Хистæр напрокат
Свадьбой формата "all inclusive" в Осетии никого не удивишь. Список услуг, которые готовы предоставить компании, специализирующиеся на проведении различных торжеств, постоянно растет. Пример - обязанности хистæрæ. Они продаются. Заказываете и получаете грамотного оратора, знающего все тосты, способного повести стол так, как того требуют обычаи. "Есть спрос, будет и предложение", - уверяют руководители этих самых компаний. И, наверное, они правы. Как и те, кто относит нововведения к положению "из ряда вон" и называют их дырой в "лодке традиций", которая станет причиной затопления всего судна. Считать ли прокат хистæрæ посягательством на святое с пресловутым ярлыком "куда мы катимся", а также возможен ли компромисс между двумя крайностями - выясняла газета "Слово".
Земфира Мукагова недавно женила сына и теперь однозначно "за" хистæрæ напрокат. Узнай она о таком чуть раньше, избавилась бы от головной боли по его поиску и бесконечной вереницы отказов. Все обошлось, выход был найден, Земфира воспользовалась услугой и осталась довольна. В отличие от некоторых ее гостей, посчитавших такое новшество насмешкой над традициями.
"Красиво, согласно обычаям, сделать свадьбу хочет каждый, - говорит Земфира, но я и подумать не могла, что это вызовет такую реакцию. Хотя чем дальше, тем сложнее найти достойных къухылхæцæгæ, æмдзуарджынæ и особенно хистæрæ. Причем претензии в основном предъявляли те, кто сам отказался от обязанностей старшего по столу".
С этим не поспоришь, действительно людей, умеющих правильно произносить тосты, становится все меньше. Знающее, а значит и более старшее поколение уходит, а преемников нет. Проблема? Еще какая. В пору открывать школу по обучению "старших". Такую идею предложил известный диктор Осетии и всеми уважаемый старший Тасолтан Мамсуров: "Я думаю, это давно надо было сделать. На "Стыр Ныхасе" шел недавно разговор о необходимости ввести дежурного, в чьи обязанности бы входила просветительская деятельность. Любой желающий может прийти, задать свои вопросы, устранить пробелы в знаниях осетинских традиций и обычаев, в том числе по этикету осетинского стола. Это нужное дело. Не стыдно спрашивать, стыдно не знать. И не будет разночтений и сумбура на мероприятиях, будь то свадьба или похороны".
Услугу по привлечению хистæрæ напрокат Тасолтан Сосланбекович назвал "абсолютной ерундой", ведь человеку была оказана честь, что его позвали хистæром, тем самым высказали уважение и почет. О каких деньгах может идти речь?
Другой точки зрения придерживается ресторатор Валерий Абиев, хоть и согласен с тем, что старших "катастрофически не хватает". "Все больше хотят на танцы смотреть, а сидеть за столом два-три часа и вести стол никто не желает. На любой свадьбе или поминках уходит немало времени на поиски этого самого хистæрæ, на споры, кто же сядет старшим, а в результате, тот кто берет на себя такую обязанность, часто два слова связать не может. Так не лучше ли пригласить человека, который достойно все проведет?".
"Слово" попыталось выяснить, насколько легко и за какие деньги можно нанять старшего. Прейскурантом никто делиться не захотел, зато удалось выяснить, что можно найти даже (!) платных хъарæггæнджытæ, которые громче всех на траурном мероприятии будут кричать: "Нæ мæ уырны, нæ мæ уырны". На наш субъективный взгляд - вот что является посмешищем. Кому нужны неискренние эмоции? Но, видимо, опять же спрос рождает предложение.
Как и любое нововведение в области "сакрального", приглашенный хистёр вызывает противоречивые эмоции. Сторонники приводят свои аргументы, убедительные надо сказать. Противники же не желают видеть никаких положительных моментов, по-видимому, считая, что именно такие вольности с интерпретацией традиций приводят к деградации и потере национального самосознания и самоопределения. Есть еще третья сторона - безразлично взирающая на бесконечные споры по любому поводу. Им не то, чтобы все равно, просто бесконечные войны на пустом месте, особенно в осНете, порядком наскучили, сплошное пустословие и инфернальный пафос.
Вот и получается, что ответа - четкого и однозначного - нет и в этот раз. Тут уж кто что для себя выбирает. Будем уважать и принимать все стороны и мнения. Пусть каждый сам определяет меру пиетета, испытываемого к традициям, и поступает так, как диктует ему совесть и собственное мироощущение. Вот тогда и времени будет теряться меньше на лишние споры, и согласия будет больше.