Коста навсегда
У каждого свой Коста. Для одних он возвышенный и утонченный, для других - пламенный и непримиримый, для третьих - мудрый и великий. Но всегда и для всех - неизменно искренний и правдивый, а еще бесконечно трогательный и несчастный. Те, кто однажды пускает его в сердце, оставляет там навсегда.
Непревзойденный художник образов, умеющий проникнуть в человеческую душу своим вдохновенным словом, заставляя ее трудиться. Человечный и настоящий. Наверное, в этом секрет величия Коста.
Хетагурова называли душой осетинского народа, его сердцем и совестью. И спустя полтора века его слово по-прежнему актуально, его мысли созвучны времени, его хочется перечитывать вновь и вновь, раскрывая глубину таланта.
О самом сокровенном, о личном мире, подаренном Коста Хетагуровым, ко дню рождения поэта "Слово" рассказывают интересные люди республики, которых мы попросили ответить на вопросы:
- Кто для Вас Коста Хетагуров?
- Могло бы творчество поэта стать объединяющей национальной идеей?
- Пушкин или Хетагуров?
- Если бы Коста был нашим современником, каким Вы его видите?
Лиана АГАЕВА, студентка факультета осетинской филологии СОГУ им. К. Хетагурова:
Коста Хетагуров для меня, в первую очередь, величайший поэт. Перечитывая его стихотворения, зачастую поражаюсь, насколько он был гениален. Любовь Коста к своему народу безгранична, а самое главное - взаимна. Он подарил народу надежду и веру в то, что Осетия всегда будет процветающей, если ее жители будут сплоченными. Многие говорят: "Коста - наше все!", я полностью согласна с этим выражением. Его произведения для любого возраста. В каждой жизненной ситуации можно найти совет, подсказку в стихотворениях Коста. Нам сегодня нужно обратиться к мудрости и дальновидности поэта: "Цæй-ут, æфсымæртау, раттæм нæ къухтæ, абон кæрæдзимæ, Иры лæппутæ!"
Для меня выбор между Пушкиным и Хетагуровым не стоит. Безусловно, Коста. Он основоположник осетинского литературного языка. Горжусь тем, что наш университет носит его имя.
В наше время он был бы таким, каким мы знаем Коста по его произведениям. Его идеи вне времени. Коста любил свой народ, боролся за его права. Поэтому для нас было бы подарком, если бы он стал политиком, руководителем.
Карина БЕСОЛТИ, драматург, журналист:
Коста - это детство, уроки литературы, мамин голос, читающий перед сном "гино-гино-гис", рассказы папиного друга по фамилии Хетагуров "а вот под этим деревом он мог сидеть часами, думать", первые мысли о "борьбе, свободе, справедливости". Коста - это любовь, которая про некрасивого мужчину, но с горящим сердцем, и всех этих женщин - эффектных, но не способных подарить счастья. Коста - это моя учительница по биологии, которая была влюблена в него без памяти. Ее уже нет в живых, кто знает, может, на небесах она нашла с ним счастье?
Коста, как и любая классная литература, либо меняет твою жизнь кардинально, либо - не задевает вовсе. Я знаю много прекрасных, умных людей, которые абсолют¬но равнодушны к его творчеству.
Мне близок тот Коста, которого так тонко отобразил в своих двух гениальных работах Владимир Соскиев. Не глыба, не величие, застилающее своим размахом гори¬зонт, не "национальная идея", а что-то личное, сокровенное, ценное для тебя одной. Поэтому я бы не стала взваливать на его плечи какие-то там "национальные идеи".
Пушкин или Хетагуров? Бесспорно, Коста. Пушкин вообще не входит в число моих "сокровенных" литературных имен.
Если бы он жил среди нас? Большинство бы дружно проходило мимо. Он получал бы свою порцию насмешек и циничного к себе отношения, все так же страдал и был не понят... В этом смысле, на мой взгляд, ничего бы не поменялось. И открыли бы мы массово блеск величия Коста аккурат после его смерти.
Артур ТАЙМАЗОВ, Трехкратный олимпийский чемпион, депутат Госдумы РФ:
- Коста - это родительский дом, родной язык, родная земля. Коста - это Осетия.
Какой бы ни была национальная идея, творчество Коста будет обязательно использоваться ее создателями. Осетинская национальная идея просто не может быть без творчества великого Коста.
Пушкин или Хетагуров? Разве гениев можно сравнивать? И Пушкин, и Хетагуров. Но хочу сказать, что Осетия должна больше делать для того, чтобы дети это понимали.
Коста начался с любви к родной земле. Его "Ирон фæндыр" - это ирон зæхх. Не думаю, что сегодня он был бы другим.
