Ален Маратра: мы делаем в Дигорском театре то, что хотел показать Шекспир
Красные ботинки в сочетании с желтыми носками, горчичный пиджак и ленточка, раскрашенная в цвета флага Осетии, элегантно вложенная в карман верхней одежды. Так выглядел во время встречи со студентами Северо-Осетинского государственного университета Ален Маратра, французский режиссер – постановщик. Шестидесятисемилетний деятель искусства объяснил молодежи, почему он яростно влюблен в Осетию.
«Я начну раскрывать тему любви, чтобы медленно приблизиться к театру», - начал свое выступление французский режиссер. «Самое важное в деятельности любого человека – это желание отдать другим свои романтические чувства, - объяснял Маратра. – Не так важно получать любовь, как раздавать ее всему миру». Режиссер пояснил студентам, что жить без страсти и привязанности невозможно. «Вспомните известных героев Шекспира – Ромео и Джульетту. Их жизнь трагично оборвалась из-за того, что они не смогли полностью раствориться в этих прекрасных чувствах», - рассказывал Маратра.
После любовных размышлений, французский режиссер, как и обещал, обратился к театру. «Как появился артист?», - задал риторический вопрос Маратра студентам. «На самом деле, ответ крайне прост. Нашелся человек, у которого возникло желание сказать что-то людям. Другие, в свою очередь, хотели это воспринять, - объяснял театральный деятель. - И с каждым новым днем театр все больше и больше развивался. Он хотел отражать происходящую рядом жизнь». В пример режиссер привел простую историю.
«Обратимся к Шекспиру, - рассказывал Ален Маратра. – Мужчина влюблен в женщину, а она уже любит другого человека. Обычная жизненная история за исключением того, что Шекспир выходил за рамки. Он хотел показать больше, ярче. Именно поэтому автор описывает, что этот мужчина влюблен в идею идеального образа девушки. Постепенно парень начинает сходить с ума, поэтому и убивает свою возлюбленную».
Французский художник рассказал, кем он восторгается многие годы.
«Я помню, как шел по музею и вдруг резко остановился. Мне показалось, что вокруг – бушующее море. Я стал искать укрытие. Это была картина Айвазовского, - вспоминает Маратра. – Меня восхищает, как он изобразил это огромное синее море и маленького человечка. Здесь важно понимать, что зрителя поражает не просто картинка мира, а чувства, которые пронизывают душу».
С Северной Осетией Алена Маратра связывает многое. Одна из причин его горячей любви к нашей республике - работа с труппой Дигорского театра.
«Мы делаем здесь то, что хотел показать Шекспир», - громко сказал французский режиссер. «Английский драматург хотел изобразить любовь с совершенно другой стороны. Он пытался показать романтические отношения между людьми, которые могут иметь форму дружбы», - пояснил Маратра.
«Меня притягивают традиции и культура Осетии, – восторгается режиссер. - В большей части стран мира ничего подобного не осталось, а здесь это есть. Вы – настоящее сокровище для современного общества. В наше время очень тяжело сохранить то, что складывалось в течение многих веков. Но, пожалуйста, постарайтесь не потерять это».
Ален Маратра вспоминал, как впервые познакомился с традициями Осетии. «После моего приезда я отправился в Национальный музей, - рассказывал деятель искусства. – Экскурсовод очень яростно хотел мне рассказать, кто такие аланы. По его рассказу я понял, что потомки сарматов были повсюду. И в Японии, и в Китае, и во Франции – они проходили везде. И этот экскурсовод даже сказал, что Артур, великий английский король, тоже был аланом. Я подумал, что он ненормальный».
После увлекательного исторического рассказа Алена Маратра пригласили в кабинет к этому экскурсоводу.
«Мы сели за стол. Но была одна проблема – вокруг лежали кости. Человеческие кости, - вспоминает режиссер. – Но экскурсовода это не смутило – он раздвинул останки людей, поставил на стол водку и положил конфеты. И первое, что произошло после этого – это тост». Французский режиссер до сих пор находится под впечатлением от этого тоста, хотя прошло более десяти лет. «Я был ошеломлен. Все вокруг будто бы остановилось, и моментально стал думать обо всем, что меня окружает. Первый тост был о Боге, - продолжает рассказывать Маратра. – Я могу сравнить это с посещением литургии. Было ощущение, будто происходила месса».
Деятель искусства вспоминает, что после непродолжительного рассказа об Алании, экскурсовод уже заговорил о втором тосте. «Он поднял стакан и произнес имя Святого Георгия, - объяснял Маратра с еле уловимым французским акцентом. – Экскурсовод говорил, что этот парень хочет охранять меня. На меня это подействовало очень сильно. Я понял, что французы забыли Бога».
После тостов в кабинет к экскурсоводу зашла его жена. «Эта женщина выглядела так сердито, - вспоминает Ален Маратра. – Она воскликнула: «Это француз, а у тебя на столе только конфеты!» Она вышла и буквально через пару минут зашла с мясом, пирогами и сыром. Я был поражен».
Несколько часов спустя с французским режиссёром случился еще один фантастический момент. «С экскурсоводом был еще один мужчина, но он выглядел намного моложе. И вот этот парень взял стакан и начал петь. В этот момент я уже был не на земле», завораживающе рассказывает Ален Маратра.
После продолжительного застолья заграничный деятель театрального искусства объявил, что ему нужно пойти в гостиницу.
«Тут этот молодой парень встает, подходит ко мне и говорит: «Стой здесь, я пойду с тобой и буду защищать тебя. Позже мы шли вместе по улице, и когда до отеля оставалось пару шагов, я вежливо поблагодарил его и сказал, что дальше пойду сам. Но он многозначительно покачал головой. Этот молодой человек попрощался со мной только после того, как я взял ключ».
Ален Маратра отметил, что в Осетии такое поведение – в порядке вещей. «Но лично я увидел эти прозрачные отношения невидимого уровня. Именно это и является самым главным в жизни», – пояснил режиссер.
Иностранный режиссер признался, что так сильно увлекает его в Осетии. «Когда я впервые приехал в Россию, у меня была мечта побывать на Кавказе, - рассказывает Маратра. – Тогда мне было около сорока лет. В то время я начал работать в Мариинском театре. Мне кто-то сказал, что Валерий Гергиев с Кавказа. Тогда я напрямую обратился к нему и сказал: «Я очень хочу что-то там сделать». Но маэстро просто развернулся и ушел. Ничего не сказал. Каждый год я ему напоминал о своей просьбе».
Через некоторое время мечта Маратра осуществилась. «Однажды Лариса Гергиева мне сказала: «Почему бы вам не поехать во Владикавказ?» Не раздумывая, я моментально ответил: «Вперед!», - рассказывает режиссер. – Сюда я приезжал неоднократно. Тогда Лариса Абисаловна предложила мне поработать с труппой актеров Дигорского театра. Это был мой первый шок».
Ален Маратра объяснил, что в руки ему попали не совсем актеры. «Я их просил подвигать рукой. И они начали выполнять это простейшее движение так, будто они деревянные. Я спросил их: «Что происходит?», - воскликнул француз. – И вдруг произошло чудо: все актеры начали играть».
После того, как лед тронулся, Лариса Гергиева обратилась с просьбой к Маратра создать постановку французского автора Мольер. «Так и родился «Дон Жуан» в Дигорском театре», - объяснил режиссер.
Ален Маратра превратил обычный студенческий семинар в увлекательнейший театр. Такими метаморфическими способностями обладает только истинный актер и режиссер, кем и является Маратра.