На турбоскоростях

22.12.2022 15:40
На турбоскоростях

Первый вопрос – руководителю федераций Вячеславу Фисенко. - Вячеслав, довольны ли Вы итогами года? Насколько плодотворно прошел сезон?

- Бывали и лучшие времена. До этого мы участвовали за сезон в 30 и более соревнованиях. В этом году сезон сложился в пределах около десяти турниров: наш чемпионат, Кубок республики, чемпионат Ставропольского края, чемпионат СКФО, турниры Краснодарского края. Также еще в этом году прошел Кубок России по гонкам Эндуро, где наши спортсмены тоже принимали участие. Результаты у нас в любом случае хорошие. Несмотря на меньшее количество турниров, наши ребята показывают достойные результаты, как и прежде. У нас есть чемпионы и призеры соревнований почти во всех классах. По показателям наших спортсменов вопросов нет.

 

- Можете рассказать более подробно о Кубке СКФО?

 

- Этот турнир становится все меньше похож на тот, что организовывали в прежние времена. Участники соревнований собираются в достаточном количестве. Но единственное, наших представителей во всех классах мотоциклов бывает маловато. Это касается финансовых вопросов. Ребята из нашей республики все реже выступают на турнирах СКФО. Когда этот турнир проходил у нас в республике, то участников от нас собиралось много. Но как только соревнования стали организовываться за пределами нашей земли, то это стало проблемой. Дорога, проживание... В общем, финансовые проблемы имеют место быть.

 

- Есть ли люди, которые оказывают финансовую поддержку вашего вида спорта?

 

- Это для нас болезненный вопрос. Федерация мотоциклетного спорта всегда существовала и существует исключительно за счет своих финансовых средств. Конечно, и Министерство спорта республики прикладывает свои усилия нам в помощь. Но в нынешнем году, например, от них мы не получили никаких денежных вливаний. Не знаю, почему так происходит, но денег нет. Это касается не только нашей местной федерации, но и всех подобных учреждений по всей стране. - В какой из республик вашему виду спорта уделяется наиболее достойное внимание? - В былые времена по нашему федеральному округу обеспечение у нас было одним из лучших. Потом все постепенно стало скатываться вниз в плане финансовых норм. В итоге, все перешло на Ставропольский и Краснодарский края. Там представители мотоциклетного вида спорта обеспечиваются гораздо лучше. Сам вид спорта ведь дорогой. Мотоциклы стоят немалых денег. Там им предоставляются возможности командировок, денежных поощрений, покупки нового инвентаря.

 

 - А мотоциклы предоставляются импортные?

 

- В старые времена все были импортными. Так было еще буквально пять лет назад. Хорошо, что сейчас появились модели китайского производства. Они в три раза дешевле своих аналогов. Сейчас любители и молодежь пересели именно на них. Они по крайней мере доступны! Приобретают их спортсмены только за свой счет...

 

- Такие мотоциклы подходят для выступлений на международной арене?

 

- В этом и проблема. Они значительно уступают своим фирменным аналогам. Проигрывают по техническим характеристикам тем же моделям из Японии или Австрии, например, таким, как «КТМ» или «Хонда», «Ямаха», «Сузуки». Но по России сейчас сделали отдельный класс соревнований именно на китайских мотоциклах. Хотя бы присутствует равная конкуренция в борьбе. А чтобы соревноваться с другими иномарками на «китае», нужен спортсмен экстракласса. В общем, они конкретно уступают по своим данным. Но китайцы молодцы, они постоянно совершенствуют свои копии мотоциклов. Думаю, в ближайшие два-три года они значительно поднимут уровень своего производства.

 

- А в России нет такого производства?

 

- У нас, к сожалению, своих мотоциклов нет. Раньше были такие крупнейшие заводы, как «Восток», «Иж», «Урал», «Минск» и много других. Но сейчас их, увы, уже не существует. Непонятно, почему так происходит... Белорусы хотя бы еще с китайцами скооперировались. Пытаются что-то создать.

 

- В последнее время стали заметны новые лица на соревнованиях. Возможность привлекать новых людей появилась благодаря этим доступным китайским мотоциклам?

 

- Желающих заниматься этим видом спорта очень много. Рядом находится наш мотодром, который построил Аркадий Кириллович Кадохов. Он является нашим почетным президентом федерации. Это единственный человек, который еще с 70-х годов за свой счет в течение сезона проводит два-три соревнования. Он постоянно поддерживает мотоспорт в республике. Отвечая на вопрос, да, действительно, очень много людей в этом году пришло в наш спорт. Мотоциклы стали доступнее и дешевле, что позволяет заниматься мотоспортом. Также у нас на мотодроме появился и прокат мотоциклов. Любой желающий может прийти, оплатить поездку и попробовать свои силы.

