По словам видного ученого, по сей день нет такого научного труда, который бы был посвящен всем народам Северного Кавказа. Есть отдельные статьи, но обобщающей монографической работы, да еще на современном уровне, нет. Кроме Владимира Кузнецова, этой тематикой сегодня занимаются кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета
Сергей Малахов и представители Московского духовенства. Они ведут церковное направление истории христианства на Кавказе.
В отличие от священнослужителей, в сфере интересов которых теологическая составляющая, археолог Владимир Кузнецов занимается материальными остатками христианства на Северном Кавказе – храмы малых и крупных форм. Это объективно показывает, где и кто был. Сергей Малахов занимается металлопластикой – христианскими крестами, иконами.
Также историк отметил местного ученого Михаила Мамиева, который несколько лет назад выпустил книгу о христианстве на Северном Кавказе. К сожалению, отмечает Владимир Кузнецов, это, пожалуй, все кадры. А в соседних регионах СКФО их вообще нет. Единственный очаг христианской культуры - Северная Осетия.
«Я 15 лет «пробивал» этот юбилей, еще в те времена, когда работал во Владикавказе, потом из Минеральных Вод. Встречал постоянное сопротивление, хотя, казалось бы, он необходим. Меня это в принципе нисколько не удивляло, потому что даже в действующей российской Конституции прописано, что идеологии не было, но заявление об этом и есть сама идеология», - отметил Владимир Кузнецов.
Тем не менее ученый проводил большую работу с людьми на всех уровнях, чтобы этот юбилей, хоть и с большим опозданием, но все же состоялся. Начиная от Ставропольского митрополита Гедеона до чиновников федерального уровня. Вся переписка до сих пор хранится у историка.
О центрах христианства
Центр Аланской епархии после Крещения Алании находился на Большом Зеленчуке в Карачаево-Черкесии, где сохранилась группа храмов Х-ХI веков. Наличие там аланской материальной культуры объясняется тем, что до карачаевцев там жили ираноязычные аланы.
Наиболее ранние следы христианства на территории Северной Осетии можно найти в аланских катакомбных могильниках в районе ст. Змейской. Одним из раскопщиков этого могильника является сам археолог Владимир Кузнецов. Ему довелось исследовать один из ранних участков, когда христианства там еще не было, но на соседнем участке другими археологами было обнаружено большое древнее аланское кладбище, длиною более одного километра. Там, по словам историка, тысячи могил. Именно там уже появляются следы христианства, в частности, нательные крестики, которых не было раньше.
«Таких ярко выраженных христианских аланских катакомбных могильников, кроме ст. Змейской, пока у нас нет, но есть помещения и культовые здания. Прежде всего Нузальская часовня, она расписана фресками внутри. Написаны они художником, имя которого было написано в нижнем углу на уровне пола», - рассказывает Владимир Кузнецов, который и обнаружил эту надпись на грузинском языке.
Там было всего лишь два слова. Когда их перевели в Тбилиси, оказалось, что это автограф художника, который прошел грузинскую школу, был грамотным и знал грузинскую письменность, подписывал свои картины. А по национальности он был осетин из с.Тли.
Вола Тлиаг изобразил в Нузале образы Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, святых воинов Георгия и Евстафия. К тому же этот выдающийся мастер создал портреты осетинских священнослужителей, известных покровителей церкви. Вола трудился в тяжелый период осетино-аланской истории, а именно в начале XIV в., когда горная Алания была окружена недругом, а аланские воины храбро защищали свою Родину.
В третьем веке нашей эры при строительных работах на Военно-грузинской дороге был найден перстень. Рабочие раскопали каменный ящик, там был скелет мужчины, на руке которого - железный перстень с надписью на щитке Алан Бакур, что тоже свидетельствует, пожалуй, о самом раннем христианском погребении.
«Это неудивительно, потому что аланы того времени часто совершали набеги на Византийскую империю, Армению, Грузию, Мидию, на все соседние южные богатые страны», - отметил Владимир Кузнецов.
От ранних до поздних
Говоря об этапах христианизации Алании, Владимир Кузнецов отметил, что это непростой вопрос, потому что точных архивов нет на этот счет. У алан не было своей письменности, летописи и какие-либо документы не велись.
