Чтобы не бить кого-то, надо быть кем-то
Как поясняют эксперты, для травли не нужны причины. Если в каком-либо коллективе есть агрессор, значит, есть и полная его противоположность – жертва. Повод для унижений может быть абсолютно любым. Начиная от цвета глаз и заканчивая родинкой на щеке. За любую непохожесть на остальных ребенка начинают унижать и оскорблять. Его запугивают, терроризируют физически или психологически, пытаются вызвать у жертвы страх, чтобы она во всем подчинялась ему – агрессору.
Часто педагоги, работающие в школах с детьми, говорят, что это всего лишь конфликтные ситуации, от которых совсем никто не застрахован. Это не так. Конфликт от травли отличается тем, что он всегда бывает краткосрочным. А вот травля – это постоянно повторяющийся процесс сознательного психологического или физического насилия в отношении одного или нескольких членов коллектива.
Остановимся на самом распространенном виде травли – школьной. Школьный буллинг проявляется по-разному. Агрессор может воровать у жертвы личные вещи, одежду, и подбивать на это остальных учеников. Жертве придумывают обидные прозвища, всячески оскорбляют и унижают, плюются, избивают, часто распространяют клевету, в чем помогают социальные сети. Отсюда уже вытекает другая ветвь – кибербуллинг. Это травля в Интернете. Жертве такого вида буллинга ежедневно приходят сообщения с угрозами и оскорблениями, взламываются аккаунты, могут публиковать фотографии личного характера, а также элементы переписок. После чего создаются унизительные мемы, которые быстро распространяются по сети.
Легкой добычей для агрессоров являются дети в так называемой группе повешенного риска. Это ребята со слабым здоровьем, с немодной одеждой, с какими-то недостатками внешности, с акцентом, а зачастую - просто «новенькие».
Как вы поймете, что говорите с жертвой? Дети такого типа часто бывают робкие, пугливые, тревожные и неуверенные в себе. И, кстати, заниженная самооценка может быть результатом травли, а не погрешностью в воспитании родителей.
Кто же может стать инициатором травли? Ну, во-первых, это могут быть активные и очень общительные дети, претендующие на роль лидера в классе или в любом другом коллективе. Также агрессивные подростки, нашедшие себе жертву для своего самоутверждения. Те, кто всегда стремится быть в центре внимания, а это могут быть люди, страдающие дефицитом внимания и гиперактивности (СДВГ). Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим и ставить себя на их место, а это уже, кстати, из-за допущенных погрешностей в воспитании.
Важно, как можно раньше разглядеть скрытые признаки травли, чтобы не допустить разрушительных последствий. Все мы знаем, какими страшными могут быть последствия травли, особенно в подростковой среде. Самоубийства, разрушение личности, полное крушение самооценки. Человек может остаться неуверенным в себе вплоть до конца жизни, что будет мешать ему учиться, работать, достигать своих целей, знакомиться с новыми людьми и вообще доверять кому-либо.
Скрытые признаки травли – это абсолютно любые признаки стресса. Ребенок бывает в подавленном настроении перед уходом в школу и при возвращении домой. Внезапные ухудшения самочувствия (температура, головная боль и прочее), обидчивость, замкнутость, тревожность, раздражительность, полное отсутствие говорит о школьных делах. Также часто можно наблюдать резкие перепады настроения, потерю аппетита, бессонницу или кошмары.
Если не вмешаться в ситуацию на этом этапе, у жертвы начнется саморазрушающее поведение. А это уже травмирование себя, обвинение себя, побег из дома и разрыв контактов с родителями. В некоторых случаях дело может приобрести более трагический исход. Все это результат того, что детская психика не справилась со стрессом. И чтобы избежать трагедии, взрослым людям просто необходимо вмешиваться в то, что происходит.
На сегодняшний день в разных странах мира профилактикой школьного буллинга занимается государство. Разработаны антибуллинговые программы.
Детям с малых лет объясняют, что важно быть человеком, в первую очередь. Хорошим и достойным. А потом уже все остальное. И эти условия дают хорошие результаты, программы уже доказали свою эффективность.
Первая в мире национальная антибуллинговая программа (Программа Ольвеуса) появилась в Норвегии в середине 1980-х. Разработали ее после резонансного убийства в результате буллинга между тремя подростками. Эта программа в основном направлена на работу с учителями и родителями, сегодня она адаптирована во многих странах.
Я призываю наших читателей начать обращать внимание на травлю. Говорить с детьми о буллинге, пресекать любую попытку кого-то унизить или оскорбить. Бытует такое мнение, что люди 21 века являются самыми толерантными и понимающими. Так давайте не рушить данный стереотип, начнем открывать глаза на то, что касается всех и каждого. Может, именно тогда этот «стереотип» станет реальностью, а мы с вами станем первыми и последними людьми, искоренившими буллинг.
Диана АРТАМОНОВА