Через искусство раскрывая душу

07.08.2020 13:32
Через искусство раскрывая душу
Работы осетинского скульптора Людмилы Караевой украшают лучшие музеи и галереи России и стран зарубежья. Ею заинтересовались Третьяковская галерея, Музей современного искусства Москвы и старинная голландская галерея. Занятие скульптурой для нее – образ жизни, творчеству она отдается без остатка. Людмила Караева – лауреат множества премий, член-корреспондент Академии художеств, человек, от общения с которым получаешь положительный заряд энергии. В беседе с корреспондентом газеты «Слово» осетинский скульптор рассказала, как создает свои образы и что ее вдохновляет.
 
 
Тяга к творчеству у Людмилы Караевой началась еще в раннем детстве. Будучи ребенком, как вспоминает скульптор, она пробовала себя везде: занималась прикладным искусством, керамикой, монументальной живописью, музыкой. Поиск себя, по словам Людмилы, продолжался до тех пор, пока мама не отдала ребенка на рисование, что впоследствии и привело ее к скульптуре.
 
 
Людмила Караева родилась во Владикавказе, но все детство провела в Таджикистане, где окончила художественное училище.
 
 
 «Когда я поступала, папа был категорически против, он хотел, чтобы я пошла в мединститут, но мама уговорила его», - говорит она. 
 
 
После училища Людмила поступила в Таллинскую академию, но учиться там не стала, «потому что там был другой мир, тем более после таджикистанского университета».
 
 
 Около двух лет скульптор проработала в музыкальном театре, а затем поступила в Суриковский институт в Москве. 
 
 
В вузе работа тогда еще начинающего свой путь скульптора была признана лучшей работой года, однако, как говорит Людмила, она была «ужасной студент- кой, были плохая посещаемость и дисциплина, но при этом, если она приходила, то были одни пятерки». 
 
 
Большое влияние в становлении ее как скульптора с мировым именем сыграл один из самых удивительных мастеров визуальной культуры прошлого, осетинский скульптор, архитектор Сосланбек Едзиев. 
 
 
«В детстве родители на каникулы привозили нас с братом в Осетию, и мы здесь у бабушки были в селе. Недалеко от нашего дома было кладбище, где представлено много работ Едзиева. Я была ребенком и не понимала все так, как сейчас, но меня тянуло туда магнитом. Это место и эти работы казались мне не- обыкновенно чудесными»,- делится она. 
 
 
 
- Какая основная тема в Ваших работах? 
 
 
- У меня никогда не было темы. Знаете, в институте, в советское время, у нас была всегда тематическая работа: труд, война, и все то, что диктовало время, и для меня это все было непонятно, было очень трудно делать все эти вещи. Для меня важно показать то, что я чувствую. Могу одну скульптуру, к примеру, десять лет делать, переделывать, потому что ищу грань в работе. 
 

- Считаете ли Вы свои работы, сколько их у Вас? 
 
 
- Каждый раз пытаюсь посчитать, но никак не получается. Думаю, работ 50 есть. У меня на самом деле их немного, я перфекционист, ищу всегда совершенство. Допустим, сегодня мне кажется, что я сделала шедевр, а завтра смотрю на эту работу снова и думаю, как я могла это сделать, но при этом никогда не уничтожаю сделанное, а переделываю до тех пор, пока она меня не удовлетворит.
 
 
- Работая над своими образами, чем мотивируете их выбор, кто Ваши герои? - Если посмотреть, то у меня скорее формалистическое образование, это просто пластические формы, которые несут в себе совершенно неожиданную психологическую нагрузку. Если все это анализировать со стороны, то в скульптуру я вкладываю то, что идет изнутри, то есть работаю над формой, такой объект самый распространенный в стиле «ню». 
 
 
Стиль «ню» - это художественный жанр, изображающий красоту и эстетику обнаженного человеческого тела. 
 
 
- Почему стиль «ню»? 
 
 
- Женская натура - это почва, которая позволяет создавать пластические образы, которые я могу стилизовать, и чем лучше ты знаешь анатомию, тем легче тебе стилизовать ее и делать какие-то формальные и интересные вещи. Женская модель для меня может быть разной: толстой, тонкой, треугольной. Если у человека высокий уровень внутренней культуры, то стиль «ню» не вызывает у него никаких негативных эмоций. 
 
 
- Думаете ли Вы при создании образа о том, должна ли понравиться Ваша работа зрителю и какой у него должен быть вкус? 
 
 
- Я никогда об этом не думаю, даже мыслей таких не возникает. Мой зритель должен быть с любым вкусом. Есть люди, которые много знают и понимают в искусстве, а есть совершенно «чистые».  В 2014 году у меня была выставка в Музее имени Махарбека Туганова. Люди приходили и оставляли положительные отзывы, признаться, для меня это было неожиданно. Были и такие, которые подходили ко мне и говорили: «Я ничего не понимаю, но мне так нравится».  В такие моменты понимаешь, что это высшее признание. Отклик зрителя и то, что несут в себе скульптуры, как-то совпадают с человеческими переживаниями. Когда художник делает то, что он пережил и что чувствует, это видно. В искусстве обмануть трудно. 
 
