А нужен ли берег турецкий?
Отпуск - это то время, за которое хочется получить максимум удовольствия и провести его так, чтобы приятных воспоминаний осталось как можно больше. Именно ради положительных воспоминаний и впечатлений мы платим изрядные деньги и летим за тридевять земель. Сегодня у туристов есть право выбора -организовать свой отдых самостоятельно или полностью довериться турфирме. По статистике, процентов 60 выезжают на отдых, пользуясь услугами турагентств. Как выбрать надежную турфирму? Как не ошибиться и не испортить долгожданный отдых себе и своим близким? Именно эти вопросы волнуют нас еще задолго до летнего отпуска.
Обычно процесс выбора весьма долог: ищем информацию в Интернете, обзваниваем несколько компаний, сравниваем их предложения... Даже если помучившись удается найти "свою" турфирму и удачно воспользоваться ее услугами, то совершенно не обязательно, что поездка через нее же пройдет так же хорошо в очередной раз. Именно это и произошло со мной в начале лета. Но давайте все по порядку...
Пользуясь много лет услугами одной достаточно известной в республике турфирмы, я, не сомневаясь в профессионализме ее сотрудников, с легкостью доверилась их выбору и, оплатив достаточно серьезную сумму, отправилась с детьми и пожилой мамой на долгожданный отдых в Турцию. "VIKINGEN INFINITY' RESORT & SPA 5 звезд" - новый отель, который торжественно открылся в середине мая. Дата заселения в отель - 16 июня, но рейс Минеральные Воды - Анталия был перенесен на вечер, поэтому до конечного пункта назначения мы добрались 17 июня в 0.35 минут, то есть один день нашего отдыха можно было уже вычеркнуть.
Сказать, что отель "VIKINGEN INFINITY RESORT" красивый, - это ничего не сказать. Побывав во многих странах и повидав не один десяток отелей, могу с полной уверенностью заверить вас -это один из самых красивых и современных отелей не только на турецком побережье. Но, к сожалению русских туристов, как мы поняли, тут не ждали. На ломаном немецком вперемешку с английским (персонал на русском языке вообще не говорил) сотрудники отеля нам объяснили, что свободных номеров нет. 28 человек, многие из них с маленькими детьми, остались на улице. Хотя вру, в 4 утра нам предложили один номер на всех или же заночевать в другом отеле, который в 40 минутах езды. Пока мы в состоянии шока обдумывали ситуацию, подъехал автобус с немцами, которых разместили через 5 минут. Мы попробовали "чуть-чуть" поругаться
- бесполезно. Предложили 200 евро. Результат - ноль. Подумав еще минут 20, решили ехать в неизвестность. От усталости дети падали с ног и когда нас все же довезли до невзрачного здания с непонятной вывеской и показали наши кровати, мы с радостью рухнули на них, не раздеваясь. В 8 утра нас разбудил стук в дверь. Сказав, что приехали немецкие туристы и им нужны номера, нас опять благополучно выставили вон.
Дождавшись 10 часов, я позвонила во Владикавказ в турфирму, через которую, мы брали путевки. Являясь человеком не конфликтным и толерантным, я все же, видно перегнула палку. Конечно же, я понимаю, что за турецкое хамство они не в ответе, но вариантов у меня на тот момент не было. Уж не знаю, как сотрудники турфирмы разруливали ситуацию, но через 15 минут нас погрузили в машины и отправили в родной отель. Заселили нас тут же, в самые хорошие номера. Велюровая обивка, деревянная добротная мебель, огромные плазменные телевизоры, великолепные хрустальные люстры, современный дизайн. От красоты и новизны разбегались глаза. Но на этом все плюсы отеля заканчивались. За 10 дней нам ни разу не убрали номер и не поменяли белье. 4 дня не работал кондиционер и мы спали ночью с открытой дверью, подперев ее чемоданом. Не буду долго мучить вас своим рассказом, скажу коротко. Отель рассчитан на 3 тысячи человек, но территория отеля очень маленькая. Рестораны и бассейны не вмещали такое количество людей. В 7 утра все топчаны у бассейнов заняты. Чтобы найти себе свободный стол, и пообедать, надо минут 15-20 ходить по ресторану. Продуктов много, но мясного в первые 5 дней не было вообще. Из развлечений - анимация на немецком языке. Что касается персонала отеля, то такого хамства, а в лучшем случае невнимания я не видела ни в одном отеле...
