"Брундибар" - детская опера с недетскими вопросами
Поразительно бывает соединить точки: прошлое-настоящее-будущее. Будто в детстве, когда мы только учились рисовать: точечка тут, следующая точечка там, - получается елочка; точечка в прошлом, точечка в настоящем - получается... трагедия. Из эпохи в эпоху перемещение от ошибки к ошибке: от точки "ошибка - фашизм" до точки "ошибка - терроризм". Где-то национальность не та, где-то вероисповедание. Неважно, в любом случае страдают невинные люди. Люди взрослые, люди, которые... дети.
Детская опера "Брундибар", посвященная жертвам бесланской трагедии, прошла в Национальном государственном театре оперы и балета РСО-Алания. Премьера состоялась в рамках XI Международного фестиваля искусств "В гостях у Ларисы Гергиевой".
Все началось с того, что я увидела промчавшихся мимо меня людей, окруживших кого-то. Оказалось, что это журналисты задавали вопросы Владимиру Познеру, который приехал сюда, узнав о том, что во Владикавказе готовится к постановке "Брундибар".
Затем перед началом оперы Владимир Познер непосредственно со сцены обратился к зрителям с речью. Беседа проходила на фоне фотографии, сделанной в 1944 году. На фото дети концлагеря Терезиенштадт, среди которых выжила лишь одна девочка.
"Брундибар" была написана в 1938 году чешским композитором Гансом Красой. Опера предназначалась для государственного конкурса в Чехии. Но по изменившимся обстоятельствам конкурс отменили. Г. Краса попал в Терезиенштадт - концлагерь, в котором ранее нацисты разместили большое количество детей. Так как Терезиенштадт являлся у нацистов "образцовым" лагерем, там разрешалось проводить выставки, выпускать журналы, а также ставить спектакли.
Антивоенная опера "Брундибар" явилась и является по сей день вызовом всему миру насилия и терроризма. Это культурный ответ на аморальное поведение группировок, стоящих на гнилой почве убийств, издевательств. Опера ставилась на территории концлагеря 55 раз. Эта постановка показывалась каждую неделю. Сам Ганс Краса погиб в Освенциме. В годы Второй мировой войны образ шарманщика Брундибара олицетворял фашизм, ныне же злой Брундибар - олицетворение терроризма.
О самой постановке. Исполнители -дети. Это учащиеся Детской музыкальной школы им. П.И. Чайковского и детской школы-студии "Золотой ключик". Я невольно улыбалась, видя вовсе не детское старание маленьких исполнителей, чьи голоса стучались в дверцу каждого сидевшего в зале зрителя. Динамика на сцене - топот, хороводы, беготня - будила воспоминания о детстве, в то время как сюжет не давал забыть о невеселых проблемах, стоящих перед всем человечеством. Полностью посвятив себя постановке, дети выложились на сцене, насколько это было возможно. Игра светом увлекала, зритель проживал день и ночь, снова день и ночь вместе с артистами на сцене. Главные герои брат и сестра, другие - птички, кошечки, собачки, далее упование на чудо (слова главной героини: "А может, нам поможет фея?"), воспетые дружба и надежда -все это невольно напоминает пьесу М. Метерлинка "Синяя птица". Счастье есть, но его нельзя поймать. Все зависит от людей: либо мы помним, становимся лучше и живем в любви, либо мы забываем, насилуем и продолжаем убивать.
Все дети земли - это особый, отдельный мир, куда мы, взрослые, имеем доступ лишь посредством воспоминаний. Вмешаться в детство - совершить преступление, лишить детства - совершить двойное преступление, оставить навсегда ребенком, лишив жизни... да, я тоже не знаю, какое подобрать слово. Тысячи детей, погибших в Терезинском гетто так и остались детьми; почти две сотни детей, погибших в Беслане, так и остались детьми.
О "Брундибаре" не знали до 1975 года. Премьера оперы состоялась в США, затем ее ставили в Европе и России.