Женское дело

29.11.2019 16:32
Женское дело
Совет женщин Осетии под председательством Ларисы Хабицевой провел конференцию «Роль женщины в построении мира и согласия в многонациональном регионе», в рамках которой обсудили участие женщин в миротворческих процессах. 
 
«Тема, которую мы заявили на повестке дня нашей конференции, достаточно сложная, но всегда актуальная, важная для многонациональной республики. Мы бы хотели поговорить о роли женщины, все-таки она вносит большой вклад в построении мира и согласия в обществе. Хотелось бы, чтобы это был свободный обмен мнениями, и чем больше предложений мы услышим, тем качественней пройдет наша работа», - отметила председатель Совета женщин в Северной Осетии Лариса Хабицова. 
 
В работе конференции приняли участие директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Залина Канукова, директор Национальной научной библиотеки Ирина Хайманова, которые выступили с докладами, заместитель председателя Собрания представителей Владикавказа Зита Салбиева и министр по делам национальных отношений Аслан Цуциев. В зале библиотеки собрались делегаты со всей республики.
По итогам конференции были приняты два обращения, в том числе обращение на имя Главы республики Вячеслава Битарова и Председателя Парламента Алексея Мачнева с предложением придать традиционному празднику День Задалески Нана статус республиканского и обозначить его как День матери Осетии. 
 
Газета «Слово» предлагает читателям ознакомиться с докладами Залины Кануковой и Ирины Хаймановой, заслуживающими, по мнению редакции, особого внимания.
 
 
Директор Национальной  научной библиотеки Ирина Хайманова 
 
 
По роду своей деятельности я ежедневно сталкиваюсь и соприкасаюсь с молодежью, и этот процесс доставляет мне наслаждение и удовольствие. Безусловное понимание того, что они лучше нас, и вселяет лично в меня большую уверенность в будущее. Но это здесь, в стенах библиотеки. Если брать в общем, то я думаю, вы разделите мое мнение, что здесь очень много тревожных моментов, связанных с нашим молодым поколением.
 
Обозначу те моменты, которые лично у меня вызывают тревогу. Одним признаком того, что все-таки мы идем по пути некоего духовного обнищания, является, наверное, разрушение связи поколений, формирование у младшего поколения не всегда уважительного отношения к старшим, предъявление нашим страшим некоего счета - «не так жили», «не обеспечили достаточно комфортную и достаточно славную жизнь».
Еще одна проблема, которая, безусловно, вызывает беспокойство, - это очень низкая поведенческая культура нашей молодежи. Нередко молодые люди не умеют контролировать свои эмоции. Они не задумываются о том, какой дискомфорт они в состоянии доставлять окружающим. Они не знают элементарных правил проведения.
 
Особого внимания требует культура речи нашей молодежи. Безусловно, понятно, что молодежный сленг существовал всегда, но в настоящее время молодежная речь настолько засорена ненормативной лексикой, что порой сложно уловить смысл сказанного. Словарный запас молодежи тоже очень скуден. Во многом это объясняется тем, что они очень мало читают, особенно, они мало обращаются к классике.
Безусловным злом является употребление наркотиков, курение, алкоголь. Безусловно, этот регресс.
 

Еще одна проблема, которая, безусловно, вызывает беспокойство, - это очень низкая поведенческая культура нашей молодежи.

Нередко молодые люди не умеют контролировать свои эмоции.

 
И размышляя о том, что же может спасти мир, о нашем народе и так далее, я невольно вспоминаю самую загадочную фразу, которую сказал Достоевский устами князя Мышкина в романе «Идиот»: «Красота спасет мир». Если задуматься о том, какая же красота может спасти мир, то можно обратиться к психологам, которые в определении красоты проявляют единодушие, и все сходятся на том, что красота - это добродетель и нравственность. Тогда становится понятно, что фраза Достоевского - это совсем не оговорка одинокого и больного человека, а гениальное открытие. Это формула для нас, для решения тяготеющих над нами проблем, о которых мы сегодня размышляем.
Конечно, воплощением красоты является женщина. Именно женщина обладает созидательной силой.
 