"Отдохнув" на турецком побережье и вернувшись на историческую родину я попыталась проанализировать ситуацию и понять свои ошибки. Посетив несколько турфирм республики, побеседовав с их руководителями я отправилась в Комитет по туризму и курортному делу РСО-А, где с удивлением узнала что сейчас турагенство может открыть любой человек, лицензии под это дело не требуется. Поэтому на рынке туристических услуг бывает такое: организуется какая-нибудь маленькая фирма, откроет офис, назовет себя турагентством и начинает "штамповать" туры, прикрываясь именем известного и маститого туроператора. При этом в договоре, который подписывает клиент, этот самый туроператор ни словом не упоминается. Зато путевки недорогие, а обещания - заманчивые
Первое, что нужно знать: на рынке есть турагенты и есть туроператоры. И это - далеко не одно и то же. Туроператор разрабатывает туры, заключает договоры с зарубежными партнерами, бронирует отели, заказывает экскурсии и продает этот продукт через тураген-тов. Турагентство - по сути, розничный посредник, работает за проценты. Чем больше туристов отправит в тур, тем больше туроператор агентству заплатит.
Чтобы минимизировать риски, советую проверять все, что только можно проверить. Турагентство работает с неким туроператором? Это должно быть отражено в договоре, который вам предлагается подписать. Есть? Уже хорошо, забираем образец договора с собой для внимательного изучения. Допустим, здесь вас устраивает. Не жалейте времени на работу с менеджером тур-компании, не стесняйтесь задавать вопросы даже по мелочам. Перед отъездом сделайте копии документов, узнайте контакты консульства в стране, которую вы собираетесь посетить. Возьмите координаты, как принимающей стороны, так и местной компании. Не советую отправляться в новые отели, которые открылись пару месяцев назад, так как обычно бывает много недоделок. Нужно быть очень внимательными в аэропорту. На днях мои знакомые приобрели путевку в Турцию с вылетом из Минеральных Вод. Приехав, как положено за 3 часа в аэропорт, они не смогли зарегистрироваться. Рейс был задержан на пять часов. В справочном бюро им сказали: "Самолет даже еще не вылетел из Анталии" Со спокойным сердцем они вышли за пределы аэропорта пообедать. Вернувшись через два часа, получили "легкий" шок. Самолет улетел без них. В тот день 25 человек не сели на этот рейс. Моим друзьям еще повезло, они улетели через пару часов на другом самолете, купив новые билеты.
У турагентств своя правда, они объясняют, что в их бизнесе много риска, многое зависит от авиакомпаний и зарубежных партнеров. Но мы платим за свой отдых, а уж какие взаимоотношения с подрядчиками у туркомпаний, нас это волнует в последнюю очередь.
Истрепав себе нервы, мы возвращаемся в родные пенаты с острым желанием, если не пролить кровь кого-нибудь из туркомпании, то хотя бы компенсировать свои убытки и наказать нерадивое турагентство. В подобных случаях юристы советуют собирать документальные подтверждения невыполнения договора о предоставлении туристических услуг (фотографии плохого отеля, ответы на претензии туристов администрации отеля и прочее), а по возвращении подавать в суд, требуя компенсации морального и материального ущерба. Сбор доказательств в этом случае - вещь архи-важная. Каждый пятый случай обращения туристов по поводу некачественных туруслуг признается необоснованным именно из-за отсутствия документальных доказательств.
Через неделю после возвращения задаю себе вопрос - а нужно ли мне это? Стоит ли еще раз трепать свои нервы? Может в следующий раз отдохнуть в Сочи или Адлере? Или провести лето в Цее? У меня еще есть время подумать. И чтобы я не решила для себя в будущем, знаю одно: путешествия для меня
- это образ жизни.
На земле много замечательных и красивых мест и выбирая очередную страну для отдыха, я очень постараюсь, чтобы приятные воспоминания посещали меня еще не один год.