Цена успеха
Балет «Парфюмер» восьмой раз после премьерного показа во Владикавказе собрал полный зрительский зал. Утонченные движения, воздушная пластика, которая сразу приковывает к себе, завороженные взгляды зрителей. Наслаждаясь красотой балета сидя в зале, мы даже не можем представить, какой титанический труд стоит за этими отточенными танцевальными движениями.
Сильная балетная школа в России совершенствовалась более 300 лет, поэтому сегодня она по праву считается одной из лучших, получив заслуженное мировое признание. Чтобы добиться успеха в этом требовательном виде искусства, нужно не просто физически соответствовать параметрам, важны дисциплинированность и всестороннее развитие своего тела. Только артисты с железной выдержкой и любовью к своей профессии смогут осилить такие суровые условия работы. Мы решили детально разобраться, на какие жертвы приходится идти артистам балета сегодня.
Маргарита Джикаева, народная артистка РСО-Алания, а также педагог по классу балета:
«Зачастую бывают прекрасные данные, но, если человек ленивый, это ничего не значит. Когда трудишься - талант отдыхает. В нашей профессии, если хочешь чего-то добиться, надо очень много работать. С утра до вечера не выходить из зала. Когда у нас постановка или премьера, мы работаем по семь-восемь часов в день. Сегодня снято много фильмов про балет, люди верят тому, что они там видят. Конечно, там есть доля правды, но все очень утрированно. Рассказывают о «проделках Большого театра»: в пуанты засовывают иголки, и ты не увидишь это до тех пор, пока не начнешь выступать, прячут булавки в пачку, когда балерина начинает двигаться, они впиваются ей в кожу, такое же говорят о стеклах. Я не работала в Большом театре, но тем не менее в это мне слабо верится. Да, парни и девушки придерживаются строжайшей диеты. Есть и конкуренция, и зависть. Но если ты любишь эту профессию, то ты готов мириться со всеми неудобствами. Я выходила на сцену, с удовольствием танцевала, хотя физически было трудно. А в больших театрах нагрузка еще выше, свободного времени вообще нет, все расписано по минутам. Несмотря на все сложности, я бы прошла этот путь еще раз. Нет ничего красивее балета. Мне понравилось».
Осваивать искусство балета начинают с детства, а продолжают улучшать на протяжении десятилетий. Детей отдают в балетные школы в 7-10 лет, в этом возрасте тело ребенка достаточно пластичное. Также существует отбор по внешним данным. Предпочтение отдают ребятам с длинными ногами, руками, с тонкой щиколоткой, стопой, длинной шеей и симпатичным лицом. В среднем рост балерины должен быть 163 сантиметра, вес не может превышать 50 килограммов. Рост и вес у артиста балета составляют 180 сантиметров, при весе не более 68 килограммов. В профессиональной среде вес рассчитывается по более жесткой формуле: рост минус 122. А неотъемлемыми вспомогательными инструментами в балетной среде являются: дезинфицирующая мазь, гелевые накладки, пластыри, массажи и горячая ванна.
Виолетта Магомедханова, прима-балерина филиала Мариинского театра в республике рассказывает об обратной стороне своего успеха:
«В балет меня привели родители, сейчас я благодарна им за то, что они буквально насильно заставили заниматься. Я пришла после гимнастики, а техника движений там и в балете совершенно разная, поэтому первое время было сложно переучивать работу мышц. Сегодня мой день начинается с подготовки тела к работе, далее в 11 часов класс-урок, если у нас какой-то репертуар, то мы можем репетировать и по семь-восемь часов в день. Во время премьеры «Парфюмера» мы приходили в 10 утра и уходили в 12 ночи. Дома меня сравнивали с квартирантом, который приходит исключительно, чтобы поспать. Для любого артиста важна отдача зрителей, в основном мы работаем для этих эмоций. Благодарный зрительский зал, который стоя аплодирует, очень заряжает. Бывало, что от боли не можешь ходить, но выходишь на сцену и танцуешь, ведь травмы не причина не выступать. Я уже дважды оперировала колено, время от времени болят стопы, спина, колени, тазобедренные суставы, связки. А если что-то разболелось перед спектаклем, то делаешь укол и выходишь. Это не геройство, это, скорее, безусловная любовь к своей профессии и принятие всех вытекающих оттуда факторов. Предвкушение перед выходом на сцену синтезирует адреналин, который притупляет любую боль или усталость».
Главным минусом профессии, бесспорно, является долгая разлука с родными. Вроде живешь с ними под одной крышей, а рядом тебя нет. После репетиций сил хватает только на сон. Но отсутствие внимания компенсируют овации переполненного зала, который стоя аплодирует твоему ребенку на сцене. Сидя в первом ряду и приходит осознание, что столько лет упорной работы не напрасны. Вспоминая премьеру «Дориана Грея» и свою маму с букетом цветов на сцене, Виолетта отвернулась и смахнула слезу со щеки.
В балете не преобладает пол. Женщины и мужчины наравне, с единственным отличием - конкуренция у девушек выше. Парней на постановки искать труднее, а девушек претендует на роль всегда больше самого количества ролей.
О конкуренции внутри коллектива высказался Валерий Суанов, главный балетмейстер филиала Мариинского театра:
«Девочкам сложнее. Балерины же бывают разные. Кому-то бывает непросто смириться с конкуренцией, одна может психологически подавить другую, а кого-то она мотивирует. Нужно рассматривать артиста индивидуально, определяя для себя, как на него влияет твоя критика. Благо их у меня пока не много и я научился с ними работать. Я практически все знаю о них, кто чем живет, у кого где болит. На каждого из своих артистов я составлял психологический портрет, изучил их темпераменты. Я знаю, какой подход в работе приемлем индивидуально для каждого. Думаю, в этом и заключается залог успеха любого коллектива, помимо творческой составляющей, конечно».
Азамат Малиев, солист балета «Парфюмер» говорит:
«Я стараюсь немного подсушить свое тело к спектаклю. На этом никто не настаивает, я это делаю для своего физического комфорта и с точки зрения визуальной эстетики. За один спектакль я скидываю примерно 2,5 килограмма. За месяц перед премьерой у нас начались интенсивные репетиции, и я потерял восемь килограммов. Был случай, когда за два дня мог скинуть четыре килограмма. Часто Валерий Русланович запрещает мне худеть, но я это делаю исключительно для себя».
Из-за своих колоссальных нагрузок артисты балета могут выйти на пенсию после 38 лет, но далеко не все спешат воспользоваться этой возможностью. Некоторые артисты следуют примеру Майи Плисецкой и продолжают выходить на сцену до своего максимально солидного возраста. Некоторые уходят в преподавательскую деятельность, причем необязательно в балетных школах и студиях, другие ставят хореографию фигуристам или синхронистам.
Балет – это наше культурное сокровище, которым мы наслаждаемся в зрительском зале театра. А спектакль – это продукт изнурительного труда на репетициях.
Элеонора Кочиева