На острие современного искусства
В выставочном комплексе Республиканского Союза художников открылся новый проект «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой».
Участники выставки современного искусства– художники- стипендиаты Министерства культуры России по программе поддержки молодых деятелей культуры и искусства. Выставку уже увидели в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД» в Москве и Национальной художественной галерее в Казани.
Представить свои работы владикавказским почитателям искусства из Москвы приехала художник, арт-критик и руководитель молодежной межрегиональной творческой мастерской «Диалоги с классикой» Диана Мачулина, она же является и куратором выставки. В экспозиции представлены работы более 20 художников из 16 регионов России. Осетию в этом проекте представила фотограф Анна Кабисова.
«Модернизация или традиция?», - вопрос, на который участники выставки попытались ответить в своих произведениях. Абсолютно смелое видение художников позволило обычному посетителю чувствовать себя сверхчеловеком, словно включался какой-то «режим бога» ,в этом сила современного искусства, в многогранности восприятия. После пресс-конференции, в ходе которой художники и организаторы ответили на вопросы журналистов и рассказали о процессе подготовки, дальнейшей судьбе экспозиции, куратор выставки провела пресс-показ, своего рода экскурсию по каждой картине, подробно и сочно рассказывая о работе, что ранее не практиковалась в выставочной деятельности в рамках республики. Эта важная деталь позволила журналистам и гостям глубже проникнуть в идею создания того или иного произведения и понять посыл автора.
Как отметила директора Северо-Кавказского филиала Государственного Центра Современного Искусства Галина Тебиева, в дальнейшем так планируется проводить каждую выставку, и уже подбираются специалисты на должность экскурсоводов.
Наверняка понять,что это экспозиция объектов именно современного искусства можно было по работам многих художников. Каждая серия несла в себе свое, острое, актуальное, наболевшее. В какой-то момент просто задумываешься о том, что выставочный зал уместил в себе целую эпоху, а работы художников - это твои собственные вопросы, воспоминания, мечты.
Значит, одна из основных миссий высокого искусства выполнена — мы задаем вопросы,и мы на них отвечаем.
На выставке консерваторы соседствуют с адептами гангста-рэпа, язычники являются и арт-объектом и авторами, а феминистские идеи превращаются в «Домострой».
По мнению организаторов, таким образом, выставка, в некотором смысле, – объективный «дайджест» мнений поколения, которое будет формировать ближайшее будущем.
«Я думаю, что самый важный критерий, по которому мы их отбирали, и то, что их объединяет в этом проекте – это, собственно, и есть первая часть названия «Коллективное сознательное». Это то, что все эти авторы способны мыслить. И хотя выводы для себя они делают разные, но, тем не менее, главное, что они представляют себе искусство, как способ изменить общество, делать прогнозы и критиковать, указывать на недостатки, но также и на какие-то открывающиеся перспективы», - отметила Диана Мачулина.
В выставке представлено два творческих проекта фотохудожника из Осетии Анны Кабисовой – стипендиата, чья кандидатура была рекомендована Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ. Один называется «Верую во Единого», а второй – «Воображая нартов».
«Мои работы -э то трейлер, начало проекта,над которым я планирую еще работать, это трудоемкий проект. Я выбрала такие темы, которые говорят о всех нас, о нашей идентичности,национальной,религиозной. И мне интересно, насколько это вызовет рефлексию,размышления. Как всякий человек, прошедший свой путь в поисках Бога, я в какой-то момент поняла, что в республике сложилась уникальная ситуация с религиозной самоидентификацией. Это отчетливо начинает проступать, когда изучаешь памятники религиозного культа, которые принято называть языческими, то есть дохристианскими - это и «Реком» и «Роща Хетага» и самый яркий пример - часовня «Мады Майрам» в Харисджине, которую до сих пор не могут «поделить» христиане и апологеты так называемой «традиционной» веры. Полемика, которая развернулась в одной из социальных сетей под новостью о том, что за часовню борются две разные стороны, включена в проект, и этот текст можно прочитать на выставке. А если резюмировать, то это проект о материальных памятниках религиозной культуры осетин. Фотографируя такие объекты, мне интересно понять, как их воспринимают современные жители Осетии и насколько они нас объединяют или разобщают», - поясняет Анна.
Анна снимает на старинную камеру с листовой пленкой и все проявляет и печатает в домашней лаборатории. По поводу проекта «Воображая нартов», автор рассказала, что то это ее субъективная интерпретация Нартовского эпоса. «Я беру неких персонажей и ситуацию и пытаюсь представить, а как бы это выглядело сейчас, в 2016 году, выставляю мизансцену и снимаю. Эта идея меня очень увлекла, и я с удовольствием продолжу подобные эксперименты».
На церемонии открытия выставки присутствовали вице-президент Творческого Cоюза художников России Давид Бабаян, председатель Союза художников Северной Осетии Таймураз Маргиев, советский и российский живописец, академик Шалва Бедоев, Член Союза художников России Олег Басаев и другие представители высокого искусства.
P.S. Если верить французскому философу Вовенаргу, новизна - единственная неоспоримая примета гения.Что ж, значит, мне удалось побывать в обществе гениев, и мне там понравилось.