 

- Что для молодых чемпионов значит мотоспорт?

 

Александр Кива: - Для меня мотоспорт – это жизнь! Я не представляю себе жизнь без него. Занимаюсь с самого детства, с восьми лет. В моей карьере был трудный период, своего рода выгорание. В 2014 году мне удалось достичь желаемого результата в сезоне. Перерыв продлился два года. А затем снова начал спешно искать мотоцикл, чтобы начать вновь участвовать на турнирах. Я не смогу жить без своего мотоцикла. Самое страшное – отсутствие возможности сидеть за рулем своего железного друга. Настолько сильно я люблю этот вид спорта.

 

- Вы каждый день катаетесь?

 

- К сожалению, нет. Из-за отсутствия финансирования приходится работать, а мотоспортом заниматься могу лишь в свободное время. В неделю получается выезжать от одного до трех раз. Около пяти часов суммарно провожу за рулем. Бывает, здесь в городе тренируюсь, иногда езжу на мотодром в станицу Архонскую. У нас же несколько мотодромов в республике. Это один из моих любимых. Он появился, когда я как раз переходил из класса 85 в 105. С тех пор стараемся его поддерживать в хорошем состоянии. Сейчас, например, строим там новую трассу на базе старой, увеличиваем трамплины и делаем новые участки. Этот мотодром пришелся по душе больше остальных, он для меня самый любимый.

 

- Он приближен к всероссийским стандартам или пока еще далек от них?

 

- Пока еще далек от них, но у него хорошие перспективы. Я думаю, мы добьемся этого. А на Тереке трасса ближе к суперкроссу. В этом году я дебютировал в чемпионате России по суперкроссу. Ездил в город Тулу. Участие сложилось не самым лучшим образом, сначала были технические проблемы, потом было падение во втором заезде, я занял 11-е место, итоговое в чемпионате 20-е получилось. Хвалиться этим трудно, но вместе с тем начало положено, и я увидел, какие трассы бывают, и как проводится чемпионат России по первому рангу в суперкроссе.

 

- В чем отличие мотокросса от суперкросса?

 

- Мотокросс - это дисциплина, где длиннее круг, трасса расположена на естественном рельефе, гонщики используют подъемы, спуски. А суперкросс, если в идеале, то вообще на стадионе проводится, и в Туле как раз на стадионе он проходил. Трасса короче, состоит преимущественно из трамплинов, стиральных досок, гребенок, поворотов. То есть на ограниченной площади, примерно как футбольное поле, прокладывается трасса, чтобы зрители могли ее видеть, чтобы было зрелищно. Это очень перспективное направление, надеюсь, когда-нибудь мы к нему придем.

 

- Что Вам больше нравится?

 

- По душе мне больше классическое «Эндуро». Но не в том виде, каком оно сейчас популярно – «Хардэндуро», где разбивают и кидают мотоциклы, а именно классическое, где нужно показывать свою выносливость и мотоцикла, технику, думать головой, анализировать маршрут, думать о тактике.

- Когда первый раз сели на мотоцикл?

 

- В семь лет.

 

- Родители не боялись?

 

- Так сложилось, что как только я начал ходить, был очень активным ребенком. Мне купили один велосипед, другой, все время катался на этих велосипедах, я еще о мотоциклах не знал, а мотокросс даже не видел. На улице отцовской саперной лопаткой строил трамплины и прыгал через них на велосипеде. Все соседи говорили моему отцу: «Саша, сделай с ним что-нибудь, он убьется, когда вырастет». Я гонял на велосипеде как сумасшедший, падал, это постоянно происходило. В шесть лет упал на велосипеде и сломал руку. Как-то раз проезжали мимо автодрома в Нижней Санибе, раньше у нас мотодром был там. Я посмотрел и влюбился в этот вид спорта. Как раз Вячеслав Фисенко там занимался, и впоследствии он стал моим тренером. Почему так поздно сел на мотоцикл? Потому что были 90-е годы, и тогда маленьких мотоциклов не было, это сейчас любые есть. Первый у меня был не мотоцикл, а мопед. В десять лет мне купили 125-й советский мотоцикл. Отец его переделал, сделал амортизаторы, чтобы он пониже был, чтобы я хоть как-то до земли доставал. Первым моим кроссовым мотоциклом был «Kawasaki» 85, в 2002-м году, когда мне уже было 13 лет. Как только на него сел, сразу стал показывать хорошие результаты, потому что он был мощным, легким, маневренным, относительно предыдущего это был другой уровень.

