Сергей Меняйло: "Все должно работать по закону"
На протяжении всей многовековой истории человечества вопросы землевладения и землепользования были одними из самых актуальных и первостепенных. Из-за земель велись почти все войны на нашей многострадальной планете. Земельные участки были предметом торга, наследства, аренды, наград и приданого. В реалиях XXI века земельный вопрос по-прежнему является ключевым практически во всех значимых областях человеческой деятельности. В связи с этим представители североосетинских СМИ проявили повышенный интерес к пресс-конференции Главы РСО-Алания Сергея Меняйло, которая состоялась 24 апреля и была посвящена подведению предварительных итогов мероприятий по установлению законности предоставления земельных участков на территории РСО-Алания.
Проверка законности и ее предпосылки
Когда в 2021-ом году Сергей Иванович приступил к исполнению обязанностей руководителя РСО-Алания и ознакомился с внутриполитической и социально-экономической ситуацией в республике, у него изначально возникли непростые вопросы касательно земельной темы, да и обращения граждан Северной Осетии с жалобами на отдельные случаи предоставления земель в пользование укрепили его в намерении максимально объективно и всесторонне разобраться в сути всех процессов, касающихся выделения местных земельных участков. Масштабная проверка законности предоставления земельных участков стартовала в республике в январе текущего года. Ее проводит Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания. Возникли непростые вопросы по 543-ем земельным участкам, 43 обращения по ним уже поступили в прокуратуру.
Добрались и до заповедников
Выступая перед журналистами, Сергей Меняйло обратил их внимание на перечень раздаваемых под застройку земель, которые по своему назначению не были рассчитаны на возведение на них жилых зданий. В числе прочих он упомянул следующие объекты: «Бесконтрольно под строительство раздавались не только муниципальные земли сельхозназначения, но и даже федеральные, особо охраняемые территории - леса и заповедники. Так произошло в курортной зоне Владикавказа, в районе с. Дзуарикау, вокруг памятников истории и архитектуры в Куртатинском и Дигорском ущельях, в районе Мамисона и «Алании-парка».
Негде было строить детские сады
Сложившуюся ситуацию усугубило и то обстоятельство, что, например, в столице республики не стало хватать территорий для постройки остро востребованных объектов социальной инфраструктуры: «Дошло до того, что мы не могли найти во Владикавказе землю под строительство двух детских садов. Но в итоге вернули городу незаконно сданные в пользование участки, и детские сады были построены. Сегодня таким же образом мы подыскиваем площадки под три новые школы».
Новогоднее изменение правил
Еще в самом начале своей деятельности на занимаемой ныне должности Сергей Меняйло распорядился не просто провести проверки случаев передачи земель соответствию установленным правилам, но и законодательно лишить муниципальные власти возможности распоряжаться землями, наделив этим правом лишь республиканские властные структуры. Поручение Сергея Ивановича было выполнено, и с 1-го января 2024-го года выделение земли стало прерогативой республиканского руководства. Вот заявление Главы Северной Осетии по этому поводу: «С начала этого года полномочия по выделению земельных участков переданы от местной власти республиканской. Это практически исключит незаконные выделения. Однако, зная об этом заранее, в конце прошлого года некоторые главы органов местной власти стали лихорадочно раздавать земли».
Там, где строить нельзя
Сергей Меняйло напомнил всем присутствующим на мероприятии журналистам то, как после трагических событий в ряде российских регионов, связанных с сезонным разливом рек, по инициативе Президента страны Владимира Путина в регионах РФ были определены зоны подтопления, на территории которых категорически запрещено строительство жилых домов. Касаясь темы нарушения этих правил в Северной Осетии, Глава республики затронул и вопрос запрета строительства жилья на горных склонах. Вот, что он сказал, в частности, по этому поводу: «Вокруг поселка Верхний Фиагдон строительство домов ведется не только в пойме реки, но и на склонах гор, что также категорически запрещено из-за опасности оползней».
Упомянуто было и строительство в пойме другой реки - Гизельдон. Речь в данном случае шла об участках, расположенных напротив памятника погибшим при сходе ледника Колка.
Вот еще одно заявление Главы РСО-Алания: «Работают надзорные и правоохранительные органы. Явные нарушения выявлены в парках «Нёртон», «Дендрарий», в русле Терека и на Водной».
«Дендрарий» был еще раз упомянут в связи с тем, что уже существует решение о его передаче АМС Владикавказа в безвозмездное пользование, которое будет еще и бессрочным.
О возможных последствиях нарушений
Руководитель республики, говоря о незаконном характере некоторых решений в области выделения земель, проинформировал участников пресс-конференции о том, что ждет граждан, причастных к неправомерной застройке речных берегов: «Сегодня, в результате проводимых прокуратурой проверок по обращениям органов республиканской власти, жилья и бизнеса могут лишиться многие граждане. Они окажутся обманутыми теми, кто выделял им земли, зная, что это делать нельзя».
Земля как достояние
Суммируя все вышесказанное, Сергей Меняйло следующим образом охарактеризовал значение вопросов землеотведения и землепользования для всего населения Северной Осетии, определив при этом роль республиканских властей в наведении порядка в этом направлении социально-хозяйственной деятельности: «Наши земли - наше природное, духовное и экономическое достояние. Но сколько исторических памятников под разговоры о патриотизме мы уже потеряли?! Пришла пора открыто сказать об этом всем жителям республики. И о том, сколько у нас земель и как они используются. Власть в ответе за все происходящее, поэтому она должна исправить все допущенные ранее нарушения и не допускать их впредь. Все должно работать по закону. Работа по восстановлению и соблюдению законности в сфере земельных отношений начата и будет доведена до конца».
А. Урусов
Фото: пресс-служба главы и правительства РСО-Алания