Махарбек ХАДАРЦЕВ, глава муниципального образования город Владикавказ:
- Я полностью согласен со словами советского писателя Александра Фадеева, многими забываемыми, который называл Коста "Леонардо да Винчи маленького народа". Пусть Хетагуров не был механиком, как великий итальянец, не был астрономом. Для Осетии Коста - свет! Он - наша национальная культура. Без языка нет народа, а Коста - наш язык, красивый, сильный, могучий. Тот, который мы стали терять, к сожалению.
Я не думаю, что Коста может стать национальной идеей. Но его пример любви к своей Родине, его готовность поло¬жить на алтарь этой любви свою жизнь, несомненно, могут лечь в основу большой работы по определению такой идеи.
Не стоит сравнивать Пушкина и Хетагурова. Для осетина Коста - это азбука, это таблица умножения. Так же, как и для любого русского, Александр Пушкин.
Каждый приходит на эту землю в свое время. В наше время, думаю, Коста было бы еще тяжелее, чем в свое. Коста - явление вселенского масштаба. Не иначе. Только вдумайтесь в его слова: "Весь мир - мой храм, Любовь - моя святыня, Вселенная - Отечество мое".
Аслан ЦУЦИЕВ, министр по вопросам национальных отношений, лауреат Государственной премии им. Коста Хетагурова:
- В первую очередь, Коста Хетагуров - великий патриот Осетии. До сегодняшнего дня лучший осетинский поэт, великий борец за права не только осетин, но и в целом горцев Кавказа, борец с угнетением и несправедливостью. Фигура для осетин символическая и даже сакральная. Любой, кто познакомится с творчеством Коста, поймет, что те мысли, те идеи, которые он вкладывал в свои произведения, продолжают быть актуальными до сегодняшнего дня.
У Пушкина свое место в мировой литературе, у Хетагурова свое.
Думаю, он и сегодня был бы борцом за справедливость, великим поэтом, художником и прекрасным публицистом, без устали сражался бы за благополучие и счастье своего народа.
Азамат ГАГЛОЕВ, Председатель Молодежного парламента РСО-А:
Коста Хетагуров - это, прежде всего, символ эпохи. Это великий культурный деятель не только осетинского народа. Это основатель литературного осетинского языка. Он внес огромный вклад также и в художественное творчество. Ведь в его картинах не меньше глубины, чем в стихах и поэмах. Меня по сей день удивляет, насколько тонко и ясно он видел мир. Многие произведения полны сегодняшних реалий, согревают сердца, задевают за живое! Каждое поколение формируется на основе духовных ценностей, традиций народа, на почитании вековых устоев. Жизнь Коста и его вклад - это некий свод "законов гор, морали и этики".
Я с детства очень люблю творчество Коста Хетагурова, вырос на его произведениях. Мне близко его восприятие мира.
Сложно сравнивать двух выдающихся личностей - Пушкина и Хетагурова, каждая из которых - велика и весома. Я выберу Коста!
Если бы он жил в наше время - безусловно, был бы лидером, голосом народа. Зеркалом, в котором отражаются проблемы и пороки общества. Борцом за справедливость. Безусловно, он был бы защитником обиженных и обездоленных. Именно таких людей не хватает сегодня.
Анна КАБИСОВА, фотограф:
Коста Хетагуров стал для меня родным, когда в 2009 году мы с Аркадием Хадзараговым по заказу Министерства культуры республики готовили выставку в Наре. Мы долго изучали архивы и наследие поэта. Я сутки напролет читала письма Коста и поняла, как много он страдал, сколько трагедий пережил. Вот это сострадание к нему в первую очередь как к обычному человеку со своими слабостями позволило мне посмотреть на него не как на икону, гения, который возвышается на постаменте где-то над нами. И память об этом помогает мне относиться к нему как к действительно великому поэту, который стал таким потому, что страдал за каждого человека.
Его творчество - это Евангелие, обращенное к народу Осетии. Оно никогда не пере¬стает быть актуальным, потому что истина проста, а человек не меняется.
Пушкин или Хетагуров? Пушкин и Хетагуров.
Современный Коста просто ходил бы в джинсах, но делал бы с жаждой все то же, что и в свое время, - обличал власть, писал стихотворения, любил прекрасных женщин, писал картины. Совершил бы революцию в культуре Осетии - освежив, обновив все, что покрылось паутиной и перестало быть живой правдой.
Если бы мне пришлось его фотографировать сегодня, предложила бы ему организовать фотосъемку на улице в центре города на фоне архитектуры и проходящих мимо горожан.