 

- А отца на соревнованиях видели?

 

- Ну да, так он до сих пор ездит.

 

- А через сколько Вы пришли после папы в этот спорт?

 

- Я бы сказал или вместе, или раньше папы. Вячеслав Фисенко: - В Санибе, когда у меня «Хонда 500» была, и Александр-старший приехал, попробовал на ней покататься, а ты еще тогда не ездил. Ну, фактически можно сказать, что год разница. - Ацамаз, на какой мотоцикл первый раз сел? - На электрический, в три года. Только потом в четыре года купили мне бензиновый. Он был трехколесный, маленький такой, «Ямаха». Мне его привез из Италии дядя. Я первый раз попробовал тогда проехать. Запарил отца, хотел бензиновый, чтобы тоже дым выпускал, как у взрослых. В итоге, в четыре года он мне его купил. Я выехал на набережную, может быть помните, поле, где байкеры собирались раньше. Мне понравилось кататься, упросил отца отвезти меня на трассу. Хотел туда, где взрослые ездят. Так все и пошло, с 50-62 кубических сантиметров дошло до 125.

 

 - К этому времени папа, Эдуард Елканов, уже сколько ездил?

 

- Он ездил с третьего класса, если я не ошибаюсь. - Он тебя целенаправленно привел в этот спорт или сам интересовался? - Я сам. Папа меня просто брал на соревнования. Вячеслав Фисенко, Аслан Дзебоев тоже там всегда были. Я помню всех взрослых, выезжал всегда с ними на соревнования, мне это нравилось. Видел, как они прыгают, как выглядят, все эти эмоции, как все болеют за них, приходило много людей... И я тоже захотел, чтобы вот так ездил, прыгал, выигрывал… И выпросил этот мотоцикл.

 

- Чья езда больше всего нравилась, на кого хотел быть похожим?

 

- На Артура Сырхаева. Он до сих пор остается первым всегда, на всех соревнованиях. - В мотоспорте много династий. Как правило, занимаются отец и сын. Кива, Елкановы, Кайтуковы, Ваниевы… Вячеслав, у Вас же тоже династия! - Если взять самых маленьких, кто начинает ездить, у всех родители профессиональные спортсмены. В данное время взрослые приходят заниматься в этот спорт в 25 лет. Ацамаз с трех лет начал заниматься, мой сын с четырех, ну Санька чуть постарше был. Взять тех Трусовых архонских, четверо детей и все ездили, у Кайтукова сын – шпендик ездит, и дочку тоже подключил. Кстати, они тоже попали в десятку сильнейших спортсменов среди юниоров. Из семей спортсменов все начинают заниматься с 3-4 лет.

 

- Вопрос к Александру и Ацамазу. Какие вы сегодня ставите цели?

 

Александр Кива: - У меня достаточно позитивно сложилась карьера в мотоспорте. Чемпион России, обладатель Кубка России, мастер спорта. В рамках России мне уже стремиться куда-то не особо интересно, а тем более в сегодняшних условиях, в которых мы находимся. Для российских спортсменов проблема выезжать на международные соревнования. Поэтому на данный момент я стараюсь не сдаваться и не пускать вперед молодых, стараюсь развиваться, прививаю навыки и любовь к мотоспорту своему сыну, которому еще нет трех лет. Мотоцикл у него уже есть, ждет его. Как только он сможет, сразу же поедет. Я надеюсь, что настанет тот день, когда будут участвовать три представителя фамилии Кива в одних соревнованиях.

Ацамаз Елканов:

- Выиграть турниры внутри России, норматив мастера спорта выполнить, так как у меня пока кандидатский разряд. Дальше все зависит от финансов. Если будут финансовые возможности, будут и тренировки, и можно выезжать за границу. Да элементарно даже на соревнования по России: Вениаминово, «Орленок», Набережные Челны, Сибирь, чтобы выехать, нужны финансы, а спонсора нет, и на данный момент мы не можем этого сделать. Вячеслав Фисенко: - Спонсоры нужны, конечно. Хотел бы отметить Комитет ветеранов ФСБ, который хорошую гонку провел. Хотелось бы их поблагодарить, также Аркадия Кадохова, ООО «Кавдоломит», ООО «Снежная королева». Людей, которые нам помогают, не так много. Не могут все обеспечить для нас, но хотя бы оплачивают поездку куда-то на соревнования. На уровне государственного обеспечения поддержки, к сожалению, нет. Сейчас молодых ребят приходит много, хотят заниматься, но мотоциклов нет.

