Русскому кино быть!
"Русское кино – дно! ", - именно с такими словами зрители, диванные критики и просто синефилы характеризуют российский кинематограф. Спорить с такими "гениями" нелегко, рискуешь оказаться с ними в одной среде. Аргументы в виде имен Кончаловского, Гайдая с Тарковским – не работают, соответственно, судить о положении вещей в российской киноиндустрии такие люди не могут. Но зато тявкать (прошу прощения ) на каждый русский фильм сполна, унижают даже Бондарчука с Михалковым. Безусловно, в последнее время, мягко говоря, ужасных кинопроектов в России прибавилось довольно много, но прошу заметить, ровно столько же, сколько и хороших.
Проблем в российской киноиндустрии глазами зрителей много. В связи с новым законом, мягко говоря, запрещающим ретроспективы, синематики и различного рода неофициальные кинофестивали, поддерживать киноиндустрию в России станет тяжелее. Несознательный приказ людям идти и смотреть в кино новые "Елки" или какую-нибудь другую низкопробную комедию, заставит массы едва ли не возненавидеть русский кинематограф. Положение вещей удручающее, но вы ход есть, если дать шанс высказаться более молодому поколению, как, например, это де лают на Западе. Яркий пример Дэмьен Шазелл, автор "Ла Ла Ленда" и "Одержимости". Оба фильма - хиты, причем последний фильм и дал дорогу в большое кино молодому автору. В России хотят подражать всему, но только не брать во внимание такие вот детали. Разумеется, бывают и исключения, студент Александра Сокурова - Кантемир Балагов со своей дебют ной картиной "Теснота" участвовал в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, взял приз ФИПРЕССИ. Чем не успех? Чем не смещение российского кинематографа в европейское и западное направление, к которому мы так стремимся.
Набирает обороты именно фестивальное авторское кино. Русскому кино, как и любому локальному, будь то румынскому (привет Мунджиу) или финскому (здесь царь и бог, разумеется, Аки Каурисмяки) легче высказываться именно в такой манере. Разумеется, большого проката быть не может у этих фильмов. Навряд ли кто-то станет много платить за фильм с малоизвестными, как правило, актерами, хотя успешному прокату "Аритмии" по могло именно популярное лицо Ирины Горбачевой. С другой стороны, Фонд кино не может дать карт-бланш авторским прихотям ново явленных режиссеров, но спонсировать картины вроде "Ученика" Серебренникова тоже не может, слишком много оппозиции, да и режиссер сам не из послушных, ну а теперь еще и со скандальной репутацией.
В общем-то тут замкнутый круг. Выход виден в авторском кино Вырапаева, Звягинцева, Кончаловского и Сокурова, Сере бренникова, Найшулерра и многих других. Но многих цензурируют и осуждают, не в угоду нынешней власти мол снимаете ("Левиафан" Звягинцева обличал мэрию и власть, "Ученик" Серебренникова глумился над российским образованием и догмами православия, в паутине которой практически вся Россия), некоторые, как Вырапаев, уходят добровольно, потому что видят это червоточину. Решать проблемы, конечно же, не цензуре, которая есть, к сожалению, в России, а умным авторам, кинокритикам и синефилам.
Наше кино уж точно в агонии не бьется. Оно находится во временной стагнации, ему нужно свежее дыхание, а оно есть в лицах Александра Сокурова, Юрия Быкова, Павла Лунгина, Александра Германа - младшего, Валерии Гай Германики, с недавних пор - Анны Меликян. Все эти режиссеры не только делают потрясающие, умные, серьезные фильмы, но и заодно обогащают наш кинематограф. И пусть режиссеры вроде Сарика Андреасяна и дальше мнят себя новыми Мартинами Скорсезе пока достойные авторы тихо ждут своего звездного часа, будоража умы и сердца профессионалов и отчаянных синефилов. Пока же Минкульт и "Фонд кино" тратят средства на глупые комедии, всерьез потакая капризам бездарных режиссеров. Уже, к сожалению, не век комедий, высоко они уже не ценятся, как в советское время, культовыми их могут сделать разве что идиоты. Впоследствии рождаются такие фильмы, как: "Защитники", "Гуляй, Вася!", дилогия "Горько", "Мафия: Игра на выживание", две части "Что творят мужчины" и т.д.. Именно поэтому многие люди и считают, что кино наше - умирающее животное. Фильмы, достойные просмотра, все реже достигают своего зрителя, потому что место в кинопрокате им практически ограничено, в регионах дело обстоит еще хуже, фильмы вроде "Рая" или "Ученика" просто не прокатываются в местных кинотеатрах. Зато место в прокате фильмам вроде "Защитники" уделено сполна.
Подводя итог, хотелось бы выразить людям, страдающим аспектом конформности, сочувствие. Отсюда и желание грести все фильмы под одну гребенку, не задаваясь лишними, а порой и важными вопросами. Почему, если фильм произведен в России, то он обязательно плохой? Несмотря на предположения о гибели нашего кинематографа, он все же медленно движется в нужном направлении, заставляя гордиться собой и не стыдиться защищать, главное - выжить в схватке сцензурой и человеческой ограниченностью. Послед нее, собственно, и корень всех стереотипов.