Деньги на мусор
Настоящая борьба за мусор, в прямом смысле этого слова, разворачивается в республике в преддверии будущего года, когда вступит в силу федеральный закон о «Региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами». Этот документ кардинально изменит ситуацию с бытовым мусором. Так, согласно ему, будет запрещено утилизировать на полигонах отходы, подлежащие переработке.
Другими словами, вывозить мусор на свалку, в обход мусороперерабатывающего завода, значить - нарушить закон. А весь цикл по сбору, вывозу, захоронению и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) замкнется на новой структуре - региональном операторе, которым и должен стать один из таких заводов. Соответственно, именно с ним обяжут заключать договор всех собственников частных домовладений и управляющие компании, а в платежных квитанциях появится строка, где будет прописана новая услуга.
Логично предположить, что сортировка мусора приобретет финансовую значимость, а желающих взять на себя «мусорную ношу» будет в избытке.
В результате республика встала перед выбором: либо определить региональным оператором уже действующее мусороперерабатывающее предприятие, либо запускать инвесторов, которые построят еще один завод. Тут надо понимать, что строительство нового предприятия повлечет за собой расходы, в число которых можно включить и проценты по кредитам на его строительство. В этом случае понятно, что все издержки лягут дополнительным финансовым бременем на жителей республики в виде увеличения стоимости за данную коммунальную услугу.
Поэтому более логичным кажется определить региональным оператором уже работающее предприятие. Тем более, что в Пригородном районе республики такой завод по переработке бытовых и промышленных отходов, отвечающий всем нормам современного комплекса, уже не первый год весьма успешно занимается извлечением вторичного сырья из отходов. Ежедневно «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» обрабатывает тысячи кубометров мусора, а затем отправляет в разные регионы России, где его перерабатывают вторично. Благодаря предприятию, нагрузка на городскую свалку за последние годы снизилась на 70 %. Как уточняет директор Азамат Тотиков, пару лет назад здесь была проведена модернизация, и теперь на заводе появилось три линии, которые позволяют принимать весь мусор в регионе и даже более того.
Впрочем, самым главным доводом в пользу завода, как серьезного кандидата в борьбе за «мусорные активы» республики, является полученная им лицензия, благодаря которой, предприятие стало единственным в регионе, работающим в строгом соответствии с правилами.
Выбирая, на каком из вариантов остановить свой выбор республике, наверное стоит обратить внимание на то, что инвесторы, пытающиеся зайти к нам со стороны, предлагают построить здесь предприятие в едином цикле с теплицей, работающую, в свою очередь, на энергии от сжигаемого мусора. Учитывая, что в Осетии уже есть не одно загрязняющее экологию предприятие, вряд ли стоит строить еще одну «бомбу замедленного действия». Продукты сгорания мусора - не лучшая экологическая составляющая. А работа чиновников вызывала вопросы даже убывшего полпреда Сергея Меликова.
Более того, никто не застрахован от того, что такой региональный оператор, будучи частной компанией, начнет недобросовестно выполнять свои обязанности.
В законе, который прописан с учетом регионов, где на сегодняшний день нет мусороперерабатывающих заводов, говорится о том, что если у оператора нет своих производственных мощностей, своего большого автопарка, то он представляет банковскую гарантию, и под нее в течение трех лет может собирать с населения средства и ничего не строить. К примеру, он может заключить инвестиционное соглашение с правительством о том, что через три года будет возведен мегазавод по утилизации и переработке мусора и при этом, не выполнить своих обязательств. Комичность ситуации в данном случае такова: воздействовать на подобную компанию никто не сможет в течение трех лет. Зато она, делая деньги фактически из воздуха, распределяя мусорные потоки, сможет нанимать в субподрядчики уже действующие местные предприятия, которым некуда будет деться.
Как бы то ни было, выбор за республикой. В регионе есть работающий завод, со стабильными налоговыми отчислениями в бюджет и 120 рабочими местами, который надеется на объективный конкурсный отбор, справедливо считая себя лидером в конкуренции за данную коммунальную монополию. Есть также власти, которым, как известно, всегда виднее.
В ближайшем будущем станет известно, в чью пользу склонится эта чаша весов.