 
Людмила Караева является членом Союза художников России, народным художником Северной Осетии, членом-корреспондентом Российской академии художеств (РАХ), кавалером серебряной и золотой медали РАХ, лауреатом премии Palmares-2000 в Париже, лауреатом премии Serremadgo в Италии и участником различных выставок и конкурсов. 
 
 
Ее уникальные скульптуры представлены в Третьяковской галерее, в Музее современного искусства в Москве, в Художественном музее им. Махарбека Туганова и Музее города Серпухова. Работы осетинского мастера можно также увидеть в музеях и галереях Австрии, Италии, Амстердама, Франции, Дании, Швейцарии, США.
 
 
«Я горжусь тем, что мои работы находятся в Третьяковской галерее, это уже знак качества, и прежде чем работы будут представлены там, их в несколько этапов оценивает комиссия. Еще я горжусь тем, что мои работы в галерее «De Boer». Это очень старая голландская галерея, которая сейчас не функционирует, там как раз представлены работы британского скульптора и художника Генри Мура и итальянского скульптора Мариино Марини, работами которых восхищаюсь», - подчеркнула она.
 
 
Кроме того, как рассказала скульптор, сейчас рассматривается возможность проведения ее персональной выставки в Осетии, чтобы жители республики смогли ознакомиться с ее творчеством. Людмила Караева живет и в Голландии, бывает в Москве и в родной Осетии. По ее словам, работается ей везде одинаково. В планах у нее создание международного Дома творчества на базе дома-музея скульптора Сосланбека Едзиева. 
 
 
Отвечая на вопрос о том, почему именно дом Едзиева, Караева отметила, что таких работ, как у него, «нет нигде в мире». 
 
 
Беседуя с корреспондентом газеты «Слово», Людмила призналась, что идея создания Дома творчества в Осетии ей пришла после того, как она выиграла Гран-при в конкурсе Palmares, и главным призом стало проживание на протяжении года в одном из лучших отелей Парижа.
 
 
 «Когда я год жила в Париже, в этом международном творческом доме, то я, конечно, ожидала, что увижу шедевры, что буду восхищаться и питаться искусством. Там такой центр, который я хочу создать здесь, в Осетии», - говорит мастер. 
 
 
- Сейчас столько красоты и столько прекрасных работ уже есть, а как создать тот образ, который не потеряется, и как донести это до людей? - К этому не надо стремиться, все должно идти от сердца. Искусственно к этому не придешь, так ты можешь стать лишь подражателем. Если тебе нравится один скульптор, то ты будешь работать, как он, но при этом ты из себя можешь вытащить частичку. Художник может состояться только тогда, когда бескомпромиссно создает то, от чего получает удовольствие, когда он ведется на свои внутренние чувства.
 
 
 - Что Вы хотите сказать и показать миру через свои работы?
 
 
- Я скажу просто, хотя может это и неправильно: для меня всякое дыхание да хвалит Господа. Вот это лежит в основе всего, я считаю, что это лежит в основе всякого созидания. 
 

- Наверняка у Вас есть идеи о том, чем бы Вы хотели украсить наш город, как Вы себе это представляете, и какие бы Ваши работы могли наполнить Владикавказ?
 
 
 - У нас в Осетии большое количество хороших скульпторов. Можно выбрать у них лучшие работы, увеличить их и поставить на центральных улицах, на проспекте, например. Вот это было бы самое правильное решение. У нас действительно есть, что выставить, что показать. 
 
 
Удивительно, что за столько лет работы Людмила Караева ни разу не прикоснулась к национальной тематике. Говоря о том, почему у нее нет скульптур героев Нартского эпоса, Караева говорит, что ее очень настораживает идентификация национального самосознания в нынешнее время. Она старается всегда делать только то, что у нее исходит изнутри, и ее работа для нее - образ жизни.
 

 - Для творческого человека важно, чтобы он не останавливался в своем развитии, как у Вас проходит этот процесс? 
 
 
- Развитие личности - это процесс молодости, когда человек растет, он учится. Он впитывает в себя то, что ему интересно. Вообще любое искусство - это автопортрет. Глядя на работу, можно точно сказать, что из себя представляет автор. Я всегда говорила и говорю, что творчество - это всегда самовыражение, это всегда зеркало. Если художник настоящий, то его сущность в его творчестве всегда читается.
 
 
 
 На вопрос о том, есть ли у нее нереализованные идеи, Людмила ответила, что она придумала проект, который представляет из себя знаковое, ритуальное место, куда бы отправлялись молодожены вместе с родственниками и друзьями после бракосочетания. Это место будет в виде ступенчатой пирамиды, и на каждой ступеньке идет иллюстрация послания апостола Павла о любви. Лестница, как отметила Караева, приведет их к Богородице. 
 
