Искусство вне политики
Пресс-конференция с оперными звездами Вероникой Джиоевой и Петром Мигуновым прошла в формате беседы "о высоком"
Звезды классический оперной сцены провели пресс-конференцию перед концертом, приуроченным ко Дню работников культуры.
Министр культуры республики Фатима Хабалова выразила благодарность мировым артистам за приезд, сказав о том, что осетинский зритель является ценителем высокого искусства и понимает оперу. Говорили "о высоком” : о реализации проекта, направленного на раскрытие талантов под руководством Вероники Джиоевой, о жизни в искусстве, о любимых операх и о ближайших перспективах.
Журналисты беспрерывно задавали вопросы звездам и легко получали ответы. Покоряющий слух бас Петра Мигунова, позитив Вероники Джиоевой и отменный юмор Фатимы Хабаловой создали уютную обстановку для общения. Этакая культурная беседа, которая вызвала аппетит к опере и интерес к искусству.
Также на конференции стало известно, что певица номинирована на премию "Золотая маска”. Солистка Большого театра, народная артистка РСО-Алания, народная артистка РЮО прокомментировала событие: "У нас такие замечательные ребята номинированы, так что, если кто-то победит, это будет большая победа. А номинация - это уже хорошо".
- Как Вы относитесь к популярным сейчас проектам, посвященным открытию талантов? Нет ли у Вас в планах реализовать что-то подобное в нашей республике?
Вероника Джиоева: Безусловно, есть в планах. Если меня поддержат, то с удовольствием это сделаю. Я стала приглашать детей на свои сольные концерты, например, Тимуру Сланову поступило приглашение спеть в Москве.
- Петр, расскажите, как Вы работали над партией Мефистофеля? Это ведь невероятно сложная роль, о которой мечтают многие звезды мирового масштаба.
- Это, конечно, знаковая роль для любого артиста. Я учился в консерватории, в которой есть свой театр, и выходил на сцену с настоящим оркестром, когда все костюмированно, ощущается атмосфера, посыл звука... Это дало нам возможность по-другому учиться. У нас шел спектакль "Фауст". Обычно для исполнения партии Мефистофеля приглашали кого-то из Мариинского театра. Но так получилось, что педагоги предложили мне исполнить эту партию. Тогда мне посчастливилось работать с прекрасным дирижером и режиссерами. Это была одна из дебютных партий. Прошло много лет, мне захотелось вернуться к ней и исполнить на совсем другом уроне.
- У Вас ведь еще есть дирижерское образование. Почему выбрали вокал?
Петр Мигунов: Знаете, мы, как артисты, хотим быть лучшими. И когда я учился на дирижера, понимал, что мне удается это не так хорошо. Хотя это образование мне очень помогает сейчас. Современная работа вокалиста требует не только голоса, но и хваткого ума, дополнительного образования. Помните, как Мария Каллас полтора месяца плыла на корабле до Нью-Йорка. Все это время она работала над ролью Медеи. Сейчас так, увы, не получается. Нужна быстрая адаптация.
Вероника Джиоева: Хочу добавить, что у Пети удивительное чувство стиля. С ним очень любят работать. Стилистически у него все получается. Я сама люблю работать с людьми, у которых есть, чему поучиться. Он органичен во всех партиях.
- Как складывался ваш творческий дуэт?
Петр Мигунов: Мы вместе учились в консерватории, потом ездили по конкурсам, в которых побеждали, и вновь мы встретились на сцене Большого театра. Наша последняя совместная работа -"Дон Карлос" . Мы давали множество концертов в Европе. Сейчас приходится искать дуэты для баса и сопрано. Но мы нашли, и рады работать вместе.
- Вероника, есть для Вас какие-то особенные партии?
- Конечно, есть. Мало времени для того, чтобы охватить все любимое и желанное. 13 апреля на сцене Финской национальной оперы предстоит очень серьезная работа. Это будет важное событие в жизни сопрано - очень сложная технически партия "Аиды". Потом будет много туров по Европе и сольный концерт. Принципиально важно иметь рядом таких людей, как Петр.
Петр Мигунов: Финский театр вообще не любит приглашать российских артистов, это своего рода табу. И только певец с уникальным голосом может иметь такую возможность.
- Петр, считается, что Федор Шаляпин является эталоном в исполнении Мефистофеля? Кто для Вас в этой роли лучший?
- Шаляпин - эталон еще и потому, что он революционер пения. Он первый начал играть на сцене, превратил все в актерскую игру.
- Какая сложность в сочетании баса и сопрано, разница только в сочетании регистров и диапазонов? Есть ли какие-то сложности в вашем дуэте?
Петр Мигунов: У нас сложностей не возникало. У нас идеальная гармония.
Вероника Джиоева: Петя - стабильный и легкий. Мне с ним очень комфортно работать. У него голос от Бога. Больше бы таких дуэтов!
- Вероника, Ваши дети уже поют?
- Может, дочь запоет. Пока только кричит. Ей всего два года.
- Опера - это ....
Петр Мигунов: Опера - это моя жизнь.
Вероника Джиоева: la vita mia!
- Расскажите о концертной программе.
Петр Мигунов: Программа состоит из самых популярных арий, они редко звучат, несмотря на то, что хитовые. И у Вероники прекрасная программа, она исполнит красивые, малоизвестные арии.
- Вероника, следите ли Вы за происходящими политическими процессами в Южной Осетии, на Вашей родине? В частности, идет полемика между сторонниками объединения с Россией и сторонниками развития независимого государства.
- Я за то, чтобы быть с Россией. Не углубляюсь в политику, читаю новости, но не более. Меня больше интересует сфера культуры. Там плачевное состояние. И хочется что-то делать. В ближайших планах - проведение мастер-классов, различных конкурсов. Артисту хорошо там, где его любят и ждут. И спасибо за всегда приятный прием здесь. За организованность и гостеприимство.
- Каково быть человеком искусства в 21 веке?
Вероника Джиоева: Единственная сложность в том, что мало показывают классических музыкантов. Хотя я заметила, что в зале бывает много молодых. Это радует. Хочется прививать любовь к классике с детства.
Петр Мигунов: Знаете, действительно что-то изменилось в последнее время. Наступил какой-то момент, когда классическую музыку воспринимают иначе. И очень много молодежи приходит. Правда. Заметил это не только в России, и это очень ценно.
- Вероника, где Вам больше нравится жить?
- В Праге ! Здесь много микрофонных певцов. А я - за настоящую оперу.
- Петр, а Вам?
- Я - питерский человек, родился в Санкт-Петербурге. Работая в Москве, всегда скучаю по своему городу и возвращаюсь туда. Охватывает ностальгия.
- Вероника, что Вы ощущаете, выступая во Владикавказе? Ваш педагог будет на концерте?
- Выступать на сцене всегда волнительно! Особенно, на родине. Мой педагог Нелли Ильинична придет на репетицию и на концерт. Мы с ней всегда поддерживаем связь.
- Что для Вас женское счастье?
- Быть любимой и воспитать хорошего ребенка.
- Партия "Аиды" предполагает какой-то свой вклад? Как Вы ее хотите подать?
- Это зависит от режиссера. Партия Аиды и в плане актерского исполнения, и по голосу - моя. Часть своей души я внесу в образ.
- Нынешний экономический кризис ощущаете?
- Нет, классика вне политики. У нас всегда есть работа. Насыщенный график, сплошные перелеты.
- Кто Вам привил любовь к опере?
- Папа, он всегда чувствовал меня. Для женщины самая красивая профессия - это быть на сцене.
Катя ВАЛИЕВА