 

- Вячеслав, а Вам где нравилось выступать? Уж Вы-то переездили все и вся.

 

- Мне везде нравилось. По всему Союзу проехал и за границей где побывал. У нас был несколько другой подход, чем сейчас у спортсменов. Саше нравится «Эндуро».

Вот Ацамаз скажет:

«Нет, мне «Эндуро» не нравится, только мотокросс или суперкросс». А мы ездили везде, не было различия вообще никакого: суперкросс это, мотокросс, ледовые гонки, спидвей. В спидвее, правда, не участвовал. Здесь не было соревнований. Климат не тот. А вообще мы везде ездили, в любых соревнованиях, какие были, участвовали. И не было никакого различия, и везде одинаковые были чемпионы, призеры. Сейчас же почему-то все иначе. Мы в этом году проводили Кубок по «Эндуро», участвовало всего пять человек из наших ребят. Многие не хотят ехать, чтобы не портить мотоцикл. После двух дней гонок в грязи по горам и лесам цепи выкинешь, звездочки выкинешь, фильтры, колеса, резину. Много деталей надо заменить. Не все могут себе позволить… Посмотрим, как дальше будет. В следующем году мы опять взялись провести Кубок. Можно выполнять нормативы мастеров, кандидатов в мастера спорта. Элементарно, надо стартануть и доехать, тем более своя трасса. Есть ребята-любители на «китайцах». У них сейчас отдельный класс, где они тоже могут выполнять все нормы. И их с каждым годом все больше и больше. Надеюсь, это пойдет на пользу развития мотоспорта республики.

 

 Светлана УРТАЕВА

 

"Аланочка" представит республику на России

11.04.2024 | 12:26

В станице Архонской прошло первенство РСО-Алания по волейболу среди девушек 2010-2011 годов рождения – отборочные соревнования на первенство России.

С волейболом в сердце

11.04.2024 | 12:21

Пока есть в Осетии неравнодушные люди, в будущее спорта республики можно смотреть с перспективой.

АЗРАТные игры

25.01.2024 | 11:16

Победителем стал Азрат Дзагкоев, единственный, кто провел беспроигрышную серию интересных игр и уступивший всего две партии за весь турнир. Кто противостоял чемпиону и что могло помешать ему победить, расскажем в нашем репортаже.

Томас Бах загнал олимпийское движение в тупик

25.01.2024 | 11:12

Олимпийский комитет узаконил унижение российского спорта. Надежда умирает последней. Мы цеплялись за эти слова весь этот год. Ну вот, не умерла. На данный момент – для восьми наших атлетов и еще трех белорусов.

Азарт с новогодним привкусом

20.12.2023 | 14:20

Спортсмены из Северной и Южной Осетии, а также Кабардино-Балкарии после жеребьевки вышли на стартовые позиции, готовые атаковать и отыгрываться. Предварительные игры по олимпийской системе, походившие до трех побед, отсеяли наименее опытных и удачливых.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Азарт с новогодним привкусом

20.12.2023 | 14:20

Спортсмены из Северной и Южной Осетии, а также Кабардино-Балкарии после жеребьевки вышли на стартовые позиции, готовые атаковать и отыгрываться. Предварительные игры по олимпийской системе, походившие до трех побед, отсеяли наименее опытных и удачливых.

Георгий Рубаев: "Президент Молдовы выдал мне паспорт лично"

10.08.2023 | 16:09

Георгий на ковре с девяти лет. Тренируется под руководством своего отца Руслана Рубаева, Цезаря Тибилова и Владимира Григорьева. Окончил 44-ю владикавказскую школу, является студентом экономического факультета СКГМИ

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

"Аланочка" представит республику на России

11.04.2024 | 12:26

В станице Архонской прошло первенство РСО-Алания по волейболу среди девушек 2010-2011 годов рождения – отборочные соревнования на первенство России.

С волейболом в сердце

11.04.2024 | 12:21

Пока есть в Осетии неравнодушные люди, в будущее спорта республики можно смотреть с перспективой.

АЗРАТные игры

25.01.2024 | 11:16

Победителем стал Азрат Дзагкоев, единственный, кто провел беспроигрышную серию интересных игр и уступивший всего две партии за весь турнир. Кто противостоял чемпиону и что могло помешать ему победить, расскажем в нашем репортаже.

все материалы

АРХИВ

<<<2024, Апрель>>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930