Фотография – это история, сотни городских пейзажей, лица, события и время, застывшее в той самой секунде, когда рождается кадр. Владимир Шургаев узнаваем. Виной тому уже давно белая борода, неизменный берет художника, который Владимир Михайлович носит "по-молодому" набок и, безусловно, известность мастера. 200 тысяч снимков в архиве, 150 международных выставок, проходивших в сорока странах мира, бронзовая медаль на фотовыставке в Гонконге, "Золотой павлин" - в Италии и звание "Художник Международной федерации фотоискусства".
А начинал свой профессиональный путь Владимир Шургаев более полувека назад в Орджоникидзе, в газете "Молодой Коммунист".
Бывшему фотокору единственной республиканской молодежки сейчас 83 - он сохранил ясный ум и удивительную память, четко хранящую детали и по дробности жизни редакции в то время. "Приехал во Владикавказ, не удержался, - поделился Владимир, - очень уж интересно было посмотреть, как выглядит сейчас редакция, спустя столько лет".
Владимир Шургаев, ст.Павлодольская, 1980 г.
______
Писать Владимир начал еще в армейскую многотиражку, даже публиковал свои стихи, такой опыт понравился, демобилизовавшись из армии, молодой человек устроился на работу в "Кавказэлектромонтаж" и сразу же пришел в редакцию "Молодого Коммуниста". В редакции определили тематику - писать материалы о трудовых буднях родного города. Но Владимира не устраивало то, как штатный фотограф снимает героев его статей. Решил попробовать сам... С тех пор, как Шургаев купил свой первый аппарат "Зенит", прошло более пятидесяти лет, меняются камеры, предпочтения в технике, жанры съемок, постоянно только одно - высокие требования к своему мастерству и умение работать с пространством, из которого фотограф выхватывает выгодный ракурс и создает уникальный кадр.
Вася Стройкин - главный критик
Молодежка охватывала все стороны деятельности социалистической республики - культуру, самодеятельность, сельское хозяйство, производство, все о реальной жизни страны в то время.
"У нас была рубрика, которую я сам придумал, - вспоминает Владимир Михайлович. - Называлась "Вася Стройкин", в ней публиковались живые репортажи со стройки, о героях соцтруда. Была и критика. Корреспонденты газеты ходили в комсомольско-молодежные рейды, которые выявляли недочеты в работе, репортажи с этих рейдов попадал на страницы "Молодого Коммуниста", и этой критики реально боялись.
Ул.Мичурина, 1963 г.
______
Все фотографическое оборудование у каждого фотографа было собственное, купленное за свои деньги, лабораторий в редакции не было, фотографии проявлялись дома. Техника была громоздкой и перевозилась в большом чемодане.
"С этим чемоданом мы разъезжали по командировкам. Однажды я прилетел в Октюбинск, - продолжает фото граф, - меня встречал молодой парень, который попытался резво схватиться за ручку чемодана, а поднять не смог - настолько он был тяжелый”.
"А что в чемодане, - удивился тот, - кирпичи?” Раньше быть фотографом было тяжело, это не то, что сейчас - работа с цифрой”.
Водки не будет
Вспоминает Владимир Шургаев и время, когда наступала уборочная пора. Вся редакция в выходные дни отправлялась на поля в колхозы и совхозы республики - помощь в уборке урожая была обязательной социальной нагрузкой.
"Все редакции - "Социалистическая Осетия", "Рæстдзинад", наша редакция - выезжали на сбор урожая. Нас распределяли по разным участками мы трудились наравне с колхозниками. Во время уборочной страды все магазины, торговавшие вино-водочными изделиями, закрывались, алкогольная продукция выдавалась только по разрешению высокого начальства исключительно на поминки или свадьбы, чтобы народ не пил, а работал”.
Проспект Мира был чем-то вроде Бродвея. Почти каждый вечер там встречалась творческая молодежь - пели песни, читали стихи, было очень интересно и весело. Снимки с таких импровизированных творческих вече ров у Шургаева тоже сохранились. Он до сих пор гордится сделанными тогда портретами молоденькой поэтессы Ирины Гурджибековой, поэта Георгия Кайтукова, а самое яркое воспоминание - как первый в республике сфотографировал гремевшего тогда на всю страну космонавта Юрия Гагарина.
"Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года, а первого мая я был в Москве в командировке, решил - обязательно должен попасть на первомайскую демонстрацию, на Красную площадь. Приехал туда и "пристроился" в одну из колонн, из которой меня через некоторое время выгнали. Я влился в другую, но и там не удалось продержаться долго. Так, перемещаясь из одной колонны трудящихся в другую, я и дошел до самой Красной площади и оказался в первой шеренге перед Мавзолеем, откуда открывалась замечательная возможность сфотографировать Хрущева, Гагарина. Правда, далековато, тогда же не было длиннофокусной техники, я пощелкал Юрия Гагарина и привез в Орджоникидзе первый его "живой" снимок. Для фотографа того времени это была большая удача".
Детали времени
Случались в жизни молодежки и курьезы, куда ж без них. Однажды, когда редакция готовила целый разворот об успехах советских трудящихся, произошел смешной случай, теперь уже смешной. На одной полосе редакция рассказывала о достижениях шахтеров из Мизура, а на другой - об ударницах социалистического труда, доярках из местного колхоза, иллюстрировались материалы большими фотографиями. Кстати, именно фотографии Владимира Шургаева стали первыми ставить в большом формате. До его снимков все газетные фото были маленькими. Газета вышла в печать и редакцию "завалило" телефонными звонками. Оказывается, в типографии перепутали фотографии, на полосе, где был напечатан рассказ о работе шахтеров, радостно улыбались молодые женщины в платках, доившие коров. А полоса про доярок была проиллюстрирована шахтерскими фотографиями. Шуму было немало.
Строительство гостиницы "Владикавказ" 1960 г.
_______
Но больше всего Владимиру нравилось фотографировать улицы города, городские пейзажи - его главная "фишка". Он побывал практически во всех уголках строящегося города. Выхватывая из общей картины моменты реальной жизни, какие-то характерные детали, старался уместить на од ном кадре весь срез того времени, которое проживал, передать его вкус и запах. Глядя на старые фотографии города, в котором мы живем, отчетливо понимаешь, насколько ему удалось заставить замереть время.