Гримасы бытового хамства
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Такое остро негативное явление в нашей жизни, как бытовое хамство, к сожалению, всегда, в той или иной мере, присутствовало в человеческих взаимоотношениях. Оно имело место и при царе, и при советской власти, существует и в новейшие времена. Разница лишь в его оттенках. До революции и в СССР хамское поведение большинства граждан имело в своей первооснове как правило алкогольное опьянение - в эти эпохи люди хамили окружающим чаще всего под хмельным воздействием высокого градуса «беленькой».
Известен случай, когда в годы царствования императора Николая Первого, некий столичный житель упился в кабаке до слабовменяемого состояния и учинил весьма неслабый дебош. Хозяин заведения в надежде хоть как-то приструнить пьяницу, указал последнему на висевший над своей стойкой портрет императора и сказал, что вести себя подобным образом в присутствии даже одного лишь изображения царственной особы - Божьего Помазанника, недопустимо. Дебошир презрительно рассмеялся и заявил, что плевать хотел и на самого монарха, и на его портрет. Через час после этого он «благополучно» сидел в подвале жандармского отделения. И уже спустя сутки приказ о его отправке на каторгу за публичное оскорбление российского монарха лежал на столе императора. Однако последний не стал его подписывать. Он вызвал к себе шефа жандармского управления генерала Бенкендорфа и распорядился отпустить выпивоху на волю, заметив при этом, что недопустимо наказывать человека столь суровым образом за слова, сказанные им в хмельном угаре. Интересная деталь: Николай Павлович поручил главе жандармов обязательно передать пьянице через офицера, который будет выпускать задержанного из камеры, что он - Николай Первый, также на него плевать хотел...
Рассуждая о современном хамстве, нельзя не упомянуть того, насколько чуждым было это негативное социальное явление для наших предков - поколения прадедов и прапрадедов, то есть тех, кто жил и здравствовал 100 -150 лет назад. В семьях участников Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сохранились устные воспоминания на эту тему, передаваемые от одного поколения другому. События, описанные в этих памятных рассказах, начали происходить еще задолго до начала боевых действий против османских войсковых частей.
Русская Дунайская армия продвигалась по направлению к будущему театру военных действий по территориям Румынии и Бессарабии. Когда отряды наших всадников и пехотинцев входили в очередной населенный пункт, его население вело себя неоднозначно. Кто-то встречал российских воинов с букетами цветов, но были и такие, кто с явным опасением поглядывал на иностранных военных, пусть даже и предполагаемых союзников и освободителей балканских земель. Как рассказывают, особую тревогу у жителей этих южноевропейских земель вызывал грозный вид кавказских всадников, в том числе и тех, кто входил в состав Осетинского конного дивизиона. Ведь на фоне лощенных и вполне себе европеизированных столичных гвардейцев, конные горцы выглядели весьма устрашающе и поведение их представлялось румынам и молдаванам слабопредсказуемым и с их точки зрения потенциально опасным. Однако после первого же ночлега в одном доме с кавказскими кавалеристами, отношение к последним со стороны хозяев жилья в корне менялось. Эти грозные на вид бородачи не употребляли крепких спиртных напитков и даже почти не пили местное слабенькое винцо. При этом они щедро делились с хозяевами своими собственными съестными припасами, вели себя сверхуважительно и тихо, разговоры их на родном языке были приглушенными и непродолжительными. Утром они подолгу мылись и приводили себя в порядок - но лишь после того, как хозяева дома заканчивали свои водные процедуры. Одним словом, кавказские всадники надолго запомнились жителям приграничных с Османской империей мест. Запомнились как люди вежливые и воспитанные, сдержанные в еде и употреблении спиртного.
КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Бытовое хамство советского периода в большинстве случаев его проявления «базировалось» на высоком градусе спиртосодержащих напитков и у трезвых людей «водилось» довольно редко. Тогда мало кто решался хамить окружающим в трезвом виде - ведь в обществе господствовали морально-этические нормы, строго порицающие подобный негатив. Помимо применения к провинившемуся уголовного или административного наказания, бытового хама тогда могли хорошенько «пропесочить» на партсобрании или на заседании товарищеского суда, лишить премии или 13-й зарплаты. Но самое главное было то, что в те времена среди нас еще жило довольно большое количество людей, что называется «старой закалки» - прошедших две войны: Гражданскую и Великую Отечественную. Кроме того, как мне рассказывали старшие, еще в 1940-х годах на проспекте Мира можно было увидеть сидящих на лавочках героев Шипки или обороны Порт-Артура. Этим людям тогда было по 60-85 лет, они пребывали в здравом уме и твердой памяти и, что самое главное, постоянно следили за правильным поведением своих младших, учили их уму-разуму. Позже им на смену пришло многочисленное поколение фронтовиков, подхватившее эту своеобразную «эстафету» воспитания молодежи. Одним из таких заслуженных, всеми уважаемых людей был и декан экфака СОГУ им. К. Л. Хетагурова Анатолий Федорович Колиев. Он обладал непререкаемым авторитетом и глубоким уважением среди своих студентов и в свою очередь относился к ним как отец родной. Естественно, молодые люди, воспитанные такими преподавателями, каким был он, в принципе не могли быть хамами. И раз уж речь зашла об университетстких наставниках, не могу не привести здесь рассказ об одном весьма показательном случае, произошедшем в «перестроечную» эпоху.
Тогда я работал инспектором Ленинского райфинотдела. Однажды нам позвонили из Минфина и сказали, что готовы поделиться с нами кое-чем из вновь приобретенной мебели - письменными столами для сотрудников. Наш шеф собрал всех своих молодых подчиненных мужского пола и «командировал» за вышеназванными предметами служебного интерьера.
Через четверть часа мы были уже на месте и принялись выносить мебель на улицу, где нас поджидал грузовик. Когда мы с коллегой несли первый стол и подошли с ним к входной двери, нас увидел наш ректор Ахсарбек Хаджимурзаевич Галазов - он в этот момент шел по просторному и многолюдному вестибюлю правительственного здания по направлению к лифту. Увидев нас и поздоровавшись в ответ, он резко сменил траекторию своего движения, широким шагом подошел к входной двери, распахнул ее и придержал - тем самым дав нам возможность пронести стол наружу без остановки. Стоит отметить, что в тот момент в вестибюле находилось немало людей, гораздо более молодых, чем Галазов, но лишь он один пришел нам на помощь. И нас это не удивило, ведь обучая нас правильному поведению в окружающем нас мире, наши преподаватели делали основной упор на личный пример. Как вы понимаете, среди тех, кто реально впитал в себя основы поведения, полученные от таких старших, какими были Колиев и Галазов, хамов и наглецов не было.
ХАМСТВО И НАСТОЯЩАЯ СИЛА НЕСОВМЕСТИМЫ
Главным источником хамского поведения является некая тщательно закамуфлированная неуверенность человека в себе, неверие в собственные силы, в мощь своего характера. Чтобы всесторонне продемонстрировать окружающим свою мнимую «крутость», внутренне слабые и неуравновешенные люди совершают неадекватные поступки, хамят налево и направо, попирая нормы человеческой морали. И, наоборот, люди понастоящему сильные - как физически, так и ментально, ведут себя в обществе скромно, проявляя уважение к собеседникам, попутчикам или просто первым встречным. Мне, как журналисту, довелось пообщаться с тремя выдающимися осетинскими и российскими атлетами, настоящими легендами мирового спорта, неоднократными чемпионами Олимпийских игр Артуром Таймазовым, Махарбеком Хадарцевым и Арсеном Фадзаевым. Более всего, после встреч с этими достойными людьми, мне запомнились две вещи - их умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника и говорить с ним спокойным, благожелательным тоном. Впрочем, тут удивляться нечему: эти люди не просто являются сильными личностями, но еще и полностью уверены в своих силах. В связи с этим у них нет внутренней необходимости привлекать к себе внимание и выходить за рамки общепринятых норм поведения. В этом смысле весьма показательным, на мой взгляд, является поведение и звезды мирового бокса, нашего земляка Мурата Гассиева. Все мы не раз видели то, как он перед боем с очередным серьезным противником, вопреки традициям профессионального бокса, скромно отводит взгляд, полностью игнорируя «уничтожающие» посылы грозных очей своего соперника. Зато уже непосредственно на ринге Мурат в самой полной мере демонстрирует и силу воли, и силу своих мышц, и великолепную технику настоящего професссионала.
