Национальный компонент Короевой
Учительница русского языка и литературы Зарема Короева знает секрет, как увлечь любого ученика самой обычной темой из самой стандартной школьной программы. Понимание того, как заинтересовать ребят классикой или скучной орфографией, пришло около десяти лет назад, когда она работала в бесланской школе.
Зарема Александровна разработала собственную программу изучения русского языка и литературы, а точнее, предложила в качестве наглядных материалов по этим предметам осетинский национальный компонент. Заурядные упражнения и задания приобрели оригинальное наполнение, чем вызвали неподдельный интерес у детей. Она уверена, с такой подачей ученики лучше усваивают темы и активнее проявляют себя на уроках.
К примеру, стопроцентное усвоение правописания дробных числительных пятиклассниками обеспечила модель подачи осетинского пирога, поделенного на куски. Такая форма описания и разъяснения оживит и учеников 28-ой владикавказской школы, где с недавнего времени работает Зарема Александровна.
"Я спросила их, какой хотите пирог - фыдджын или уæлибæх? Нарисовала на доске круг с дырочкой, поделила на части и объяснила на этом примере дробные числительные. Затем составила им предложение: "Маирбек взял две восьмые пирога", и дала задание, правильно это написать", - сказала учительница.
"Заметила, что когда даешь детям что-то близкое им, они очень живо откликаются. Вместо "Маша ела кашу" лучше написать "Фатима ела дзыкка". Когда я составляю предложения, то выбираю имена своих учеников. У них тогда загораются глаза, появляется совершенно другое отношение к тексту, с которым работают", - говорит она.
Что касается подачи материала по литературе, то здесь еще интересней. Рассказывая о древнегреческих мифах, Зарема Александровна проводит параллели с осетинским Нартским эпосом. "Например, если в греческой мифологии бог подземного царства это Аид, то в Нартском эпосе - Барастр, если царь морей Посейдон, то у нас - Донбеттыр, и так далее. Это ведь так познавательно", - говорит она.
Таким образом педагог пытается привить детям любовь к осетинской национальной культуре и патриотизм.
"Каждый делает это с учетом своих возможностей - Глава республики устраивает многотысячный "Симд", я не Глава, но тоже могу свою капельку вложить", - говорит она.
Еще одно нестандартное задание от Короевой - сделать сравнительный анализ творчества классиков русской поэзии с произведениями Коста Хетагурова или на уроках развития речи дать описание картины Махарбека Туганова и памятника Михаилу Лермонтову, расположенному в Осетии.
"В 7 классе мы проходим былину о Садко, и я тут же рассказываю, что на эту тему есть опера в постановке Мариинского театра и показываю видео, как дирижирует наш маэстро Валерий Гергиев. А в 8 классе на уроках по стилю речи мы разбираем статью Коста Хетагурова, в котором повествуется о такой традиции осетин, как зиу, и ищем в этом тексте признаки публицистического стиля", - рассказывает педагог.
Тексты для диктантов и изложений также связаны с республикой. Некоторые из них Зарема Александровна написала сама, например, о героическом поступке летчика Алибека Слонова, который во время Великой Отечественной войны спас жизнь своему боевому товарищу. Некоторые изложения ученики пи шут по отрывкам из рассказов осетинского писателя Дамира Даурова и даже знакомятся с ним вживую.
"Когда я работала в Беслане, как-то организовала своим ученикам встречу с Дамиром Дауровым. У них была уникальная возможность познакомиться с настоящим писателем. Дамир Ханджериевич подписал им свои книги, делал какие-то подарки. Такие встречи остаются в памяти навсегда", - подчеркивает она.
Это все - лишь малая часть того, что входит в программу, разработанную педагогом. Все материалы четко разложены по папкам в компьютере. Каждая тема для каждого класса сопровождается фото- и видеофайлами. В Институте повышения квалификации учителей Зарема Короева надеется получить рекомендацию для использования своей программы в других школах.
"Мне хочется показать этот путь и другим коллегам. Может быть, кто-то из них решит свой диктант сделать, например, из отрывков произведений Алана Черчесова. Взял часть текста для старшеклассников и продиктовал. Примеры неисчерпаемы", - говорит она.
Осетинский компонент стал неотъемлемой частью и научных работ педагога, которые она пишет вместе со своими ученика ми для республиканского конкурса "Ступень в науку". Каждой из них присуждены призовые места.