Местный бизнес против французского сетевика
Появление в Осетии крупного ритейлера "Леруа Мерлен" с низкими ценами на стройматериалы и хозтовары убьет малый бизнес, занимающий эту отрасль. В этом уверены владельцы магазинов, ориентированных на строительный и ремонтный бизнес, в их числе "Марио", "Галерея Керамики", "Строй Двор", "Кровля", " Юность", "Викалина", "Мега Дом", "Электросклад", ТМ К "Инструмент", "Стройопт", "Фирма Владикавказ", "Ир Инвест", "Имола". Вместе с другими индивидуальными предпринимателями они собрались на конференцию "Малое и среднее предпринимательство: актуальные проблемы в сфере торговли строительными и отделочными материалами и перспективы развития отрасли в регионе". Тему обсудили представители бизнеса, власти и научного сообщества республики.
Убежденность эта, по словам представителей республиканского бизнеса, основана не на пустом месте - на опыте соседних городов, куда уже вошел "Леруа Мерлен", и стал, по их словам, причиной финансового краха десятков крупных и средних торговых комплексов, небольших строительных рынков и магазинов. Представители бизнеса приводили в пример Хабаровск - город с населением 600 тысяч человек, где после появления Леруа Мерлен в апреле 2017 года произошел социальный взрыв, так как пошла волна увольнений в сфере бизнеса. Наняты на работу были около 100 человек, из которых большой процент приезжих, а уволены свыше 1000. Информация о попытке зайти в республику сетевого гиганта стала причиной создания Ассоциации предпринимателей РСО-А, куда уже вошли более 100 организаций и индивидуальных предпринимателей - бизнес намерен сплотиться, чтобы иметь больше шансов отстаивать свои интересы. Численность, по словам председателя Ассоциации Артура Касаева, растет с геометрической прогрессией.
"В данной отрасли - 4200 предпринимателей и сотрудников, а если взять среднюю семью в Осетии из 2-3 чело век, то это 14000 человек, зависящих от исследуемого рынка, - говорит Артур Касаев, - это без учета смежных структур - логистики, рекламы, строительства, которые, несомненно, по страдают от нового игрока. Что получается? Под ударом Викалина, Первомайский рынок, Привоз, рынок за ЦУМом, а это, извините меня, около 400 магазинчиков с 1500 семьями. И мы просто так оставим их без работы? Выкинем на улицу?" Сомнительна, на взгляд председателя Ассоциации, и ценовая политика французского сетевика: "Как показывает практика, демпингование, снижение цен происходит в первые два года, а когда "вымирает" большинство местных игроков, потом, по закону рынка, цена поднимается вверх", - комментирует Артур Касаев.
Вопрос налогоотчисления, по мнению предпринимательского сообщества, далеко не последний среди серьезных аргументов против появления ритейлера в республике, как правило, налоги в таких случаях выплачиваются по месту регистрации, а значит, для республики налоговой выгоды не будет. А вот стабильных 110 миллионов рублей, которые отрасль приносит ежегодно, субъект может лишиться. Неизбежно пострадает и строительная сфера, практически все строительные компании берут материалы в долг, что не практикуют сетевики типа "Леруа Мерлен". Отток денег из республики будет колоссальный, прогнозируют бизнесмены, что понесет за собой снижение количества сделок и экономики в целом.
Галаова Дзерасса: "Я в бизнесе не так давно, но четко понимаю, какие последствия могут быть от вхождения "Леруа Мерлен" в республику. У нас и так много игроков на рынке строительных материалов, и он уже перенасыщен представленным товаром. Рабочие места, которые создаются в таких крупных сетевиках, только отчасти для местного населения, в отличие от наших предприятий, где заняты исключительно местные жители. При этом я хочу напомнить, что у нас есть множество благотворительных проектов, и проекты по созданию производства на территории Осетии".
Высказали свою точку зрения и представители научного сообщества. Депутат Парламента РСО-А, доктор экономических наук, профессор Нох Токаев считает, что "экономика дело сложное и системное, для ее развития необходим и малый, и средний, и крупный бизнес.Но у меня возникает вопрос: "Не слишком ли много торговли в нашей маленькой республике? Товарные предложения воздействуют на то, как ведут себя цены, как ведет себя в целом рынок, но самое главное, и меня как экономиста это беспокоит, экономика - это платежеспособность населения, доходы населения. Вот отсюда и надо исходить: если денег прибавится у населения от прихода французской компаний - я "за", если нет - не вижу смысла в его появлении. Можно выступить с предложением обязать эту фирму построить в республике два-три хороших предприятия, которые будут производить товары того же образца, тогда ее появление будет оправдано. В торговле занято 55000 человек, но с конца 2016 года идет резкое падение занятости в этой сфере, а сама торговля по товарообороту резко падает - нет продаж, потому что нет денег. Приход такой фирмы с колоссальной мощностью требует внимательнейшего отношения".
Поддержала коллегу кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления Владикавказского института управления Маргарита Кулова: "Когда приходит такой ритейлер, нужно в какой-то степени обезопасить локальный бизнес, необходимо четко оценивать все последствия его "вхождения" в экономическое пространство республики. Крупному инвестору можно выставлять ряд условий, направленных, в том числе, и на поддержку реального сектора экономики. Республике не нужны любые инвестиции, нужны правильные инвестиции. Если бы это обсуждение о допуске на наш рынок такого крупного ритейлера и консультации бизнесом и специалистами в области экономики проводились раньше, до того, как проект перешел в стадию реализации, от этого бы выиграли и бизнес, и общество, и власть".
Предметом возмущения стали и неравные условия: "Формирование сектора торговли для строительства, - комментирует владелец торгового центра "Марио"и "Галерея Керамики" Рита Батяева, - происходило в период высокого уровня безработицы, создав 3,5 тысячи рабочих мест, и в потенциале можем создать в течение года еще от 500до 1000 рабочих мест. Условия, на которых приглашается "Леруа Мерлен", сразу ставят местный бизнес в проигрышную позицию, ведь мы открывали свои предприятия без тех льгот, которые есть сейчас у сетевика".
Главными козырями власти в полемике стали борьба с "серыми" зарплатами, повышение инвестиционной привлекательности и развитие экономики региона, которое не возможно без привлечения таких крупных проектов. "Отгородиться от мира не получится, мир уже очень глобальный, все, что мы видим вокруг, - это продукт конкуренции, которая всегда заставляла развиваться. Власть не может выстраивать барьеры, - говорит директор по работе с инвесторами Агентства развития РСО-Алания Кирилл Ерохин. - Если сейчас строить барьеры инвестору, любому, который приходит в республику, они больше не пойдут. Я видел запуски данного игрока в нескольких регионах. И, знаете, катастрофы не настало, выжженной земли не было".
Заместитель министра экономического развития республики Зураб Дзоблаев также прокомментировал ситуацию: "У местного бизнеса свои преимущества - сравнил цены, например, в "Марио " они гораздо ниже, чем в "Леруа", при этом никогда сетевая компания не сможет уделить то внимание клиенту, что небольшие магазины, поэтому малым предприятиям есть, что противопоставить и куда развиваться. Но я точно вам скажу, что когда у нас по пять тысяч работников малого и среднего бизнеса "в тени", то озвучивать какие-то "экспертные" оценки состояния экономики в этой отрасли, по меньшей мере, не объективно", - резюмировал он.