Вернуть моду на чтение
С приходом Интернета в нашу жизнь человеку стало доступно неимоверное количество разной информации, являющейся ресурсом для увеличения собственных знаний и освоения любых профессиональных навыков или познания наук. Но не все так положительно складывается даже с учетом преимуществ, доступных благодаря сети Интернет, ведь контент, потребляемый сегодня подростками, скорее, деструктивно влияет на качество их образования. Современные подростки все больше отдают свое предпочтение просмотру развлекательного контента от блогеров, но совсем забывают про классическую литературу или зарубежную философию, а результат этому: поколение, которое не читало произведения великого поэта Александра Пушкина или не знает истории собственной страны. К чему это может привести, расскажет газете «Слово» социолог со стажем Фатима Кудзиева.
Читающих стало меньше
Наша редакция провела небольшое исследование на улицах города в виде соц-опроса, после чего стало ясно: уровень образования и эрудиции молодых граждан настолько низкий, чтобы понимать – это проблема.
Цель опроса была проста - узнать, какую литературу предпочитают студенты и подростки, но, к сожалению, лишь малый процент респондентов смог дать нам ответ и рассказать, какие книжные произведения сейчас актуальны среди молодежи Осетии. Нам удалось выявить, что большинство опрошенных отдают свое предпочтение литературе по психологическому воспитанию личности или называют всеми известную классику, а это «Война и мир» Льва Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Вишневый сад» Чехова и т.д. Но очень часто во время нашего эксперимента можно было наткнуться на фразу «Простите, я не читаю книги», заставляющую содрогаться от мысли, что же будет в будущем, в котором общество перестанет наслаждаться литературой и оставит забытыми творческие подвиги русских писателей и ученых. А что стало причиной отсутствия интереса к прочтению книг у молодого поколения? Ответ очень прост. Психологи утверждают: все дело в том, что цифровые медиа приспособили новый способ подачи информации в более лаконичном формате, позволяющий гораздо быстрее и удобнее людям с ней знакомиться. На смену традиционно полноценному формату литературных произведений пришло их краткое повествование, рассказывающее те же самые события и историю, но уже в сжатом варианте, что облегчает и делает намного быстрее прочтение книги, но при этом выкидывает за борт авторскую детализацию событий и красоту строк. Такой новый, но уже обыденный способ читать книги в действительности позволяет узнать главную суть произведения, однако, это может крайне деструктивно сказаться на образовании и эрудиции человека, поверхностное изучение информации закрывает доступ к познанию интересных фактов и пополнению словарного запаса за счет индивидуального текста автора книги. Так, по данным исследования международной консалтинговой компании «Deloitte», за последние четыре года количество читающих людей в нашей стране сократилось на 5,5%. Сегодня трудно говорить о значительной деградации населения в будущем, но отсутствие даже малейших знаний может привести к стагнации любого прогресса, как личного, так и общественного.
Вызвать симпатию
Социолог из СОГУ Фатима Кудзиева считает, что литература и книги авторов любого времени являются не только источником информации, но и очагом знаний, применимых на практике в жизни. «Читать книги необходимо, это способствует развитию логики, лексического запаса, образного мышления, а также формирует мнение и свободу слова личности. Здесь речь должна идти не просто о потреблении информации, а ее дидактической функции»,- говорит Фатима Кудзиева.
Наш эксперт заявляет: нежелание молодых людей читать книги или изучать для себя что-то новое может привести к значительной деградации общества в будущем.
«Отсутствие словарного запаса. Наверное, вы сами во время своей работы замечали, как собеседник не может грамотно выразить свои мысли, а это и есть издержки потребления готовой и краткой информации, над которой не нужно мыслить и ее анализировать», - говорит социолог.
Говоря о снижении числа читающих в стране и республике, она отмечает несколько факторов, влияющих на эту статистику. Первый – нежелание читать информацию в полном объеме, если есть альтернативный и упрощенный вариант. Второй связан с отсутствием личного времени для досуга, отведенного для прочтения книг, ведь законы нынешнего ритма жизни заставляют тратить почти все свободное время на работу или иные дела. Третий фактор самый объективный и говорит о высоких ценах на книжные рукописи авторов классической или зарубежной литературы. Совокупность этих факторов является механизмом, отталкивающим человека от чтения книг. Однако ситуацию можно изменить в противоположном направлении, пробуждая симпатию молодежи к самообразованию. Для этого необходима популяризация образа успешного в современном мире человека. Далее агитация правильного интеллектуального развития общества с помощью открытых форумов, семинаров, где будут рассказывать о положительных сторонах получения образования. Этому может помочь и агитация в социальных сетях, похожая на интересующий пользователей контент, чаще всего, это развлекательный формат. Применение подобного рода методов позволит возродить особый интерес к книгам, такого мнения придерживается социолог.
Сама идеология познания нашего мира через любые источники информации вдохновляла во все времена. Еще философы Древней Греции и великие римские полководцы, произнося свои утопические речи, упоминали о важности и ценности знаний, полученных на протяжении всей человеческой жизни. Книга во все времена славилась тем, что могла дать знания, применяемые в индустриальном развитии нашего социума и мироздания. Сегодня человек сам решает, откуда ему черпать знания и новости, а вот за его выбором уже следует будущее. Каким оно будет, решит только сам человек и его выбор.
Марат ИНАШВИЛИ