Маленькие трагедии - на большой сцене
Межрегиональный фестиваль-конкурс любительских театров «Маленькие трагедии – на большой сцене» собрал во Владикавказе истинных ценителей того самого, настоящего искусства, которое с годами не тускнеет, не осыпается и не становится бесцветным. Потому что любить зрителя можно независимо от того, признан ли ты театром драматическим, большим, малым, любительским или театром пародий.
Удивлять и самому удивляться
В преддверии четырехдневного действа с представителями прессы студентами факультетов журналистики и факультета искусств и участниками фестиваля встретились режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Республики Северная Осетия-Алания, народный артист Республики Южная Осетия Аким Салбиев, декан факультета журналистики СОГУ Фатима Хабалова и декан факультета искусств СОГУ, заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия-Алания Эдуард Галазов.
«Немного истории. Президентский фонд культурных инициатив объявил набор заявок на реализацию творческих проектов общенационального значения. Мы включились в номинацию «Театральное искусство» и представили заявку о проведении межрегионального фестиваля-конкурса любительских театров «Маленькие трагедии – на большой сцене». К нашей общей радости, эта инициатива была поддержана фондом. Северо-Осетинский государственный университет и Союз театральных деятелей по РСО-А выступили генеральными партнерами этого проекта. Помимо интересных встреч, просмотра конкурсных работ нас ждет семинар, «круглый стол», творческая лаборатория и мастер-классы. Заявлено семь основных номинаций. Предполагается и вручение специальных номинаций. Работать мы будем на сцене Русского академического театра имени Евгения Вахтангова. Театру в этом году исполнилось 150 лет! Очень интересным моментом нашего фестиваля является участие в нем инклюзивного театра «Босые души», - отметила Фатима Сосланбековна, приветствуя собравшихся.
Аким Салбиев пожелал конкурсантам доброго талантливого пути: «Фестиваль – это всегда праздник. Если бы я не занимался профессионально искусством, я бы, наверное, пошел в медицину. Потому как меня тянет. После работы играл бы в любительском театре. Это же удовольствие какое доставляет человеку. Я всегда говорю – любительские театры – это же от слова «любить». Поэтому у меня надежда на удивление. Надо удивлять! Это главная черта художника. Удивлять! Самому удивляться! И главное, делать это по-настоящему. Для меня искусство должно быть искренним. Как говорят – талант бьет в точку, а гений бьет в ту точку, которую никто не видит, кроме гения. Осетия всегда славилась своими народными театрами. Это у нас в крови, в генетике. Поэтому в добрый и обязательно талантливый путь!»
«Босые души»
Фестиваль-конкурс проводился в Северной Осетии при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Партнерами стали Союз театральных деятелей по РСО-А, Академический русский театр им. Е.Б. Вахтангова, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. С 29 по 4 декабря любительские театры из Владикавказа, Моздока, Кизляра и Нарткалы дарили свое творчество Владикавказскому зрителю. Профессиональное жюри под руководством Акима Салбиева оценивало представленные любительскими театрами постановки пьес из «Маленьких трагедий». Некоторые пьесы дублировались конкурсантами. И «Пир во время чумы», и «Моцарт и Сальери», и «Скупой рыцарь» были представлены по два раза разными исполнителями. И лишь «Каменный гость» прозвучал в одном варианте. Также народный театр из Нарткалы привез на суд зрителя «Вишневый сад» Чехова, заслужив по итогам фестиваля звание «Лучший актерский ансамбль».
Лучшим спектаклем по праву был признан «Пир во время чумы» в исполнении инклюзивного театра «Босые души». Чума как образ, как символ, как актуальное отражение любой беды любой эпохи в исполнении людей с ограниченными физическими возможностями – это особое искусство. Это то, что дает силы и шанс на возрождение, то, что мы должны воспринять как укор бездействию. Мы не имеем права просто плыть по течению, если рядом есть те, кто всегда готов бороться. Бороться с физическим недугом, с условностями, с чумой, с депрессией Болдинской осени. Ведь Пушкин писал «Пир во время чумы», впрочем, как и весь цикл «Маленькие трагедии», в Болдине, где провел свою самую плодотворную осень. А творят великие зачастую, когда им грустно, пишут в переломные моменты своей жизни, даруют миру гениальные произведения тогда, когда на душе неспокойно. Болдинская осень – символ перемен и прощания. А быть может и прощения.
Самые лучшие
Наград и признаний на фестивале было много. Тут тебе и почетное звание самого юного участника для 7-летнего артиста Сослана Кабалоева, и награда за лучшую мужскую роль Артуру Хатагову и Алану Пухаеву, и лучшую мужскую роль второго плана Игорю Камарзаеву. Лучшая женская роль второго плана у Калимат Муртазалиевой, а специальный приз жюри у народного театра Кизляра за спектакль «Моцарт и Сальери». За авангардный подход к раскрытию темы наградили Театр СОГУ им. К. Хетагурова, за смелость и экстравагантность – народный театр-студию «Триумф» из Моздока, а за прорыв в режиссерской трактовке и актерском исполнении – молодежный театр «L-arte».
«Очень интересный получился фестиваль. Необычный, - делится с читателями газеты «Слово» заместитель председателя Союза театральных деятелей РСО-А Фатима Пагиева. - Театры были из разных регионов. И это такой хороший опыт, живое общение, роскошные мастер-классы. Про каждый коллектив можно сказать много добрых слов. Естественно, такие культурные события положительно сказываются на имидже республики. Такие встречи говорят о развитии культуры в регионе, о развитии любительского театрального искусства. Один из коллективов, представленных на фестивале, – это инклюзивный театр. И это здорово. Это значит, что инклюзивное искусство у нас развивается и идет большими шагами. После каждого спектакля было обсуждение, и было нужно и важно послушать именитых артистов, услышать мнение настоящих профессионалов. Любительским коллективам необходима эта поддержка более опытных коллег. Фестиваль состоялся, и это здорово»!
Яна ВОЙТОВА