Хочу сказать пару слов не только о роли женщины в воспитании, но и в формировании толерантности. В данном случае я имею в виду толерантность не в смысле всепрощения, а в смысле уверенности в себе осознания надежности собственных позиций. По своей природе женщина более терпима, именно она способна привить ребенку такие черты, как целеустремленность, самореализация, открытость, способность откликаться на какие-то просьбы о помощи, она способна дать ребенку ощущение гармонии, а это все является составляющими толерантности.
 
Народная мудрость хранит традицию уважительного отношения к возрасту человека, к старикам. Как мы видим на практике, человек становится мудрее, набирается жизненного опыта. Применение этих принципов в процессе воспитания в осетинской семье - это не возврат к архаичности, а использование их во благо будущего, во благо общества.
 
 
Директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Залина Канукова
 
 
Межнациональные отношения - это действительно очень многогранная и многоаспектная тема, и мы попробуем ее сконцентрировать так, чтобы в ней были видны именно женская роль и женское начало.
Прежде всего, я бы разделила наши межнациональные отношения и взаимодействия на внутренние и внешние факторы.
 
Наша внутренняя ситуация нам всем хорошо известна: она стабильна. У нас проживает более 100 национальностей, это наш этнополитический бренд. Мы всегда позиционируем себя именно так и имеем на это полное право.
 
Наш уникальный тренд
 
Еще в середине 19-го века у нас расселились представители многих европейских и азиатских этносов. Они создали здесь свои общины, обустроились, они сохраняли свою культуру, сохраняли свой язык, ведь никто не покидает свой дом от хорошей жизни. Где-то были войны, где-то были природные катаклизмы, но эти люди нашли свой приют у нас. Мы не самая богатая территория, всем известна история нашего поселения, и тем не менее здесь сохранялись именно человеческие отношения.
 
Приведу вам небольшой пример. Совсем недавно мы опрашивали представителей немецкого населения, и они рассказали такую историю. Во время войны немецкая семья была депортирована из Воронежа в Среднюю Азию, там они познакомились с другими немецкими колонистами, в том числе, и с немцами из нашей республики, и настолько наши немцы душевно рассказывали им о своей хорошей жизни в Осетии, что те тоже решили после депортации приехать сюда. Ну чем они их соблазняли? Богатств у нас не было, и это всем известно, только человеческим отношением. Конечно, это очень приятно, и хорошо было бы их сохранять.
 
Когда начались тяжелые 90-е годы, сопровождаемые конфликтами и горячими точками, стал происходить отток иноязычного населения абсолютно из всех национальных субъектов. При этом у нас в республике не только не было этого мощного оттока, мы не только сохранили все свои диаспоры, но мы их еще и укрепили организационно. В этот период у нас появились и до сих пор существуют национальные культурные общества. В этом наша сила. В этом наша стабильность. Такие организации, как «Наша Осетия», в то время пытались создавать в очень многих регионах, но там они не состоялись, их нет, зато четверть века есть «Наша Осетия».

Материальное вышло на первый план
 
Но жизнь идет и жизнь меняется. Говорить о том, что у нас все замечательно и все прекрасно, наверное, не получается, потому что появляются новые обстоятельства, появляются новые вызовы. Мы изучаем, мы наблюдаем наши национальные общины и видим такие процессы. Если начиналось все с возрождения культуры песенной и танцевальной, люди создавали ансамбли, пытались изучать свой родной язык, организовывали фестивали, писали книги о своих общинах, то сейчас эти этнокультурные акции как-то сводятся на «нет», они уходят на задний план.
 
На переднем плане у всех оказываются проблемы материально-имущественного характера. Говорить, наверное, о них нет смысла, так как мы с вами их не решим. Но важно, чтобы вот эти нерешенные вопросы не вызывали у людей этнокультурного дискомфорта, национального дискомфорта. Или, скажем, когда мы очень бурно обсуждаем вопрос о добровольности изучения родного языка. Не так давно прошли по этому поводу дискуссии, и наши общины тоже имели свой взгляд на эти вещи. Они говорили: «Да, родной язык в законе, но у нас свой родной язык. Мы за то, чтобы дети изучали осетинский язык, но почему никто не думает о нашем языке». Понятно, что нужно быть внимательней к этим вопросам. Наша задача - понимать эти процессы с одной целью: чтобы сохранить уникальность, это наш, действительно, бренд.
 