 
«Молодежь в этом нуждается, им этот проект нравится. К сожалению, я пока не знаю, когда удастся реализовать. Все что я могу, делаю сама на свои деньги, и даже вот этой теме хочу помочь своими собственными средствами. Но этот проект государственного значения, и я не смогу с этим справиться. Это, кстати, очень подходит для таких нацпроектов, как «Демография».
 
 
 
 – Газета «Слово» - молодежное издание, какое послание для молодежи Вы хотели бы донести? 
 
 
- У нас такая молодежь хорошая. Каждый раз, когда знакомлюсь с новыми молодыми людьми, восхищаюсь тем, какие они умные, продвинутые. Мне с ними настолько приятно и интересно бывает, особенно приятно, что откликаются и приезжают ко мне. Что бы я хотела им сказать. Сейчас столько всякой пошлости и вульгарности, особенно в социальных сетях, и хочется, чтобы они не поддавались этому. Та вульгарность, которая сейчас есть, пожирает все и на это невозможно смотреть. У нас культура разрушена. Молодежь должна уметь различать грань, тем более что ребята у нас очень хорошие. Удивительно то, как они тянутся к искусству. Я хочу, чтобы моя любимая молодежь питалась больше высоким. Мне кажется, что больше ни у одной нации нет такого обостренного чувства к прекрасному, как у осетин.
 
Алина Баззаева 

 

Заставить мир помнить

15.09.2020 | 20:32

Память должна работать на будущее – считает профессор, сопредседатель российского Научно-просветительного Центра «Холокост» Илья Альтман. Именно поэтому просветительская деятельность по истории геноцида еврейского народа сейчас кажется особенно актуальной – извлечь скорбные уроки прошлого сегодня, чтобы избежать их повторения завтра – в этом смысл истории. О том, почему тема «Холокоста» должна подниматься в обществе и общих параллелях между узниками Аушвица (Освенцима) и жертвами Беслана, рассказал Илья Альтман в интервью газете «Слово».

Бесхозное имущество

01.09.2020 | 17:51

Уже несколько лет ведутся судебные разбирательства, об определении принадлежности помещений, в которых работают мастера кисти Осетии.

Трагедия, как повод… Кому выгодны волнения в Южной Осетии?

31.08.2020 | 23:34

Происходящее сегодня в Южной Осетии вызывает серьёзную обеспокоенность не только у всех здравомыслящих граждан республики, но и за её пределами. Коротко напомним основную фабулу событий.

Кузница будущих звезд

25.08.2020 | 10:44

Академия футбола «Алания», которая, как предполагается, станет кузницей профессионалов мирового уровня, открылась вчера во Владикавказе. Поздравить республику с этим знаменательным событием приехал главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов.

Образ современного российского военного

18.08.2020 | 13:47

Так кто он, военный в России? Наверное, это объединенный образ прокаченного и советского, и постсоветского военного.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Трагедия, как повод… Кому выгодны волнения в Южной Осетии?

31.08.2020 | 23:34

Происходящее сегодня в Южной Осетии вызывает серьёзную обеспокоенность не только у всех здравомыслящих граждан республики, но и за её пределами. Коротко напомним основную фабулу событий.

Кузница будущих звезд

25.08.2020 | 10:44

Академия футбола «Алания», которая, как предполагается, станет кузницей профессионалов мирового уровня, открылась вчера во Владикавказе. Поздравить республику с этим знаменательным событием приехал главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов.

Образ современного российского военного

18.08.2020 | 13:47

Так кто он, военный в России? Наверное, это объединенный образ прокаченного и советского, и постсоветского военного.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Заставить мир помнить

15.09.2020 | 20:32

Память должна работать на будущее – считает профессор, сопредседатель российского Научно-просветительного Центра «Холокост» Илья Альтман. Именно поэтому просветительская деятельность по истории геноцида еврейского народа сейчас кажется особенно актуальной – извлечь скорбные уроки прошлого сегодня, чтобы избежать их повторения завтра – в этом смысл истории. О том, почему тема «Холокоста» должна подниматься в обществе и общих параллелях между узниками Аушвица (Освенцима) и жертвами Беслана, рассказал Илья Альтман в интервью газете «Слово».

Бесхозное имущество

01.09.2020 | 17:51

Уже несколько лет ведутся судебные разбирательства, об определении принадлежности помещений, в которых работают мастера кисти Осетии.

Трагедия, как повод… Кому выгодны волнения в Южной Осетии?

31.08.2020 | 23:34

Происходящее сегодня в Южной Осетии вызывает серьёзную обеспокоенность не только у всех здравомыслящих граждан республики, но и за её пределами. Коротко напомним основную фабулу событий.

все материалы

АРХИВ

<<< 2020, Октябрь >>>
пн вт ср чт пт сб вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031