Хамство без границ
Говорят, что театр начинается с вешалки. Спешу с этим не согласиться. Ведь я не стану рассказывать вам о вешалке, сцене или ее закулисье. О чем же тогда говорить? Ответ очень прост. Сегодня я расскажу о зрителях. А точнее, об их бескультурье и хамстве.
21 октября в нашей республике стартовал VII международный фестиваль "Сцена без границ". Уже много лет фестиваль радует зрителя знаменитыми постановками. В этом году на сцене осетинского театра встретились коллективы всего Кавказа: Северо-Осетинский, Юго-Осетинский, Чеченский, Кабардинский, Лакский, Дигорский, Балкарский и Русский театр из республики Ингушетия.
Для истинных театралов фестиваль стал настоящим праздником. Ведь спектакли показывали абсолютно бесплатно, так еще и два раза в день. Вот и я, узнав об этом, подумала, что обязательно побываю на каждой постановке. Тогда еще не подозревала, сколько возмущения и негатива соберется в моих мыслях. И нет, дело не в спектаклях или актерах, дело в зрителях.
Первой постановкой, на которой мне удалось попасть, стала "Ханума" в исполнении Лакского Государственного Музыкально-драматического театра им. Э.Капиева. Все действие на сцене происходило на лакском языке. Но языковой барьер не мешал просмотру. Ведь у каждого зрителя были наушники, в которых звучал перевод. Только вот диктор немного запаздывала, то принимала сообщение из WhatsApp, вибрация от которых была четко слышна в наушниках каждого. Но даже с этим можно смириться, только бы наслаждаться игрой актеров.
Перед тем, как погасили свет, мы с друзьями обратили внимание, что молодежи в зале практически нет. С трудом насчитывалось человек десять, а возможно, и меньше. Театральный зал заполнили взрослые, и на мой взгляд, интеллигентные люди. Только вот через несколько минут я в корне поменяла свое мнение. В процессе спектакля у кого-то начинает громко звонить телефон. На веселый рингтон реагирует весь зал. А "интеллигентная" женщина, вместо того, чтобы отключить телефон, отвечает на звонок и начинает громко выяснять свои дела. Дискуссия, которую слышал весь зал, продолжалась минуты две. Казалось бы, взрослый человек, а культура поведения в действиях абсолютно отсутствовала. Но это не самое страшное, с чем мне предстояло столкнуться.
На утро следующего дня свой спектакль показывал Русский Государственный Музыкально-драматический театр республики Ингушетия. Они представили знаменитую всем пьесу Антона Павловича Чехова "Чайка". Именно показа этой пьесы я ждала больше всего. И первое, что расстроило ожидание - это задержка спектакля на целый час. Но спустя время, заняв удобные кресла, я обнаружила практически пустующий зал, и это было второе, что расстроило меня в то утро. Стало обидно за нашу республику, за народ, который не тянется к прекрасному. И тут я поняла, что нужно быть осторожнее со своими желаниями. Потому что в театральный зал с гулами, криками и непонятными воплями стали заходить школьники. Один за другим, и в зале уже не осталось пустого места.
Пока я сосредоточенно обсуждала предстоящий спектакль с друзьями, в меня попала пустая бутылка из под минеральной воды. Видимо, кто-то подумал, что недалеко от него в зале расположена мусорная урна. И это было первым звоночком о том, что нахождение в одном зале с этими школьниками обещает быть "веселым". Я отправила бутылку назад, с просьбой выкинуть ее туда, где ей место. Выполнили они эту просьбу или нет. я так и не знаю. Зато могу, забегая вперед, заверить, что остальные просьбы не выполнялись.
Постановка "Чайка" началась с импровизации актеров, на наших глазах происходила самая настоящая репетиция. Сначала было сложно понять, что происходит на сцене, но это вызывало еще больший интерес. С каждой минутой игра на сцене становилась все интереснее, а обстановка в зале накалялась. Как выяснилось позже, школьников просто "пригнали" в театр. А они на все согласны, лишь бы не сидеть на нудных уроках. Только вот вести себя они, к сожалению, так до сих пор и не научились.
Рядом с нами сидели ученики школы "Диалог". Каждые две минуты приходилось делать им замечания. Сначала это были вежливые просьбы не разговаривать, а после переросли в настоящее возмущение. Ведь за их шептанием, смехом, включенными телефонами было совершенно невозможно сосредоточиться на игре актеров. Но, несмотря на все просьбы, ругательства и замечания, школьники продолжали в том же духе. Даже более того, на половине спектакля они решили устроить прогулку в буфет. И небольшими компаниями по очереди покидали зал в поисках буфета.
Конечно, о наслаждении спектаклем уже и не шло никакой речи. Ведь все силы и внимание уходили на успокоение школьников. Обидно ли мне за молодежь? Конечно. Но еще больше мне обидно за наших старших. Ведь рядом с учениками сидел их педагог. Она не только делала вид, что не слышит наших замечаний вести себя прилично, но к тому же, не делала их сама. Более того, решила пересадить своих учеников во время спектакля. Что сопровождалось топотом, обсуждениями и шорохами верхней одежды, которую школьники не сдали в гардероб театра.
Осознав то, что наше возмущение ни на что не влияет, мы решили просто продолжить просмотр постановки и не обращать внимание на шумных зрителей.
"Чайка" прокричала свое последнее слово громким выстрелом. Зал замолчал, а после утонул в громких аплодисментах. Позже, находясь у входа в театр, мы подошли к преподавателю, который целеустремленно не реагировал на замечания к ее ученикам. Когда мы начали жаловаться и выяснять поведение подростков, она просто повернулась к нам спиной и продолжила говорить со школьниками. Так что же говорить о культуре молодежи, если взрослые люди подают нам такой пример?
Несмотря на потрясающую игру актеров и замечательные постановки, фестиваль запомнился мне названием "Хамство без границ". Ведь театр начинается далеко не с вешалки. А с поведения и желания зрителя чувствовать, видеть и слышать прекрасное.
Ольга МЕЗЕНЦЕВА