Все, что было в аланской епархии на Большом Зеленчуке, - греко-византийского происхождения. В верховьях Кубани было мощное византийское влияние. И с этой целью византийцы нанимали алан для охраны своих восточных границ, потому что с востока двигались мусульмане, которые все время «трясли» Византию. Надо было их сдерживать, а у византийцев не хватало сил.
Массовая христианизация началась во второй половине IX века. Около Нальчика есть катакомбный аланский могильник «Песчанка», где на сводах катакомб над покойниками выгравированы христианские кресты. Почти все умершие, похороненные в «Песчанке», с крестами. Это уже говорит не о случайных отдельных наемниках византийцев, а о массовом явлении.
Накануне произошла массовая христианизация, которую организовал Константинополь. Центром аланской епархии была река Большой Зеленчук в верховьях Кубани. Там были построены пять христианских храмов, служили в них опять же византийские греки, аланских священников мы знаем только одного-двух, один из которых, епископ Феодор, был аланом по происхождению. Это было в XIII веке после нашествия Чингисхана.
«Говоря о этапах христианизации Алании, хочу отметить, что нынешняя дата, которую собираются отмечать в этом году, - искусственная. Пока я добивался проведения юбилейных мероприятий, время уже ушло. Меня интересовала узкая точная дата. Я думаю, что это произошло, скорее всего, в 916 году. С этой датой согласился доцент Сергей Малахов, хотя у него была своя версия о том, что это было в 917 году. В общем же, мы пришли к мнению, что сиюминутно это произойти не могло, конечно. Мы опубликовали свою дату, которая в науке принята», - поделился ученый.
В письмах по поводу юбилея Владимир Кузнецов ссылался на свои изыскания с коллегой на относительно точные даты. Он добивался, чтобы это было отмечено в 2016-17-х годах, но дата постоянно продлевалась. Как бы то ни было, Владимиру Кузнецову удалось добиться того, чтобы Патриарх Кирилл встретился с Президентом России Владимиром Путиным. Решение о праздновании Крещения Алании было принято на самом высоком уровне.
Стали грамотнее
Принятие христианства аланами сыграло для них такую же важную роль, как и для всей Руси. Прежде всего речь идет о грамотности населения, на Руси это выработано Кириллом и Мефодием, а в Алании мы опять видим византийское влияние.
В Западной Алании на реке Большой Зеленчук в Верхнем Архызе есть руины нескольких каменных поселений – развалины домов. Они не изучены и никогда и никем не копались. На местном средневековом кладбище (X-XI вв.) есть несколько древних могил того времени. Одна из них была окружена каменной оградой, скорее всего, местного феодала и его семьи. Там лежала знаменитая зеленчукская надпись более двух метров длины. На этой плите была выгравирована надпись на дигорском диалекте осетинского языка. Это первая документированная находка древнеаланской письменности.
В письменных византийских источниках иногда упоминается имя Дургулеля Великого - царя Алании - это одна из крупнейших политических фигур Кавказа и Ближнего Востока XI в. Его дипломатические и военные шаги нередко оказывались решающими для судеб многих народов. Владимир Кузнецов в свое время исследовал его мавзолей.
Пришлись ко двору
Христианские ценности очень тесно перекликались с менталитетом предков осетин. Больше всего это влияние ощутили на себе дигорцы. Об этом есть немало публикаций, говорит Кузнецов.
Например, св. Николай был покровителем Дигории и христианских храмов X века. И даже по сей день у них есть праздник, ему посвященный, особенно его отмечают в селении Лезгор. Специальные кувды стали проводить и в Нузале.
Святой Николай не аланский святой, а греческий – Николай Мирликийский. У русских он называется Николай Угодник и выполняет те же функции, что у осетин и греков. Это и есть влияние на менталитет осетинского народа.
«Мне кажется, что в настоящее время христианское влияние понемногу усиливается в Осетии, и это я считаю вполне нормальным, православная религия привлекает своим гуманизмом», - сказал в заключительном слове Владимир Кузнецов.
К сожалению, развитию аланского общества помешали трагические события – татаро-монгольское нашествие. Все перемешалось, Алания перестала существовать как государственное образование, а монголы ушли дальше на Русь.