Советский Союз в миниатюре
 
Если вы помните, у Ельцина была советник Галина Старовойтова, она была этнологом. Побывав у нас здесь в республике, обозначила нашу тему как «лабораторию по урегулированию межнациональных конфликтов». Это определение широко распространилось, оно встречается, в том числе, и в научной литературе. Были и другие высказывания. Кто-то называл нас «Советским Союзом в миниатюре». И действительно, даже наши внешние конфликты, а внешними я называю и югоосетинский и осетино-ингушский, потому что природа этих конфликтов не внутренняя, причины зародились не у нас, мы не претендуем на чью-то землю, мы ни на кого не нападаем, поэтому мы расцениваем это как внешние факторы, внешние вызовы, даже в условиях этих внешних вызовов, у нас сохранялась стабильность.
 
Так, несколько лет тому назад в университете была конференция. Приехали политологи, и, пользуясь хорошей погодой, мы провожали их от университета до проспекта пешком по улице Церетели. Когда они увидели грузинскую школу, остановились, и Маркедонов (прим.ред. Сергей Маркедонов – директор Департамента по проблемам этнических отношений Института политического и военного анализа в Москве.), политологи поймут, о ком я говорю, фотографировал эту вывеску и дал такое свое определение: «Это же абсурд повседневности». Мы сказали ему в ответ, что это не абсурд, но повседневность та реальность, в которой мы живем.
 
Что касается внешних конфликтов, их сейчас называют замороженными. Но мы все хорошо понимаем, что заморозка эта совсем не глубокая. Очень часто нам говорят, что вот на Кавказе многие народы жили, многие культуры взаимодействовали, и никогда не было конфликтов. Это не правда, конфликты были всегда, были и кровавые конфликты, очень тяжелые, но именно поэтому здесь сформировалась целая система традиционного миротворчества.
Женщина в этой системе практически у всех народов играла очень заметную роль. У женщины были свои функции, в основном это участие в посредничестве.
 

Современная женщина должна участвовать в миротворчестве, она должна сидеть за столом переговоров.
Сторонники этой позиции считают, что у женщины более чуткие взгляды и перспективы мира, безопасности, насилия и прочих вещей,
и что нужно обязательно привлекать к этому молодых девушек, которые своей гражданской активной позицией несут большую пользу,
и к тому же опять это будет трансмиссия этих процессов на следующее поколение.

 
Почему на Кавказе всегда уделяли большое внимание воспитанию женщины. Потому что понимали ее роль в воспитании подрастающего поколения, которое является носителем тех самых межнациональных отношений. Девушку воспитывала не только ее семья, не только ее фамилия, но это был вопрос целой общины. Всем хорошо известны нормы, по которым проходило это воспитание, требования и этикетные, и моральные, и нравственные, которые прививались девушкам.
 
Эту функцию понимали хорошо и грамотные российские чиновники. Сохранилось письмо наместника Кавказа Барятинского, в котором он предупреждал своего последователя князя Михаила Николаевича, который пришел на его место. Он пишет в этом письме, что «первое место занимает воспитание туземной женщины, потому что она хранительница очага, традиций. Она в равной степени воздействует на младенца, на возмужалого, на старца». И действительно так оно и было.
 
Скажем, произошел конфликт. Есть сторона виноватая, и есть сторона потерпевшая. Если женщины потерпевшей стороны отказывались идти на мир, на переговоры, то этого мира мужчины не заключали. У них было безоговорочное право отказать, но пользовались они этим в очень редких случаях. Это те случаи, если убийство, скажем, было умышленным, если виновная сторона не проявила должного уважения в процессе этого миротворчества. Но по большей части женщины имели свои формы участия в традиционных миротворческих практиках. 
 
