Осетинский язык: лишняя головная боль?
Проблема изучения родного языка актуальна сейчас в Осетии как никогда. Мночисленные жаркие споры и дискуссии идут непрерывно. Каждый высказывает на этот счет свое мнение, но что в действительности происходит с осетинским языком - остается в догадках.
Всегда было удивительным то, как иностранцы с удовольствием и огромным любопытством интересуются осетинским языком, в конце концов, учат его, находясь за сотни тысяч километров от его родины. Еще больше поражает, что носители этого самого языка все чаще отрекаются от него, ссылаясь на то, что не могут (считайте "не хотят") его изучать. С новой силой дискуссии вспыхнули в последнее время в социальных сетях, в школьных коридорах, на улицах города, даже дома за чашкой чая.
Старшее поколение бьет в набат, пытаясь донести угрозы исчезновения осетинского языка. Но, вместо то го, чтобы очень бережно относиться к моментам, которые связаны с наши ми корнями, думать о сохранении родного языка, мы сидим и пассивно наблюдаем, как он шаг за шагом уходит в небытие. Но спасать нужно не только язык, еще и сам народ, ибо с исчезновением языка - исчезнет и нация.
Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего! Ситуация, которая сложилась с изучением осетинского языка в школах, напоминает балансирование на тонком канате, натянутом над пропастью. Непостижимым для ума является и факт того, как родителей просят подписывать "Разрешение на изучение осетинского языка". На мой взгляд, проблема берет свое начало не столько в образовательных учреждениях, сколько в институте семьи. Многие родители считают, что изучение родного языка, обычаев и традиций для ребенка - "лишняя головная боль", и ему вполне можно обойтись и без них. Если взрослые люди такого мнения, что уж говорить о подростках?
В нашей маленькой Осетии много проблем, но я осмелюсь назвать одну из самых важных - проблему пошагового исчезновения не только родного языка, но и многовековых традиций и обычаев, которые мы унаследовали от наших, несомненно, великих и могу чих предков. Они, будучи на грани истребления, скрываясь в горах, сохранили и передали нам все самое драгоценное, а именно язык и традиции.
Перед нами стоит задача сохранения этих ценностей, что вполне реально, если с самого рождения ребенка разговаривать с ним на родном языке, учить его всем обычаям и традициям. Но вся загвоздка - в пассивности, в отсутствии желания.
Я надеюсь и верю, что осетинский язык не обречен на полное исчезновение, и приложить усилия для его сох ранения сможет не только народ, но и наша власть.