паттинсон, исполнивший роль высокомерного и хамовитого французского принца дофина Людовика, с забавным акцентом, шутками и вальяжными поправлениями белокурых локонов.
В общем-то, сюжет в картине, в отличие от произведений Шекспира, не так замысловат и легко понимаем широкой аудиторией. Англия, начало XV века, смерти королю Генриху IV (Бен Мендельсон) не миновать – он сильно захворал, кашель не унимается, да и вообще болезнь неумолимо ведет его в могилу. Он, раздираемый междоусобицами и предателями, назначает своим преемником своего младшего сына Томаса, в то время, как его старший сын принц Хэл придается гедонизму: на репите выпивка, веселье и женщины в добродушной дележке со своим верным товарищем Фальстаффом.
Но вместе с вестью о кончине отца и убийстве младшего брата на поле боя приходит конец и праздной жизни - юный принц Хэл вынужден взойти на королевский трон уже под новым именем - Генрих V. Немедленные реформы и налаживания связей внутри страны помогут в разгорающейся Столетней войне между Англией и Францией, начавшейся с дерзких и насмехающихся подарков дофина Людовика. Хладнокровное лишение голов неверных и хитроумных подданных, обманчивое благоразумие советника Уильяма (Шон Харрис), нежелание мириться с дерзостью французов и неохотное вступление в кровопролитную войну вынуждают короля на разные меры, вплоть до унизительного преклонения перед дофином и просьбами выйти один на один, дабы не подводить к смерти свои войска.
Едва вкусивший плоды власти Генрих V стремится одновременно сохранить и тяжело лежащую корону на голове, и независимость Англии, а также жизни своего войска, неохотно заставляя его умереть за страну в кульминационной битве при Азенкуре, блещущей натурализмом, грязью и неприкрытой жестокостью.
140-минутный чудовищный псевдоисторический эпос демонстрирует весь инвентарь, необходимый для описания страдающего, воспаленного тщеславием и грязными политическими интригами Средневековья. «Король» с его недостоверностью, демифологизацией образа Генриха V и с романтизацией/трансформацией из трусливого и глупого военачальника Фальстаффа в гедониста и героя, отведавшего все плоды бессмысленности войны.
«Король» Дэвида Мишо не стремится рассуждать о природе узурпаторства, как «Макбет», он о том, как тяжела корона, особенно на черных кудрях юного принца, о том, как даже самые влиятельные порой оказываются жертвами манипуляции серых кардиналов, и о том, как все же бессмысленна война. Тщеславия королей здесь мало, и жестокая природа власти не сильно укоренена в нарративе картины, однако, в некоторых эпизодах мы наглядно видим темную сторону империализма в поведении Генриха. Но вместе с тем мы видим превращения мальчика в мужчину, познавшего тщетность войны, потерявшего друзей на поле боя и вкусившего плоды власти. В конце концов, из некогда кутилы и белой вороны в собственной семье он трансформировался в мудрого государя и храброго воина, сражающегося плечом к плечу со своим войском, и в монарха, возжелавшего не власти, а мира. Да здравствует король Генрих!