Осетия - Франция. Жить и петь на две родины
Голос Елены Гассиевой как отдельно взятая музыкальная шкатулка, которую впервые "открыла" еще Долорес Билаонова, разглядев в нем большое будущее. Что-что, а чутье на таланты эту легендарную женщину никогда не подводило. Не подвело и на этот раз. Елена окончила владикавказское училище искусств по классу вокала, Лилльскую, а затем и Высшую парижскую национальную консерватории. Лауреат конкурсов оперного искусства в г.Амьене - 2004 г., г.Бургонь - 2005 г., участница конкурса оперного искусства (г.Кельн) и фестиваля классического вокала в г.Брюссель - 2005 г. Она не устает брать новые вершины и не зацикливается на одной специализации. Казалось бы, где опера и где шансон, но певице одинаково интересны разные жанры. "Главное, - признается Елена, - прочувствовать композицию". 18 апреля Елена Гассиева даст благотворительные концерт во Владикавказе, все собранные средства будут направлены в детский дом "Надежда". Это первый опыт нашей землячки, которая живет и работает во Франции, в сфере благотворительности, но она уверена - не последний.
О себе, жизни во Франции и предстоящем концерте - откровенно газете "Слово".
Семья у меня не музыкальная. Однако тяга к искусству проснулась еще в детстве, когда училась в школе. Все началось с "Маленького джигита", в вокально-инструментальном отделении которого пела. Но долго там не задержалась. По настоянию мамы поступила в музыкальное училище искусств, попала к педагогу Долорес Билаоновой. Сказать про нее просто - педагог, будет неправильно.
Долорес Билаонова - в прямом смысле этого слова была мамой. Ее интересовала не только творческая сторона, но и все, что касалось жизни учеников, вплоть до того, поели они или нет. Наверное, очень важно, когда твой первый педагог дает так много. Она буквально расправила мои крылья и сыграла ключевую роль в становлении меня сегодняшней. Всегда говорила - ты можешь, ты добьешься. И именно по ее настоянию я продолжила учебу в Европе.
Очень рано - в 15 лет - поступила в училище искусств. К учебе не слишком серьезно относилась, не было понимания, в силу возраста, что это важная часть жизни, моего становления. Были совсем другие планы, несмотря на любовь к пению, певицей становиться не собиралась. По крайней мере, изначально.
Поворотный момент случился в последний год учебы в училище. Тогда часто выступала на различных конкурсах и, конечно, успела почувствовать вкус победы, энергетику сцены, получить определенную порцию признания. И знаете, с этим трудно расстаться...
Никогда не испытывала давления со стороны родителей. Они всегда учитывали мои интересы. Когда мама, отдав в музыкальную школу по классу фортепиано, увидела, что у дочери нет никакого стремления, поинтересовалась - нравится или нет? Я честно призналась - нет. А петь нравилось... И это правильно, считаю, что у ребенка должно быть право выбора. У моих детей это право также есть.
Помню эмоции, которые испытала от первого выхода на сцену. В тот момент они не были приятными, но сегодня вспоминаю то время с улыбкой. Мне семь лет, пела песню "Скоро ты вырастешь, маленький джигит", во время исполнения споткнулась и упала на сцене. Но охоту к выступлениям это нисколько не отбило. Всегда с юного возраста была любительницей публики. Эта жилка должна быть в человеке, искусственно ее не привьешь.
"Я не делю искусство на простые жанры и сложные. Легко поется, когда чувствую произведение, проживаю его, в противном случае не буду исполнять."
_________________________________________________________________________________________
Благотворительность в творческой деятельности - такое впервые, но хотелось бы делать это систематически. Благотворительный концерт, который даю в родном городе, получился спонтанно. Планировалось небольшое, камерное выступление в Национальной научной библиотеке, но подключилось Министерство культуры, и рамки расширились. Концерт будет состоять из песен преимущественно французского шансона.
Многие считают шансон легким песенным жанром. Я не делю искусство на простые жанры и сложные. Легко поется, когда чувствую произведение, проживаю его, в противном случае не буду исполнять.
Иногда бываю очень ленива. В музыке это непозволительная роскошь. Да и вообще в жизни, в любом направлении деятельности лень - огромный порок, стараюсь с ним бороться. Если говорить о достоинствах - я живчик, по натуре оптимист, как правило, во всем вижу хорошее. В жизни это помогало не раз. Когда приехала в 2000-ом году во Францию, не знала языка, не было здесь знакомых, ехала буквально в никуда. Любой другой, настроенный пессимистически человек, давно бы сдался. На самом деле, это тяжело - жить в другой стране.
В училище искусств оценивалось абсолютно все - начиная от прически, заканчивая обувью. Однажды даже получила замечание от педагогов за выход на сцену в открытой обуви - босоножках. "На сцену такое не надевается". Это правило надолго отложилось в памяти. Когда приехала на экзамен в Лилльскую консерваторию в вечернем платье, "вся такая из себя", смотрю, а вдоль стенки на полу сидят молодые люди в джинсах, кедах, одним словом, в повседневной одежде. Подумала даже, что не туда попала. Оказалось, туда. Вся комиссия смотрела на меня с большим удивлением, пела я арию Любаши. Очень долго педагоги расспрашивали, откуда я, где училась... Через неделю вывесили результаты - поступила с первого раза. Но одеваться так не перестала. Считаю, что внешний вид -это 50% успеха. Встречают же по одежке, этого никто не отменял.
Говорят, специализация в опере - очень правильная и нужная вещь. Мне кажется, гораздо важнее даже не найти свою нишу, а найти себя - то, что тебе комфортно петь.
Многие педагоги по оперному вокалу довольно скептически относятся к другим жанрам, а вот Долорес Николаевна никогда не говорила: "Не пой эстраду". Все конкурсы, которые выигрывала, были в эстрадном жанре. Потому как на момент моей учебы оперных конкурсов не устраивали.
Я открыта творчеству, для меня важно идти вперед, достигать чего-то нового, развиваться. Интересно пробовать все. К примеру, обожаю осетинские героические песни, с огромным удовольствием пою их. В Париже давала концерт в католической церкви и исполнила осетинские героические песни. Видели бы вы реакцию публики, концерт прошел на "ура"! Потом все интересовались, откуда эти песни.
Не считаю оперную музыку "искусством для избранных". Вообще не может быть такого понятия. Музыка, само искусство должно быть доступно всем. Решили на предстоящий концерт не продавать билеты, а сделать вход открытым и поставить урны для сбора средств на нужды детскому дому. Каждый сам, исходя из финансовых возможностей, будет решать, в каком размере может оказать помощь.
Пела на разных языках - французском, русском, итальянском, английском, немецком. Сложнее всего мне выразить эмоции на немецком. Не получается должного контакта со зрителем. Но лучше, проникновеннее что ли, выходит на родном осетинском.
Могу назвать себя везучим человеком. Даже мама говорит, что мне в руки все само плывет. Считаю, что человек получает всегда то, что отдает. Стараюсь отдавать только хорошее. Верю в Бога, и когда бывает какая-нибудь безвыходная ситуация, всегда открывается маленькая дверца.
В плане творчества очень самокритична, вечно прошу дописать, снять, просматриваю все свои записи, чтобы проделать работу над ошибками. На мой взгляд, это правильный подход. Всегда есть к чему стремиться, на кого равняться. Хотела бы быть похожей на Долорес Николаевну. Во всех планах. Она была не только талантливой певицей, но и замечательным человеком.
Записала Фариза ХАДАШЕВА