Очень хорошо известен яркий образ, когда женщина сбрасывает с головы платок и тем самым останавливает поединок. Это красиво, это всем известно, но это далеко не единственная форма. Были и другие. Совершенно недавно мы выявили еще одну форму, когда перемирие бывало не очень крепким, скажем так, хрупким и нужно было его как-то закрепить. Если это были кровники во многих поколениях, то выбирали девушку для брака с этой враждующей семьей. Выбирали самую достойную, самую воспитанную, самую красивую. Ее называли «девушка почета». Функция у этой девушки была такая: примирить окончательно враждующие семьи. Понятно, что с такой функцией могла справиться не любая женщина, а именно хорошо воспитанная. Очень много можно говорить о конкретных примерах, где женщины сыграли какую-то роль, об этнографических моментах, но если быть ближе к истории, то уже в более поздний период, когда у нас появилось женское образование, с гордостью можно сказать, что у нас оно появилось первое в регионе.
 
Появились образованные женщины, в основном это были учительницы, которые внесли свою лепту миротворчества. Они тоже выступали посредниками между враждующими сторонами и предлагали совершенно новые формы. Виноватая сторона должна была всегда нести какую-то компенсацию. Пострадавшая сторона не всегда хотела ее принимать. В случае, когда преступление было не умышленное, женщины предлагали в этой ситуации взять компенсацию с виновной стороны, но, с согласия потерпевшей, потратить эти деньги на благоустройство школы, благоустройство территории села, то есть совершить общественно полезное дело в память о погибших. Вот такие у них были функции и формы, которые описаны в различных источниках и востребованы сегодня в современной жизни.
 
Что касается нашей современности, то в общественном дискурсе разделяются две позиции. Одна основана на том, что современная женщина должна участвовать в миротворчестве, она должна сидеть за столом переговоров. Сторонники этой позиции считают, что у женщины более чуткие взгляды и перспективы мира, безопасности, насилия и прочих вещей, и что нужно обязательно привлекать к этому молодых девушек, которые своей гражданской активной позицией несут большую пользу, и к тому же опять это будет трансмиссия этих процессов на следующее поколение.
 
Другая позиция, честно говоря, настораживает, и надо как-то призадуматься, потому что касается она Северного Кавказа. В основе лежат тезисы о том, что женщины Северного Кавказа не могут участвовать в миротворческих процессах. Они к этому не готовы, потому что их идеология в отношении конфликтов непримирима. То есть мы заслужили, наверное, как-то такие оценки и нужно нам с этим разбираться.
 
В институте у нас периодически проводят мониторинг социальных сетей. Я вам приведу несколько примеров, если позволите, и мы посмотрим, где и когда мы заслужили такое отношение. Скажем, «Аланские ворота». Совершенно провокационная акция, которая вызвала возмущение, у нас даже был митинг по этому поводу. Очень агрессивно коммен тировали эту тему, понять можно, она возмущает нас всех. Но надо понимать, что такие провокации - они обычные. Это обычный инструмент, они во всем мире применяются. Уйдет «Аланская» тема, на смену придет другая. Так сейчас вбрасывают провокацию о том, что «осетины предатели в Великой Отечественной войне». Не надо как-то на это реагировать. А если уже вы вступаете в дискуссию и если есть такое желание подискутировать, и есть такое право, то почему не сослаться на соответствующую литературу. Наша история хорошо изучена, это не младонаука, мы не переписываем историю и не придумываем себе ничего. Наша история уже давно в науке устоялась, и мы хорошо знаем, кто наши предки. Тем не менее под давлением общественности нам пришлось проделать очень кропотливую, но тем не менее, с точки зрения науки, бесполезную работу. Мы собрали, начиная с древнего мира и до сегодняшнего дня, цитаты всех ученых, которые говорили, что осетины - это аланы. И вот мне теперь будет очень интересно - кто-нибудь возьмет в руки эту книгу, и будет ли он ею пользоваться для таких дискуссий. («Аланы - осетины» - прим. ред.).
 
