Владимир Гутнов. Жизнь полна сюрпризов
Сегодня драматург, сценарист, а было время и журналист празднует юбилей - 75 лет. Накануне знаменательной даты "Слово" пообщалось с мастером слова. Сдержанно и немного сурово говорит о своем юбилее Владимир Хазмурзаевич, не считая его особым поводом для торжества.
Всенародную любовь автор шести пьес, трех сценариев художественных и около 20-ти документальных фильмов, а также одного либретто к опере получил в 1975 году, когда на широкие экраны всего Союза вышел фильм "Сюрприз". Драматург признается, что не встречал людей, которые бы его не смотрели, и что очень хотел бы снять продолжение комедии, даром что современные реалии подсказывают идеальный для сценария сюжет.
Не люблю я эти юбилеи, понимаете? Как и рассуждать, что было главным успехом, что неудачей... Если есть что сказать, надо говорить фильмами, пьесами, творчеством, одним словом. Но рассказывать о том, как возникла та или иная идея. Вопрос, который всегда задают, - дурацкий абсолютно. Все идеи довольно спонтанно возникают, как вспышки в сознании, которые иной раз невозможно даже поймать.
Нет никакого повода ни в юбилей, ни в обычной жизни подводить итоги. Это никогда не поздно, можно и на том свете подвести итоги, так что, все эти даты и торжества человек выдумал для того, чтобы напоминать о себе. Я вообще не замечал бы время, мне кажется, это самое разумное, что может делать человек, - не обращать внимание на время.
Я тут недавно прикинул и понял, что мною написано шесть пьес, одно либретто к опере, три киносценария и около 20-ти документальных фильмов. Сам себе задал вопрос: "Из этих вещей ты бы мог отобрать хотя бы одну, которая нравится более всего?" Я вам скажу честно - нет.
Считаю, что фильмы создают режиссеры, а не сценаристы. Я бы, например, на первом месте в титрах указывал режиссера, а уж потом имя того, кто придумал какую-то историю.
Вспомнил одну очень забавную деталь. Первый документальный фильм, созданный по моему сценарию, - это фильм, который сделал Нарик Бурнацев (режиссер Измаил Бурнацев - прим. ред). Он назывался "Неподдающиеся". И в то же время пер вый художественный фильм, созданный по моему сценарию - "Сюрприз", тоже снял Нарик Бурнацев. Это была его первая работа и моя первая работа. Но, к сожалению, нам так и не удалось больше скооперироваться. К творчеству Нарика всегда относился с почтением, как, впрочем, и его брата Алана Себетова - оператора, снявшего "Сюрприз".
Вообще, конечно, не очень разумно сожалеть о чем-то. Вспоминать и считать, что ты был не прав, когда поступал так или иначе, - это другое дело, но сокрушаться о том, что ты совершил поступок - уже бесполезно. Так, во всяком случае, я считаю. Однако есть то, о чем действительно сожалею. Когда отвозили фильм "Сюрприз" в Москву на сдачу, а тогда фильмы принимали в главном управлении местного телевидения и радиовещания СССР, мы еще не успели в поезд сесть, а в столице уже знали, что из Владикавказа везут "бомбу". Просмотрен он был, конечно, с любопытством, было очень много смеха. По завершении картины председатель комиссии обернулся к нам и сказал: "Я что-то не заметил "бомбы", можете объяснить, что имели в виду те люди, которые звонили и предупреждали, что вы везете бомбу?" Вот эта способность каким-то образом обязательно найти ложку дегтя - да в бочку с медом, меня всегда поражала. Вот о чем я сожалею - что таких людей вполне достаточно в нашей жизни. Было, есть и, думается, будет.
"Сюрприз " меня не один раз выручал. Когда, к примеру, останавливали за нару шение правил дорожного движения, что бывало крайне редко, но случалось, я спрашивал милиционера: "Вы смотрели фильм "Сюрприз"?".
- Да, конечно, а что?
- Я автор этого фильма, клянусь, больше никогда не нарушу правил...
Помогало, меня отпускали.
Вы знаете, не встречал людей, которые не смотрели "Сюрприз". Это просто поразительно, картине уже 42 года, за это время два поколения на ней выросло. Причем смотрели комедию не только у нас, она была растиражирована по всему Советскому Союзу, приходило очень много писем со всей страны. Однажды Нарику Бурнацеву прислала письмо женщина из тюрьмы и просила режиссера пригласить ее на съемки фильма, если будет продолжение.
Вершина мастерства? Если человек способен сделать нечто, что вызывает улыбку, слезы, какие угодно эмоции у зрителя, если способен достичь подобной высоты, мне кажется, это самое главное, к чему должен стремиться каждый, вне зависимости от выбранной профессии.
Фильм "Сюрприз" снят в 1975 году. Следующий мой фильм "Тэли и Толи" (режиссер Александр Амиров - прим. ред.) был снят 42 года спустя. Плохо, конечно, жаловаться на что-то, но все это время не давали снимать. Мы написали вдвоем с Рустамом Ибрагимбековым (автор сценария "Белое солнце пустыни" - прим. ред.) в 1985 году сценарий художественного фильма. Так из Москвы пришла разгромная рецензия - нас обвиняли в попытках протащить антисоветчину. Без особых доказательств, основываясь на сомнениях, которые возникли у членов комиссии, забраковавшей сценарий.
Более 40-ка лет не удавалось пробиться, хотя писал сценарии... Однако могу сказать, что это сыграло определенную позитивную роль для меня. Поняв, что не дадут возможности снимать фильмы по моим сценариям, переключился на драматургию - театральные пьесы. Так что нет в мире зла. Абсолютного зла. Просто надо уметь извлекать позитивные моменты даже из тех ситуаций, которые кажутся неразрешимыми.
Когда речь заходит о главных уроках, полученных в детстве и сыгравших важную роль в становлении меня как личности, в первую очередь вспоминаю деда по матери Цымырза Цараева. В 1934 году в Осетию приезжал Михаил Иванович Калинин. В Фарне, где жил дед, устроили "всесоюзному старосте" встречу, и тамадой за этим столом был Цымырза. Уникальный был человек, я думаю, наши деды вообще уникальными были людьми. То поколение очень трудно воспроизвести.
Была у меня надежда, которая и сегодня пока еще теплится - написать сценарий второй серии "Сюрприза", о том, как строят дома сегодня. Довольно интересно попробовать взглянуть на эту же историю, только 40 лет спустя. И подобрать такой же мощный актерский состав. Но дело в отсутствии денег. В бытность первого "Сюрприза" таких проблем не было, государство выделяло средства. Сегодня кажется невероятным, но в свое время Северо-Осетинская студия телевидения снимала в год по три художественных фильма, причем два полнометражных и одну короткометражку и до 15-ти документальных кинолент, и это, повторюсь, за один год! По объему наша студия после Москвы занимала второе место. Не Ленинград, не Тбилиси, а мы.
Ребенок в конце "Сюрприза" бежит и кричит: "Ура, мы будем строить новый дом!". А какой новый дом вы собираетесь строить? Вот время показало, какой новый дом мы собирались строить...
Жизнь, конечно, штука вообще непредсказуемая. Полна сюрпризов, как приятных, так и не очень.
В свое время предлагал и снять продолжение "Сюрприза", но тогда единственный аргумент, который использовал - нет таких актеров. Сейчас у меня мнение изменилось, если бы нашелся спонсор, там надо-то 2-3 млн рублей максимум, можно было бы сделать современную киноисторию. При всей своей сложности нынешняя ситуация будто создана для комедии. Очень любопытная вещь могла бы получиться.