«Джеки»: слабые стороны сильной женщины
Убийство Джона Кеннеди, несомненно, войдет в историю Соединенных Штатов Америки как одно из самых ярких и печальных событий XX века. Трагичности ситуации добавило присутствие во время убийства жены президента Жаклин Кеннеди, которая запомнилась современникам не только как икона стиля и эталон женственности своего времени, но и как стойкая и гордая женщина.
Замысел режиссера фильма «Джеки» Пабло Ларраина буквально лежит на поверхности: показать Жаклин Кеннеди той самой сильной женщиной, которой она предстала в глазах общественности в эти тяжелые несколько дней после убийства мужа.
Благодаря оскароносной Натали Портман этот образ удалось создать. Но даже у нее с ее талантливой игрой не получилось до конца показать нам характер Джеки. Да, зритель видел искренние слезы и нервное потрясение от смерти мужа, видел и упрямство, а в некоторых местах - инфантильность. Но временами создавалось ощущение отрешенности от трагедии и желание женщины выделиться на фоне организации похорон. Разговоры Джеки о том, что все должно быть в точности как на похоронах Авраама Линкольна – и спустя некоторое время размышления о том, что Джону бы это не понравилось, немного удручали.
События фильма описывают неделю из жизни Джеки - день в Далласе, подготовку, а затем траурную церемонию похорон и интервью, данное спустя семь дней после трагедии репортеру журнала Life, Теодору Вайту, с небольшими флешбэками в мирное прошлое первой леди. Переходы от цветной пленки в черно-белую – удачный прием, порадовавший и разбавляющий унылую сюжетную серость.
Фильм, тем не менее, снят пестро, если говорить о картине – природный пейзаж вперемешку с розовыми нарядами главной героини. Увы, но труд съемочной команды во многом подводит сценарий фильма. Никто не сомневается в скрупулезно воссозданной достоверности происходящего на экране. Однако фильм чересчур тяжеловесен, в нем почти нет действия. Режиссер отбросил очень много моментов жизни Джеки. Были пересказаны давно известные факты и в достаточно сухой форме.
Сценарий Дарена Аронофски невозможно спутать ни с чьим. Прослеживается похожесть с его другим фильмом, «Реквиемом по мечте», в котором также максимум философии и минимум чувств героев. В «Джеки» чувства можно было угадать только благодаря игре Портман, хотя на протяжении всего фильма ожидались монологи или диалоги, в которых Жаклин смогла бы рассказать, что творится в ее душе. Иначе зритель додумывал сам, что же означает та или иная эмоция. К счастью, это к концу все-таки появилось - в разговоре со священником, роль которого исполнил почивший в прошлом месяце актер Джон Гарт.
Ввел в заблуждение относительно новый прием – рассказ в двух рассказах, когда Джеки описывает смерть и подготовку к похоронам журналисту и исповедуется перед священником. Сознание не успевало переключаться от одного рассказа к другому, так что хронология повествования показалась сбитой.
Что касается саундтрека, который также номинирован на «Оскар» - Мика Ливай сочинила обречённый саундтрек, он однослойный и прямо-таки траурный, соответствующий выбранной режиссуре.
Отдельно отмечу актеров. О Натали Портман и говорить нечего – хорошая актриса хороша во всем. Единственный недочет режиссера – Джеки с первых кадров предстает перед зрителем внешне исхудавшей и замученной. И если логически можно предположить, что неделя после смерти мужа далась ей нелегко, то возникает резонный вопрос: почему Жаклин такая вымотанная на съемках экскурсии по Белому дому, ведь они происходили за несколько месяцев до смерти? Сравнивая с фотографиями прототипа – Джеки все-таки могла похвастаться щеками, тогда как у Натали прорисовывались скулы и ни намека на пухлые щеки. Тем не менее, она сумела донести до зрителя идею фильма. Пожалуй, только на ее образе и держался весь фильм, и если отбросить всех остальных персонажей, декорации и музыку, то разницы никакой не будет.
Питер Сарсгаард в образе Бобби Кеннеди не то чтобы не смотрелся, но сам персонаж был не до конца проработан. Как минимум не была включена человеческая психология: мужчина, каким бы джентльменом или сильным духом ни был, должен был среагировать на смерть родного брата. В фильме же его эмоция показана только в одном кадре на похоронах, в остальное время как будто ничего не случилось, и умер просто хороший знакомый.
Джон Гарт, исполнивший роль священника, однозначно вызвал симпатию. Его персонаж появляется лишь во второй части фильма, но внимательный и задумчивый взгляд мудрых глаз говорил зрителю гораздо больше, чем его с Джеки философские диалоги.
Я не ожидала, что на роль Джона Кеннеди подберут настолько похожего актера. Удача, что Джон Кеннеди был похож именно на Джона Кеннеди, пусть его и мало в фильме, но это не имеет значения.
Выводы следующие: фильм неплохой, но не для премии «Оскар». Сюжет, а вместе с ним и некоторые диалоги, явно притянуты за уши. Держится картина на одной лишь Натали Портман, и, пожалуй, на непостоянстве ее поведения: инфантильности, с которой она готовит похороны мужа, серьезности в разговоре с репортером, женской слабости в общении с Нэнси и священником. В остальном, фильм стоит того, чтобы его посмотрели. Хотя бы ради того, чтобы в очередной раз убедиться в том, что фантазии режиссера хватает только на свою собственную интерпретацию давно известных фактов смерти Джона Кеннеди и жизни Жаклин Кеннеди после этого.