Наравне со всеми
Ахиллес - очень симпатичный семилетний мальчишка, на первый взгляд, ничем не отличается от своих сверстников – он читает, играет с детьми и соблюдает все правила поведения, которые требуются в детском саду.
Для ребенка с аутизмом – это невероятно много. В два года ему был поставлен диагноз - тяжелая умственная отсталость. И с этим диагнозом, ему бы пришлось жить, если бы не своевременная помощь грамотных специалистов. Сейчас Ахиллес готовится к учебе в обычной средней школе, пишет стихи, и очень круто разбирается в современной технике.
По словам директора республиканского ресурсного Центра по развитию инклюзивного образования Алены Рамоновой, проблему любой сложности с компьютером может решить либо штатный системный администратор, либо Ахиллес. Конечно в том, что этому ребенку удалось сделать такой рывок в развитии -заслуга и родителей; как утверждают специалисты, только тесный симбиоз семьи и коррекционных педагогов может давать реальный результат. Ахилесу повезло: детский сад № 83, в который он ходит, не включен в систему инклюзии в республике, но, тем не менее, специалисты, работающие тут, смогли найти подход к особенному ребенку.
Таких детишек - с особыми потребностями в развитии в республике несколько тысяч, точной цифры нет. Дело в том, что закон о защите персональных данных, позволяет родителям держать диагнозы своих детей в тайне. Поэтому статистика в структурах министерств образования, здравоохранения и социальной защиты разнится. Три тысячи детей с инвалидностью - такие официальные цифры дает медико-социальная экспертиза. Но статус «ограниченные физические возможности» присваивается не всем детям-инвалидам, а лишь тем, для которых нужно менять образовательное пространство. Собственно для того, чтобы привлечь внимание к конкретно таким проблемам в республике проходит Неделя инклюзивного образования, главный девиз которой - «Все дети равны».
В рамках мероприятий был организован пресс-тур, позволивший журналистам побывать сразу в нескольких социальных учреждениях республики и проследить все этапы, которые преодолевают дети с проблемами здоровья.
Самое важное условие, на котором и основывается вся идея инклюзивного образования – это профессионализм и подход педагогов. На базе Института повышения квалификации работников образования ежемесячно проходят курсы, где специалисты приобретают навыки для работы с особенными детьми. Вопрос квалификации кадров – самый наболевший.
Целый ряд узких специалистов нужно подготовить, чтобы инклюзивное образование заработало в полную силу. Острая нехватка тифлопедагогов – работающих с ребятами с патологиями по зрению. Их не готовят в республике, нужно ехать в столицу или другие крупные города. Не хватает сурдо-педагогов для ребят с нарушениями слуха, чуть полегче с дефектологами - 15 специалистов уже сейчас работают в школах республики.
Но пожалуй, все начинается с родителей и здесь кроется главная причина, по которой многие дети не получают должного развития. Это отметила и врио министра образования республики Зита Салбиева:
«Нам надо достучаться до родителей, у которых дети с подозрением на особые проблемы. Родители вместо того, чтобы сразу бить тревогу, стараются умолчать об особенностях своего малыша. Уходит время, и то, что ребенок не получил в определенном возрасте, очень тяжело компенсировать. Вся Неделя инклюзивного образования направлена на то, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. И самое главное – родители должны понять и поверить - в республике есть люди, готовые оказать реальную помощь».
Если даже ребенок попадает в учреждение, где нет инклюзии, как в случае с Ахиллесом, на помощь приходит так называемая «летучая бригада» ресурсного центра – ее представители, а это психологи, коррекционные педагоги и узкие специалисты выезжают в школы или дошкольные организации с тем, чтобы оказать помощь проблемному ребенку. И всех таких детей сотрудники Центра знают по именам. Это адресная помощь, безусловно, требующая титанических усилий, но именно она самая результативная.
Но первые шаги, которые делает особенный ребенок по пути к реабилитации, начинаются с районной поликлиники. В седьмой городской на учете стоят более 250 таких детишек. Главный врач Александр Фидаров обосновал, насколько важна ранняя диагностика проблем.
В ходе пресс-тура выяснилось, что из всех детских садов республики только один - 88-ой отвечает всем требованиям, предъявляемым инклюзией. Из 350 воспитанников 62 с особыми образовательными потребностями.
Директор детсада Элла Абоева рассказала о том, какие условия предоставляет их дошкольное учреждение для тех, кто не вписывается в общепринятые рамки, но наравне со всеми получает любовь, заботу и особое внимание.
Уже в этом году во Владикавказе появятся четыре детских сада, которые смогут принимать детей по программе инклюзивного образования, на эти цели будет выделено около 20 миллионов рублей из федерального бюджета. Об этом сообщил начальник управления образования АМС Владикавказа Роман Гозюмов: «20 миллионов выделяется федеральным центром при условии софинансирования. Республика должна изыскать 8 млн. 700 тысяч рублей. Мэрия Владикавказа внесла изменения в городской бюджет и уже изыскала 4 миллиона 700 тысяч».
В дошкольных образовательных учреждениях будут созданы все условия для того, чтобы дети с особенностями чувствовали себя комфортно.