Провокации Плата
 
Есть сейчас такой блогер по фамилии Плат, наверное, многие слышали. Совершенно возмутительный и безобразный, это новый адвокат наших восточных соседей. Основной тезис у него такой, что есть закон о реабилитированных народах, и якобы есть законное право требовать возращение своей земли. У него прямые эфиры. В этих прямых эфирах в основном работают ингуши, которые дают документы, трактовки этих документов. Понятно, что это фальсификация, но они научились это делать грамотно. Они обучили свою молодежь. Этот же самый Плат предлагает осетинам вступить в дискуссию, и что мы здесь видим? В дискуссию вступают женщины, молодые люди, но вступают как? Ненормативной лексикой, оскорблениями - «Тебя купили». Понятно, что купили, это его работа, он получает за нее деньги, и ничего конструктивного. Чувство патриотизма задето, хочется приложиться к клавишам что-то настрочить, а сказать нечего. Вот это страшно. И дальше этот Плат пишет: «Осетины неграмотны и необразованны». Вот такой характеристики мы никогда в истории еще не получали. Это очень неприятно. Это одна ситуация.
 
Дальше. Года два назад проходил благотворительный концерт. Приехали сюда грузины из Москвы - молодежный ансамбль. Собирали деньги на лечение и спасение молодого парня, бывшего заложника бесланской школы. И его друзья, тоже бывшие заложники, сделали крик, совершенно душераздирающий, в котором они обращались к образу смерти, и никого этот крик не оставил равнодушным. Когда это увидели грузинские артисты, они решили приехать и дать благотворительный концерт. Огромный концерт, негде было сесть и стоять. За один вечер собрали нужную сумму, ну, казалось бы, по-человечески нужно сказать «спасибо» этим людям, которые совершенно безвозмездно это все провели. Наша реакция в сетях: «Нет, нам не нужны грузинские концерты». Ну вот просто интересно. У всех этих женщин тоже есть дети, и дай Бог, чтобы они всегда были здоровы и никогда никому не понадобилась такая помощь. Ну а если понадобится, они тоже так агрессивно будут отказываться? Как-то все это неразумно и очень несимпатично выглядит.
 
«Амазонки» не пришлись ко двору
 
Другой пример вам приведу. Каждый год в Тбилисском университете проходит международная конференция. Это очень большая площадка, на которой собираются кавказоведы со всего мира, фольклористы. Мы никогда там раньше не участвовали, но когда мы стали понимать, что там происходит, и какие там претензии и на аланское наследие, и на Нартовский эпос, мы решили все-таки там поучаствовать. Мужчин мы не привлекали, понятно, что мужская научная дискуссия может и в не научную перейти. Там острая такая тема. Но подготовили двух наших девушек. Очень хорошо подготовили. Грамотные, патриотичные, которые умеют говорить, умеют убеждать. Они ездили два года подряд. Уверяю вас, там уже никто не смел говорить о том, что кто-то еще аланы, что Нарты еще кому-то принадлежат. Мне и в Москве говорили - где вы нашли этот отряд «Амазонок»?
 
И вот реакция на наших «Амазонок», когда они выставили свои фотографии: «Предательницы. Чтоб вы подавились этими хинкалями» и много всего. Результат какой? Девушки обиделись, ездить больше не хотят. Кто от этого выиграл?
 
Вообще вся эта тема не грузинам вредит, она нам самим вредит, потому что мы раскалываем. У нас общество раскалывается. Одни осуждают тех, кто едет в Грузию лечиться, отдыхать, другие не менее агрессивно отстаивают свое право на то, чтобы лечиться и отдыхать там, где им позволяют их возможности, зачастую весьма скромные. Все это, конечно, выглядит очень несимпатично со стороны.
 
Тот же самый недавний конфессиональный скандал. По Конституции у нас есть право на свободное вероисповедание. Мне тут кто-то пишет: «Безобразие! Почему осетинские женщины стали целовать руки мужчинам?». Наверное во всем мире, если люди православные, на то они православные, они эту церемонию выполняют.
 
Речь о том, что в социальных сетях женщины пишут неопрятные, неразумные вещи, которые все вместе взятые создают несимпатичный портрет современной женщины. Многие это видят. И необразованность, и агрессию, и бескультурье. Это все очень неприятно, но вопрос в том, что с этим делать? Все понимают, что это плохо, но что с этим делать, мы не знаем.
 

