Образование и жизнь

28.02.2023 13:12
Образование и жизнь

Проблема образования в любой стране - это не только проблема настоящего, но больше - будущего. Содержание и формы образования, безусловно, определяются уровнем всех сфер жизни общества: экономической, технологической, политической, социальной. В периоды застоя в государстве снижаются и требования к образованности: вспомните у А.С. Пушкина: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» …

 

Когда начинается оживление экономики, в обществе появляется потребность получить настоящие знания, становится престижным учиться, лучше в столицах, еще лучше за границей. Процесс обучения становится открытым, потому что когда дело очевидно, то нечего скрывать.

В этой связи вспоминается сцена сдачи Л.Н. Толстым экзамена в Московском университете, описанная им в трилогии «Детство, отрочество, юность». Экзамен проходил в присутствии большого количества преподавателей и всех слушателей, которые сидели на длинных скамьях в конце зала. Экзаменаторов не интересовало ни звание, ни материальное положение, ни политические взгляды студентов. Они опрашивали строго в соответствии с программой дисциплины и оценивали наличие знаний. Граф Л.Н. Толстой получил «неуд».

Если мы обратимся ко временам Советской власти, то здесь в 20-х–начале 30-х годов было много энтузиазма, огромная потребность в знающих дело людях, поскольку почти вся творческая, научная, техническая интеллигенция была "перебита" или эмигрировала.

И вот здесь уже в системе образования намечается трещина. Ясно, что в три-четыре года (а иногда и за меньший срок) невозможно из не так давно вышедшего из крепостной зависимости неграмотного, голодного пролетария или крестьянина подготовить образованного человека.

Ведь образованность подразумевает широту взглядов и интересов, глубокое знание философии, истории, искусства, способность мыслить самостоятельно, а не шаблонами, которые тебе заботливо подсовывают власть предержащие.

В лучшем случае можно было подготовить «спеца» в очень узкой области.

Своеобразная и зловещая ситуация сложилась в середине 30-х–начале 50-х годов.

Даже при общей нехватке специалистов, тоталитарное государство не могло закрыть глаза на политическую неблагонадежность многих из них. Ведь вполне естественно, что человек, способный мыслить, не мог не анализировать происходящего в эти годы в стране и на свою беду эти мысли высказывать вслух.

Это очень образно и сильно описано в книге А. Бека «Новое назначение», когда главного героя, которого по всем тогдашним признакам должны были арестовать, а может, и уничтожить, направляют на работу в глухомань, поскольку он был очень хорошим специалистом в своем деле.

То есть в эти годы ценою знания становится жизнь – очень высокая цена.

И соответственное отношение к учебе: не формальное посещение занятий, а пытливое стремление узнать все досконально, чтобы выйти из учебного заведения готовым к самостоятельной работе.

От суровых нравов 50-х страна перешла к волюнтаризму 60-х–70-х годов, когда искусственные попытки что-то изменить в образовании как в среднем, так и в высшем, привели к снижению требований как в школах, так и вузах.

Здесь начинают развиваться, а затем и процветать протекционизм и коррупция, причем в своей самой пагубной для общества форме, когда ими пользуются для получения высоких формальных результатов.

Обучение из процесса получения знаний превращается в процесс получения высоких оценок. Преподавателям не надо напрягаться в работе, чтобы заставить (ведь в учебе присутствует элемент принуждения, особенно в начале обучения) учеников знать свой предмет. Педагоги делают вид, что работают, пишут программы, методики, книги.

Ученики делают вид, что учатся, но в лучшем случае это изучение какой-то несложной теории, легко усваиваемых наук, которые требуют лишь хорошей памяти. Ничто не закрепляется практическими занятиями, ничто не пропускается через себя, все поверхностно.

Для соблюдения формальностей необходимо представлять на определенных этапах какие-то результаты образовательного процесса (получение свидетельств, аттестатов в школе, сдача государственных экзаменов, защита дипломов в вузах).

И вот тут начинается всеобщая шпаргализация - это, на наш взгляд, единственное, чему хорошо обучают в школе, а затем усовершенствуют в вузе. Чаще всего в этот процесс втянуты и преподаватели, которые делают вид, что не видят, а иногда и сами снабжают необходимыми материалами обучающихся.

Конец 80-х–90-е годы – очередная (теперь не такая кровавая, но не менее разрушительная) революция, названная перестройкой.

Все, имеющие доступ, расхватывают то, что было общим, а теперь стало ничьим.

Идет процесс концентрации капитала. Обогащаются необремененные знаниями, моралью, а интуитивные, авантюрные люди, которым нечего терять, они мобильны, внутренне свободны, они готовы умереть, сесть в тюрьму, отнять у ближнего. Эта атмосфера в стране длилась до конца 90-х годов ХХ столетия и была губительна для образовательного поля. Учиться не хочет никто. В школах повышается возрастной ценз учителей, они не могут, да и не очень хотят качественно работать, учеников старших классов с трудом удерживают в школах родители.