ХАМСТВО В «ЛИХИХ 90-Х»
В постсоветские времена, которые в народе принято называть «лихими девяностыми», бытовое хамство заиграло новыми красками. Его проводниками в широкие людские массы стали тогда, 30 лет тому назад, новые «хозяева жизни» - сомнительного «розлива» бизнесмены-«однодневки», коррумпированные чиновники и доморощенные «рэкетиры»- беспредельщики. В отличие от последних, настоящие бандиты не хамили окружающим и всегда тщательно взвешивали каждое свое слово. При этом упомянутые «хозяева жизни» сильно рисковали. Ведь в те времена, насколько мне известно, в нашем обществе существовало такое явление, как «альтернативное правосудие». Под ним подразумевалось стремление некоторых граждан решать свои проблемы не обычным, законным путем, а при помощи авторитетов преступного мира, которые в свою очередь рассматривали возникшие вопросы с точки зрения понятий и правил, принятых в их среде. Вот тут-то любителей похамить ожидали весьма неприятные «подводные камни». Потому что, согласно вышеупомянутым понятиям за неосторожно брошенное, незаслуженно унижающее человека слово, можно понести довольно суровое наказание.
В те непростые времена мне не раз доводилось бывать в компании (на днях рождениях, свадьбах, поминках) ныне покойных людей, которые пользовались значительным авторитетом в определенных кругах нашего общества. Всех их отличала одна общая особенность поведения в повседневной жизни: они тщательно взвешивали каждое свое слово, не произносили даже единой лишней буквы, и всегда мастерски скрывали свои эмоции.
ВЕК 21-Й
Немало я поездил по нашему живописному горному краю, встречался с самыми разными людьми - от бывших боевиков до первых лиц нашей и соседних республик. При этом выявил для себя одну твердую закономерность - чем более талантливым и профессионально развитым является конкретно взятый человек, тем дальше проходит его жизненный путь от скользких дорожек хамского существования в окружающем нас мире. И наоборот.
Например, в первые месяцы, прошедшие с тех ужасных сентябрьских дней, когда произошла Бесланская трагедия, я встречался с пострадавшими в ней людьми, с руководителями силовых структур, много контактировал и с коллегами-журналистами. И везде встречал взаимопонимание, готовность помочь, поделиться интересующей меня информацией. Во время дальнейшей работы в регионе, постоянно сталкивался с неравнодушными гражданами, готовыми всегда прийти на выручку другому в той или иной жизненной ситуации.
Летом 2005-го года в Дагестане участились случаи нападений боевиков на представителей правоохранительных органов. Нужно было срочно подготовить интервью с кем-либо из дагестанских силовиков. Решил взять интервью по телефону, позвонил корреспонденту НТВ Руслану Гусарову, попросил помочь. Выслушав мою просьбу, Руслан буквально за полчаса организовал мне телефонное общение с дагестанской женщиной-офицером, которая после убийства ее мужа боевиками включилась с борьбу с бандподпольем. На фоне подобного отношения коллег полным диссонансом выглядел следующий случай.
В том же 2005-м году мне понадобилась информация из одного нашего министерства. Знакомые раздобыли мне номер телефона одной из сотрудниц этого ведомства и та пообещала мне все разузнать к ближайшему понедельнику. Но слова своего не сдержала и дней десять «кормила завтраками». На вопрос, может ли она в принципе мне помочь или интересующий меня вопрос не входит в ее компетенцию, получил весьма недвусмысленный ответ: «Ты что, всерьез считаешь, что я все это время занималась твоим вопросом? Да кто ты такой?! И где мне нужна твоя газета?!» Тут, как говорится, комментарии излишни. А ведь я звонил этой женщине не «с улицы», а от имени очень уважаемого в нашей республике человека...
Бытовое хамство, с моей точки зрения, неискоренимо. Но как показывает жизнь, вокруг наc немало людей, воспитание и твердый характер которых позволяет им не только не влиться в «стройные» ряды хамов, но и держать это негативное социальное явление в относительной «узде», и при необходимости эффективно противостоять ему.
Артур Цереков
Фото из открытых источников