В Московском музее современного искусства открылась выставка, представляющая творчество мастеров живописи и скульптуры. Сосланбек Едзиев и Нико Пиросмани - два гениальных художника, два самородка, живших в одно время. Их дороги никогда не пересекались, но сходные черты их неповторимого творчества до сих пор удивляют и привлекают внимание.
Идея проведения выставки принадлежит известному осетинскому художнику Владимиру Соскиеву. Скульптуры Сосланбека Едзиева представлены в столице впервые, два десятка работ осетинского мастера предоставил Северо-Осетинский Художественный музей им. М. Туганова. Вторую часть экспозиции со¬ставили картины Нико Пиросмани из собрания Московского музея современного искусства.
Творчество Едзиева хорошо известно в Осетии, но, к сожалению, за ее пределами изучено недостаточно. Скульптор-самоучка высекал из камня мемориальные объекты - традиционные надгробные стелы, украшал жилые дома монументальными вставками. Его искусство от¬крытое и бесхитростное в восприятии, он творил, как волшебник, веря в чудесную силу изображаемого. Вынимая из камня форму человеческого тела, отсекал все не¬нужное, оставляя самое важное. Его деревянные посохи и национальные чаши и кубки украшены удивительными фигурками и орнаментами. Творчество его индивидуально и неповторимо, его работы не имеют аналогов ни в одном народном искусстве. Удивительным образом скульптор мог объединять различные элементы традиционной
культуры, тем самым создавая новый пластический язык, и свой собственный современный взгляд на художественное творчество.
Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили) - один из признанных ныне мастеров наивного искусства. Родившись в семье бедного художника, Нико был вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь. Так же, как и Едзиев, он не смог получить художественного образования. Его учителями были художники-странники, которые расписывали вывески лавок и трактиров. В основном парень делал декоративные панно, украшающие небольшие грузинские харчевни, вывески для лавок. Эти жестяные вывески - настоящие натюрморты с кувшинами, бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком. Свои картины писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски, часть работ - на картоне и деревянных досках. Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось всего о окло трехсот. К сожалению, не уцелело ни одной его стенной росписи. Сегодня большинство его произведений хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусства Грузии.
Выставка "Параллель двух легенд продлится до 15 января.