Режиссер Клим Шипенко с работой «Текст» запрыгнул, если не в последний, то в предпоследний вагон уходящего года.
Фильм «Текст» вышел в широкий прокат 24-го октября и представлял из себя экранизацию одноименного романа Дмитрия Глуховского. Книга была издана в 2017-м году и за считанные дни разлетелась с прилавков, как одуванчик в поле – этому, видимо, поспособствовали прошлые регалии автора.
Спустя пару лет книга уже входила в ранг бестселлеров, и ее взялся экранизировать упомянутый ранее Клим Шипенко, у которого до этого была, по сути, всего одна большая работа – фильм «Салют-7», вполне удобоваримый, к слову.
Тем не менее вряд ли кто-то ждал чего-то прорывного от новой работы молодого режиссера: каст актеров привычный, картинка стандартная, задумка, конечно, неплохая, но опять же, сколько их у нас было – всегда подводила реализация... В общем, успеха не предвещалось, как говорится. Но, оказывается, российский кинематограф может удивлять не только в плохом смысле.
Известно, что перенос литературного произведения на экран – дело кропотливое и чаще всего неблагодарное. Однако роман «Текст» адаптировал под киносценарий сам автор. Это, в первую очередь, означает, что при воплощении на экран к первоисточнику отнеслись с особой бережностью, отчаянно стараясь ничего не расплескать по ходу. Так и получилось, фильм и книга практически идентичны. Итак, о чем же эта история?
Главный герой – 27-летний Илья Горюнов, которого в картине сыграл Александр Петров, отсидевший семь лет в тюрьме по ложному обвинению в распространении наркотиков. Когда Илья выходит на свободу, он понимает, что прежняя жизнь, по которой он тосковал, разрушена, и вернуться к ней он больше не сможет. Хотя он и не собирался мстить человеку, который отправил его в тюрьму, другого выхода теперь нет. Встретившись лицом к лицу со своим обидчиком, Илья совершает необдуманный поступок, после которого получает доступ к смартфону Петра (Иван Янковский), а с ним и к жизни молодого человека – его фотографиям и видео, перепискам с родителями и девушкой Ниной (Кристина Асмус), к странным, полным недомолвок и угроз переговорам с коллегами. На время Илья становится для всех Петром – через текст на экране телефона.
Как можно догадаться даже по этому краткому синопсису, главный посыл произведения – мы все увязли в своих смартфонах, все чаще общаемся с близкими через сухой текст сообщений. Но если бы фильм был только об этом, то я бы, скорее всего, от него отплюнулся, так как лично мне такая модель суждения чужда. Да, смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни; да, мы перестали есть сырое мясо; стали жить чуть дольше 30-ти; переехали из пещер в бетонные коробки с отоплением, и что? Пора бы уже уяснить, что бег времени необратим, жизнь трансформируется под новые реалии и это нормально. Но «Текст» рассказывает не только о пагубном влиянии гаджетов и мессенджеров на нашу жизнь. В картине также поднимаются и другие важные проблемы нашего общества. Это и социальное неравенство, и извечный конфликт отцов и детей, и досадная несправедливость жизни в целом. Такая не зацикленность фильма подкупает. При просмотре становится грустно от понимания того, что происходящее на экране это - не антиутопическое «завтра», а вполне реальное «сегодня», пусть и местами весьма гротескное, но все же.
«Текст» действительно есть, за что хвалить. Когда к созданию кино подходят спустя рукава, это видно с первых кадров. Касательно данного продукта – случай не тот. Мне с легкостью представляется, как раз за разом переснимали одни и те же сцены, чтобы найти нужный тон. Как прямо на съемочной площадке вступали в полемику режиссер и автор романа. Как неистово переживали за конечный результат… это чувствуется через экран.
По общему концепту отечественную картину можно, набравшись смелости, сравнить с нашумевшим «Джокером»: в обеих картинах социальная драма, маленький человек, доведенный до крайности, весь передний план отдан только одному персонажу. Александру Петрову до Хоакина Феникса, конечно, ползком ползти, но в данной ленте он оказался на удивление хорош. Выдавал именно то, что требовалось.
Еще фильм можно с пеной у рта хвалить за самопиар. Если бы «Оскара» вручали за самую лучшую вирусную рекламу, то «Текст» забрал бы его уже сейчас. Рекламных акций у ленты было не особо много. Лично я ничего о нем не слышал, пока на просторах рунета не завирусилась эта история с откровенной сценой. Что ж, если создатели сделали такой ход намеренно, – что весьма вероятно, потому как вполне можно было показать все менее эпатажно, – то это поистине нечто гениальное! Сыграли на грани фола и не прогадали.
Однако, если подходить к фильму не так лояльно и мягко, как это делаю я, то в нем легко можно найти великое количество несуразностей и недочетов. Например, он неоправданно затянут. Я поймал себя на мысли, что все показанное на протяжении двух часов десяти минут можно было бы уместить и в короткий метр. А еще авторы (или, может, гримеры) не совсем понимают, что 7 лет – это много, а 7 лет в тюрьме – вообще целая жизнь, поэтому главный герой у нас каким сел, таким и вышел, – не постригли даже. Позже Петров объяснил, что не мог коротко постричься, так как во время съемок «Текста» был задействован в других проектах. И такой конвейерный подход к киноиндустрии у нас в стране удручает. Если мы посмотрим на запад, то увидим совсем иную картину. Там актеры готовятся к каждой роли как к последней. Все тот же Хоакин Феникс год готовился к «Джокеру», а у нас так… зашел между делом. С таким подходом «Оскар» не возьмешь, Александр!
Ляпов в сюжете тоже пруд пруди. И допущения в художественном произведении это в порядке вещей, но не в таком количестве и не столь глупые, пожалуйста! Возьмем самое начало: полицейский с наркотиками на рейде в клубе. Как он сам пронес наркотики мимо служебных собак? Они бы его первого еще в машине нашли. Или в начале опер, засадивший главного героя, ведет себя как хозяин жизни, циничный, без моральных принципов, а потом мы узнаем, что он испытывал какие-то нравственные страдания. Опер, кстати, тоже за семь лет не сильно изменился.
И таких сценарных ляпов, повторюсь, при желании можно найти немало. Но на них можно закрыть глаза – в конце концов, видели и похуже. Ведь в фильме, помимо всех минусов, есть действительно сильные сцены, пробирающие до мурашек. Одна из таких, когда герой ест суп, который приготовила почившая намедни мать, и шепчет в пустоту: «Спасибо, мам, очень вкусно». Сильно. Жутко. Безысходно.
В общем, картина «Текст» Клима Шипенко определенно достойна вашего внимания. Да, она не лишена недочетов, но их можно списать на неопытность режиссера, тем паче, общей атмосферы они не портят, если подойти к просмотру без скепсиса. В конце концов, на фоне того, что у нас снимали ранее, картина смотрится выигрышно.
Моя оценка фильму «Текст»: 7 из 10.
Тимур Хугаев