Подготовили двух девушек наших. Очень хорошо подготовили. Грамотные, патриотичные, которые умеют говорить, умеют убеждать. 
Они ездили два года подряд. Уверяю вас, там уже никто не смел говорить о том, что кто-то еще аланы, что Нарты еще кому-то принадлежат. 
Мне и в Москве говорили - где вы нашли этот отряд «Амазонок»?

 
Мы иногда свою молодежь начинаем воспитывать, никому, я думаю, в этом зале не нравятся рваные джинсы, но наши девушки будут их носить, пока они в тренде и пока их носит весь мир. Я недавно была в одной Арабской стране, где женщины полностью закутаны в черное и щель у них только для глаз. Поверьте, сама видела - под этим черным халатом такие же дырявые джинсы.
 
К вопросу - что делать? Каждый год к 30 октября начинается обострение. В этом году главным трендом стало видео, где сидят девочки-школьницы из соседней республики и одна из них рассказывает известное стихотворение.
 
Мне вот просто стало интересно - наши дети такого возраста вообще что об этом знают и думают? Я даже эксперимент провела на детях такого же возраста, которым по 10, 12 лет. Наши дети вообще не понимают, о чем они говорят, они историю не знают. А как они ее могут знать, если в школе это табу.
 
Руслана Бзарова (российский историк-кавказовед, общественный деятель, специалист по скифо-сарматской и аланской истории и культуре. Доктор исторических наук, профессор. Председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества - прим. ред.) за его учебник сколько лет таскали по прокуратурам, следственным комитетам, а ведь он ничего там не написал криминального. Там было просто обозначение фактов. То есть в школе об этом говорить нельзя, дома, наверное, держать в неведении детей, в то время как соседи воспитывают такое поколение, с которым им придется жить, тоже безответственно. Лишать детей детства и рассказывать им об этих ужасах - тоже как-то дико. Вопрос, наверное, к педагогам, к психологам - что делать в такой ситуации?
 
И последняя дискуссия - это детский сад в Дачном. Разные очень отзывы, разные мнения. Наши женщины пишут: «Нет, не пущу туда своего ребенка, мой ребенок не должен там с кем-то находиться в детском саду». Может быть, и есть право на такое мнение, а может быть, это как раз тот инструмент, который сработает на перспективу. Ну, будут эти дети в одном детском саду, потом в одной школе, ну а вдруг так получится, что в будущем это может сыграть свою роль. Может быть, это на благо? Нет в истории войн, которые бы не закончились. Все войны заканчиваются договорами, соглашениями. И, наверное, нам, может быть, нужно подумать о каких-то миротворческих акциях.
Автор статьи: Записала Алина БАЗЗАЕВА

ОБЕЗВОЖЕННЫЙ НУЗАЛ

02.11.2018 | 12:57

УЖЕ ГОД Ж ИТЕЛИ ГОРНОГО ПОСЕЛКА ЛИШЕНЫ САМОГО НЕОБХОДИМОГО - ВОДЫ

«Виктория» за землю

12.10.2018 | 12:14

Тема «Виктории» продолжает подниматься. Пожалуй, пусть и поздновато, но выскажусь и я. Тем более, что я видимо осталась единственной из участников встречи журналистов, блогеров и чиновников, кто ничего в итоге об этом не написал.

ПРИШЛО ТВОЕ ВРЕМЯ ТВОРИТЬ ДОБРО

11.10.2018 | 18:18

Когда я начинаю мечтать, мне хочется,чтобы у каждого человека на часах было напоминание: "Время творить добро". Возможно, когда-нибудь одна из крупных корпораций воспользуется этой идеей, и "добрые" часики станут мировым трендом. А пока этого не происходит, творение таких дел нужно брать в свои руки, как это и сделали студенты факультета журналистики.

Открывая сезон

07.10.2018 | 14:30

15 октября, в день рождения Коста Хетагурова спектаклем «Фатима» осетинский театр откроет свой 84-й, предъюбилейный сезон. Перед открытием сезона, художественный руководитель театра Владислав Колиев пригласил весь коллектив на совещание - так он сам назвал состоявшуюся встречу.