Чтобы поддержать среднее образование хотя бы на какомто уровне, вводится ЕГЭ. Но и в этом случае не успел процесс внедрения инновации выйти из стадии эксперимента, все уже было схвачено: ЕГЭ вместе с учениками сдает вся страна (надеюсь, это ни для кого, кроме высших министерских чиновников, не секрет).

В вузы поступают под нажимом родителей, которые руководствуются «устаревшими» стереотипами, а также для получения отсрочки от армии.

Наибольший интерес для молодежи представляют экономические, юридические и медицинские специальности: все хотят стать банкирами, федеральными судьями или домашними врачами «крутых», за которых берутся все круче и круче.

Слабые позитивные подвижки в экономике страны, которые выражаются в оживлении оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства, могут привести к повышению престижа и востребованности инженерного образования.

Однако нельзя продолжать учить так же, как это делалось на протяжении десятков лет. Необходимы новые программы, методики, дисциплины, формы обучения.

Учителя должны быть материально независимы, свободны в выборе формы обучения, но нести личную ответственность за результаты своего труда.

И может быть, встречные потоки – желание хорошо учиться и желание хорошо учить – дадут толчок в возрождении когда-то очень качественного российского образования.

 

К. Гатуева 

 

Гайто Газданов во Владикавказе

16.04.2024 | 12:45

Размышляя над заголовком статьи и стараясь подобрать что-то оригинальное, яркое, вдруг меня осенило: а ведь то, что неповторимый, удивительный Газданов в столице Северной Осетии, которую он и не знал, так как родился в Санкт-Петербурге, но откуда был родом его отец, это уже самое оригинальное, яркое, трепетное и дорогое, что можно только себе представить.

Уалдзæг - цард æмæ фæллой!

16.04.2024 | 12:39

Уалдзæг йæ тæмæны бацыд. Бæлæстæ æмæ къудзитæ сыфтæр рафтыдтой. Къæвда æмæ хур сты кæрдæджы халы сой, йæ базмæлæн, йæ рæзæн - донарæх æмæ хуры хорзæхмæ уымæн фæкувæм, уымæн курæм сæ хорзæх Хуыцау æмæ йæ зæдтæй.

Инновации и технологии для СВОих

16.04.2024 | 12:28

В ходе прошедшего 20 марта заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу объявил о выпуске и внедрении электронных удостоверений ветерана боевых действий в формате пластиковой карты.

Струны души Аланы Хадиковой

16.04.2024 | 12:23

С самых юных лет Алана Хадикова выступает на сцене - поет и играет на различных музыкальных инструментах. Сложно поверить, но девушка со столь сильным и прекрасным голосом никогда не видела себя артисткой, а в музыкальную школу попала совершенно случайно.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Зачем нам выборы?

12.03.2024 | 12:22

О необходимости участия нашей молодежи в политических процессах страны говорилось уже неоднократно, однако, в этом вопросе все еще наблюдается некая инертность, бездействие. Многие до сих пор полагают, что их мнение и участие в важных для страны процессах не так важно. Но вопреки гражданам, считающим, что их поставленная галочка в бюллетени на предстоящих президентских выборах ничего существенно не решит и не изменит, социально активные представители нового времени призывают молодежь нашей республики непременно пойти на избирательные участки и сделать свой выбор!

«Сила в правде» на осетинской земле

12.03.2024 | 12:02

Вот уже третий год Вооруженные силы Российской Федерации ведут тяжелейшие боевые действия на территории сопредельного государства. Там нашей стране противостоят объединенные силы не только всего блока НАТО, но и еще целого ряда недружественных нашему государству стран. И противостояние это развивается на двух направлениях - непосредственно на полях сражений и в информационном пространстве. Как раз для активной борьбы на втором из них с 23 февраля 2024 года Министерство обороны РФ начало проведение агитационно-пропагандистской акции «Сила в правде».

Взгляд в будущее

05.03.2024 | 11:47

Послание Федеральному собранию — это план развития страны на годы вперед, с опорой на возможности в настоящем. Об этом заявил Владимир Путин. Президент России отметил - данная программа во многом разработана с учетом мнений людей, собранных Главой государства во время поездок по стране и открытых разговоров с гражданами.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Гайто Газданов во Владикавказе

16.04.2024 | 12:45

Размышляя над заголовком статьи и стараясь подобрать что-то оригинальное, яркое, вдруг меня осенило: а ведь то, что неповторимый, удивительный Газданов в столице Северной Осетии, которую он и не знал, так как родился в Санкт-Петербурге, но откуда был родом его отец, это уже самое оригинальное, яркое, трепетное и дорогое, что можно только себе представить.

Уалдзæг - цард æмæ фæллой!

16.04.2024 | 12:39

Уалдзæг йæ тæмæны бацыд. Бæлæстæ æмæ къудзитæ сыфтæр рафтыдтой. Къæвда æмæ хур сты кæрдæджы халы сой, йæ базмæлæн, йæ рæзæн - донарæх æмæ хуры хорзæхмæ уымæн фæкувæм, уымæн курæм сæ хорзæх Хуыцау æмæ йæ зæдтæй.

все материалы

АРХИВ

<<<2024, Апрель>>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930