Селение Фараскатта (в основе топонима слова «ольха» и «хлев», «хлев в ольховнике»; по другой версии – здесь когда-то были овчарни из жердей ольхи), в настоящее время сравнительно небольшое по числу жилых дворов (3-4 семьи) расположено на правобережье р. Айгамугидон, высоко по склону горы. Селение состоит из двух частей: малонаселенного Нижнего Фараскатта и расположенного выше по склону безлюдного Верхнего Фараскатта. Объекты культурного наследия расположены: здание церкви в Нижнем, жилая сторожевая башня Дзагкоевых - в Верхнем Фараскатта.
В средневековье селение входило в Тапан-Дигорскую гражданскую общину. С XIX в. с. Фараскатта относилось к Тапан-Дигорскому приходу, в который по административному делению входили все населенные пункты по правому берегу р. Ираф от с. Задалеск и далее по обеим берегам его правого притока – р. Айгамугидон до с. Уакац.
Административным центром являлось селение Махческ. Во второй половине XIX в. Махческ не был самым большим населенным пунктом по количеству населения в Тапан-Дигории; Фараскатта и Ханаз в этом отношении его превышали. Ранее Фараскатта, видимо, не уступал ему по значимости. Известный собиратель дигорских древностей И. Т. Собиев замечал, что селения Махческ, Фараскатта и Камата по преданию основанные Гулоном, внуком Астана, назывались «Три Махческа».
Селение Верхний Фараскатта связывается преданием с фамилией Кабановых, представители которой относились к феодальной знати Дигории.
Церковь в Нижнем Фараскатта в источниках и литературе называется Ильинской. Однако нет уверенности в том, что это ее первоначальное посвящение. По аналогии с Нузальской церковью, освященной в XIX в. в честь Архангелов Михаила и Гавриила в связи с тем, что местным населением, относящимся к колену Царазоновых, особо почитались Мыкалгабырта, так и фараскаттский храм могли освятить так потому, что в этой части Ирафского ущелья – Тапандигории, Уациллу – Святого Илью чтили. В 2,5 километрах юго-западнее от Фараскатта находится известное в Дигории средневековое святилище Ханази Уацилла.
Известно, что церковь в Нижнем Фараскатта «обновили» в 1837 году: в здании стали проводить православные службы. По всей видимости, тогда и был утрачен старый простенок и произведены некоторые переделки. До постройки в 1870 году новой большой церкви в с. Махческе, центре «Махчинского» прихода (приход – административное территориальное образование, в которое вошло несколько близлежащих селений, в том числе, и соседний с Махческом Фараскатта), церковные службы велись в Ильинской церкви в Нижнем Фараскатта. Можно предположить, что с 1870 года службы велись в Махческе, в новой церкви, а в Ильинском храме с. Фараскатта прекратились. Косвенно об этом можно судить по газетной публикации в Терских ведомостях за 1911 год: в статье «Древние святыни в горах Дигории» говорится о некоем храме «недалеко от Махческа», в котором хранились «хоругви с изображением херувимов».
Интересно, что А. Дз. Цагаева в «Топонимии Северной Осетии» пишет о «небольшой часовенке возле с. Фараскатт», которая называлась «заппадз», то есть «склеп»: «Здесь устраивали пиршество весной, когда всходили посевы. Люди сообща варили пиво, вместе покупали жертвенное животное и из каждого дома приносили три пирога. Женщины и дети пировали около часовенки, а мужчины – на сельском ныхасе». То есть, еще совсем недавно в коллективной памяти общества фараскатский храм осознавался как погребальный. Храм в Донифарсе – Саттай обай, подобный фараскатскому, его исследователи Д. В. Белецкий и А. П. Мошинский по результатам проведенных археологических и историко-архитектурных исследований датируют второй половиной XV в. либо немного более поздним временем. На наш взгляд, фараскатскую церковь определенно можно датировать этим же временем, по крайней мере до проведения археологических исследований.
Фараскатта и в настоящее время собирает людей. Здесь ежегодно отмечают праздник святилища Рохс Дзуар, собираются представители фамилий, выходцев из селения. Люди приходят с тремя пирогами, мясом жертвенного животного и осетинским пивом, а те, у кого родились дети, особенно готовятся к этому празднику и освящают здесь свое, специальное подношение. Каждый год право провести торжество передается от одной фамилии к другой.
Оргкомитет по подготовке к празднованию 1100-летия крещения Алании