Первые суды на стороне «Электроцинка»

03.10.2018 | 11:01

Суд принял решение по первым двум искам "Электроцинка" против Росприроднадзора, в котором встал на сторону металлургического предприятия. Во вторник в Промышленном суде Владикавказа завершился судебный процесс, по итогам которого судья Фатима Моргоева вынесла решение в пользу "Электроцинка" и отменила постановление Росприроднадзора о привлечении к административной ответственности завода за отсутствие паспортов на 38 отходов 1-4 класса опасности.

"Электроцинк" VS Росприроднадзор

13.09.2018 | 18:15

Предприятие металлургического комплекса УГМК оспаривает претензии республиканского Росприроднадзора, выдвинутые по итогам внеплановых проверок ведомства. По их результатам "Электроцинку" вменено штрафов на сумму около 1,5 миллиона рублей. Будет платить эти деньги завод или нет - решит суд. А пока газета "Слово" разбиралась - почему надзорный орган не согласен с утверждением завода, что отходы легко превратить в рентабельные промежуточные продукты и как пыль от штукатурки может быть похожа на дым от производства.

Ждут помощи

13.09.2018 | 18:09

Спустя 14 лет после бесланской трагедии несколько человек - бывших заложников – до сих пор нуждаются в медицинской помощи. Газета "Слово" встретилась с председателем организации "Матери Беслана" Сусанной Дудиевой, чтобы узнать, какая конкретная помощь нужна каждому из этих людей, может быть так она быстрее дойдет до нужного адреса.

Состоятельным депутатам предложат школы и детские сады

13.09.2018 | 17:48

Председатель Парламента Северной Осетии Алексей Мачнев предложил закрепить школы и детские сады за депутатами Парламента, среди которых "немало состоятельных".

“Мы никому своего горя не навязываем”

06.09.2018 | 14:57

“Матери Беслана” первого сентября провели пресс-конференцию, которую они собирают каждый год, чтобы напомнить обществу и властям, как прожили очередные 12 месяцев после теракта, и о том, какие проблемы пострадавшие вынуждены решать сегодня.

“Понимал, происходит что-то страшное ”

06.09.2018 | 14:30

Председатель Союза журналистов Владимир Соловьев, посетив траурные мероприятия в Беслане, рассказал, какими остались в его памяти события сентября 2004 года. Все дни тревожных событий Соловьев находился в Беслане, работал со съемочной группой Первого канала.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Принцип Бедухо

03.12.2019 | 11:29

Николай Бедухо знает свой цех до мелочей – за четыре десятка лет работы на родном заводе изучил буквально каждый винтик, каждую деталь.

Женское дело

29.11.2019 | 16:32

Совет женщин Осетии под председательством Ларисы Хабицевой провел конференцию «Роль женщины в построении мира и согласия в многонациональном регионе», в рамках которой обсудили участие женщин в миротворческих процессах.

Невостребованные гранты

08.11.2019 | 10:18

Очередь за условно бесплатными теплицами в минсельхоз республики не выстроилась.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

14.11.2018 | 18:01

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

17.10.2018 | 10:59

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Принцип Бедухо

03.12.2019 | 11:29

Николай Бедухо знает свой цех до мелочей – за четыре десятка лет работы на родном заводе изучил буквально каждый винтик, каждую деталь.

Женское дело

29.11.2019 | 16:32

Совет женщин Осетии под председательством Ларисы Хабицевой провел конференцию «Роль женщины в построении мира и согласия в многонациональном регионе», в рамках которой обсудили участие женщин в миротворческих процессах.

Уйти или остаться

26.11.2019 | 11:32

В Северной Осетии жены силовиков находятся в зоне особого риска, когда речь заходит о домашнем насилии - в том числе к такому выводу пришли участники «круглого стола» «СТОП насилию над женщиной», который в пятницу прошел в Национальной научной библиотеке Владикавказа.

все материалы

АРХИВ

<<< 2019, Декабрь >>>
пн вт ср чт пт сб вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031