ОСТОРОЖНО - МОШЕННИКИ!
Современные технологии открывают безграничные возможности, в том числе и для киберпреступников. Они шлифуют свои навыки, придумывают сотни схем обмана. Фишинг, вишинг, смишинг, фарминг - названия видов интернет-мошенничеств, которые входят в словарь жертв, но уже после того, как они расстаются со своими кровно заработанными рублями или долларами. О том, как понять, что вы стали объектом внимания преступников и как уберечься от потери денег, газете "Слово" рассказал следователь отдела по расследованию преступлений в сфере экономики СУ Управления МВД России по городу Владикавказу Сослан Бадзиев.
- Признаюсь честно, поводом для интервью стал личный опыт. На прошлой неделе мои банковские карты пытались опустошить аферисты.
Опомнилась буквально на последней установке, которую диктовал злоумышленник по телефону, представившись сотрудником банка.
Практически все инструкции я послушно выполнила, хотя точно знала, что многое из того, что мне говорили, делать категорически нельзя!
Если в 2015-2016 годах такого рода преступления составляли пару-тройку единиц из сотен, то в настоящее время цифры возросли в несколько раз.
Как правило, мошенники манипулируют человеческой психологией, которую отлично знают. Рассчитывают на доверчивость людей, а главным аспектом успеха у мошенников является простая человеческая жадность. Мошенники распространяют на различных интернет-торговых площадках объявления о продаже товаров - машин, квартир, телефонов, сельскохозяйственных и фабричных инструментов, покупателем которых может стать неподготовленный человек. Цель преступников – подловить жертву на небольшую скидку. Жертва сама звонитмошеннику и начинает уговаривать его отложить товар до его приобретения, на что мошенники просят перевести незначительный задаток. После того как задаток оказывается на счете мошенника, естественно, ни о каком приобретении товара речи и не может быть. Другой вид мошенничества, когда на телефон поступает звонок от сотрудника банка, и оператор предупреждает, если прямо сейчас не будет предоставлена полная информация банковской карты ему по телефону, то карту заблокируют. Доверчивый пользователь, слыша подобную "угрозу", сразу же впадает в панику и может выдать все персональные данные вплоть до проверочного кода из SMS.
- Сложно расследовать такие преступления?
- Проблема во взаимодействии с органами следствия сотовых операторов, банковских и финансовых организаций, которые, как правило, затягивают по времени помощь в предоставлении необходимой информации. По Конституции РФ любая информация, касающаяся личной жизни человека, может быть предоставлена только по решению суда, что, безусловно, увеличивает сроки установления лица, причастного к совершению преступления. Практически каждый потерпевший, обращаясь в органы внутренних дел, бывает уверен, что в кабинете следователя установлен аппарат, который в течение нескольких минут может установить местоположение звонящего, с точностью до метра, может установить все банковские счета и анкетные данные злоумышленника, его род деятельности и т.д. К сожалению, такой техники на сегодняшний день просто не существует!
- Но тем не менее Вам удается расследовать такие дела и находить украденные деньги?
- Да, раскрываемость преступлений с использованием информационных технологий возросла в разы. При этом стоит учитывать, что на ранней стадии доследственной проверки также нередко удается установить злоумышленника и вернуть похищенные средства владельцу. Случаев возврата денег у нас достаточно много. Месяц назад мы вернули три миллиона рублей гражданину, у которого интернет-мошенники украли эту сумму под предлогом продажи товара. Человек обратился в отделение, и буквально за три дня деньги вернулись на его счет. Был и другой случай, когда у пенсионера украли 200 тысяч - из них мы смогли вернуть только 170. Успешность наших действий по раскрытию такого рода преступлений напрямую зависит от своевременности обращения пострадавших.
Чем быстрее жертва мошенников обращается за помощью в полицию, тем больше шансов, что удастся вернуть деньги. Если в течение пяти минут человек пришел в управление, мы имеем возможность заблокировать все операции по его счетам. В каждом случаи есть свои нюансы, в которых сотрудники полиции могут разобраться быстрее, чем сотрудник банка. Чаще всего на уловки мошенников
попадают люди в возрасте от 60 лет, которые начали пользоваться Интернетом.
- Мошенники - люди, имеющие определенные профессиональные навыки?
- Как правило, мошенниками в сфере информационных технологий являются люди, отбывшие либо отбывающие наказание за совершение различных преступлений. То есть изначально указанный вид преступлений на территории Российской Федерации породило криминогенное общество. На сегодняшний день преступником может оказаться любой человек, который обладает минимальными навыками серфинга в интернет-пространстве, а также умением апеллировать различными терминами, связанными с банковской деятельностью и интернетом. Потенциальная жертва, услышав несколько грамотно поставленных словосочетаний, которые нередко никакого смысла в себе не несут, начинает исполнять инструкции. Иногда достаточно нескольких фраз: "...здравствуйте, ваш интернет-банкинг был заблокирован в связи с тем, что на ваш аккаунт в онлайн режиме совершает операции, нарушающие, идентифицированные вашему устройству" - данный набор слов ровным счетом ничего не значит, однако, неподготовленный человек сообщает все пароли и реквизиты банковской карты, после чего при обращении в полицию немало людей утверждают о том, что находились под воздействием гипноза. И такие случаи, к сожалению, также не редки.
- Как правило, "охотятся" на крупные суммы или размер добычи значения не имеет?
- Суммы, на которые разводят людей, абсолютно разные - от 200 рублей до нескольких миллионов. Самая крупная сумма хищения в моей практике составила 4 млн рублей. Сейчас в расследовании находится около 10-15 дел, в которых фигурируют суммы свыше миллиона. Общий ущерб по всем возбужденным уголовным делам данной категории составил 11 702 305 рублей. Окончено производством в 2018 году шесть дел на девять эпизодов. Установлены пять лиц, совершивших в общей сложности 52 преступления. Кроме того, следователями группы совместно с оперативными подразделениями МВД по РСО-Алания установлены девять лиц из других субъектов Российской Федерации, которым предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных по статье о мошенничестве. Уголовные дела по ним были направлены в регионы, где они проживают.
- Имеет значение, каким мобильным аппаратом пользуется клиент?
- Владельцам "Андроидов" ни в коем случае не стоит открывать сообщения от нежелательных или неизвестных абонентских номеров, какого бы содержания они не были. При покупке устройства на базе "Андроид" необходимо обратиться в
специализированный салон для приобретения лицензионной версии антивирусной системы, так как львиная доля несанкционированных списаний приходится на вирусные программы, построенные на базе "Андроид".
- Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах, как уберечься от киберпреступников?
- Надо запомнить следующие правила:
Категорически нельзя называть трехзначный код на оборотной стороне карты! Мошенники представляются сотрудниками отдела безопасности карты и убеждают своих жертв назвать код карты, а после списывают средства потерпевших.
Ни в коем случае нельзя сообщать пароли, иногда мошенники используют различные средства манипуляций и могут просто попросить код подтверждения якобы для перевода состороннего банка.
- "Ваша банковская карта заблокирована" - подобное CMC приходило, наверное, многим. Как действовать в этом случае?
- CMC, которое приходит от банка, содержит не просто слово "банк", а его точное название. Иногда даже последние три цифры карты. Номер, с которого пришло CMC, не должен быть номером сотового телефона. Пользуясь случаем, хочется
призвать граждан быть более бдительными и научиться отражать атаки интернет-преступников.