Легенда отечественного машиностроения Юрий Песков рассказал о том, как ему удалось сделать лучший в мире комбайн, построить за пять лет 50 детских садов и почему ему нравится Осетия.
Юрия Пескова я застала за не совсем обычным занятием для человека, имевшего в подчинении почти 150 тысяч человек - он мелко резал чеснок "Хочешь интервью? Бери нож в руки и помогай, будем готовить волшебную баранину". Песков - человек своей эпохи. Он сам, как эпоха, масштабный, с колоссальной энергией и громким, властным голосом - главная фигура в истории российской компании, по сей день входящей в пятерку крупнейших мировых производителей сельхозтехники, и одна из значимых личностей в истории Советского Союза. Он был знаком с Михаилом Шолоховым и Иссой Плиевым, мог ударить кулаком по столу в любом высоком кабинете, всю жизнь добывал хлеб, руководил заводом- гигантом, строил дома и больницы. И в свои 81 Песков является примером фанатичной преданности своему делу, а еще невероятно колоритен и страстно влюблен в жизнь.
Редкая удача
Конечно, для журналиста знакомство с легендой отечественного машиностроения, долгие годы возглавлявшего "Ростсельмаш", делавшего комбайны, которые до сих пор признаны лучшими в мире, большая удача. Но общение с Юрием Санычем, так называют его только друзья, дало гораздо больше - слушая такого простого и одновременно сложного собеседника, словно отчетливо видишь срез времени, лучше понимаешь, как строилась и на ком держалась великая страна, имя которой СССР.
- Я хотел быть летчиком, закончил школу ВВС, но при прыжке с парашютом получил травму и находился в госпитале, когда Хрущев подписал постановление о сокращении армии на 500 тысяч человек. Всех, кто находился в госпитале, отправили под сокращение в первую очередь. Вернулся в Ростов, пошел устраиваться на завод "Ростсельмаш" на работу, в от деле кадров со мной поговорили и вынесли вердикт - инвалиды нам не нужны. Я тогда обиделся очень, вышел на улицу, выругался и пообещал себе - обязательно вернусь на завод, но уже в качестве директора. Семь лет и шесть месяцев работал на радиаторном заводе и учился в вечернем институте, который закончил с отличием. Со мной учился Михаил Иванович Галилов, который тогда был главным инженером на "Ростсельмаше". Как-то встретились, и он говорит: "Завтра в восемь утра жду в моем кабинете". Меня уволили с радиаторного завода 1 июля 1962 года, а на "Ростсельмаш" приняли 30 июня - это запись так и осталась в трудовой книжке. Когда пришел на завод, кадров на предприятии практически не было - страшная текучка специалистов. Всего 22 тысячи рабочих - из них 14 тысяч временных и только 8 постоянных, из которых лишь тысяча рабочих, а все остальные служащие. Завод был в тяжелейшем положении. Мой трудовой путь начался с должности заместителя главного механика, в 70-ом уже стал замдиректора по производству, а в 1978 году - возглавил завод, получив должность генерального директора. За время моей работы "Ростсельмаш" выпустил 2 миллиона 300 тысяч комбайнов.
Нет такой второй страны
О работоспособности Юрия Пескова ходили легенды - он мог трудиться по 20 часов в сутки, впрочем, как и о его способности решать глобальные задачи, думая о простых людях. Буквально за несколько лет он устранил проблему теку чести кадров, построив тысячи квадратных метров бесплатного жилья для рабочих завода, свою заводскую больницу, магазин, в котором продавались продукты, выращиваемые на собственном подсобном хозяйстве, даже финские бани и бильярдные. Сегодня Юрий Александрович живет в селении Новомаргаритово ростовской области и здесь, благодаря ему качество жизни значительно улучшилось.
- Ростов - это мой любимый город, где я родился и живу. В Ростове жителей, официально проживающих, 962 тысячи - 546 тысяч ростовчан живут в домах, которые я построил, 8 больниц области, 40 школ, 54 детских садика, Дворец спорта, бассейн, клуб "Турист". Я хотел построить социализм в отдельно взятом селе - в Новомаргаритово, где живу - провел дороги, электричество, газ, отремонтировал школу, детский садик, церковь построил... Это не мне нужно. Если мы хотим нормально жить и добиваться успехов в экономике и промышленности, прежде всего, должны думать о том, какие условия хотим создать для людей, живущих и работающих в этой стране. Чтобы они не думали, что за границей слаще. Люди на самом деле самый дорогой и ценный продукт, над которым должны работать руководители всех уровней и политических взглядов. России ничего не мешает быть великой промышленной державой - всю жизнь в этом уверен. Нет второй страны в мире, у которой были бы такие запасы недр под землей. В наших природных богатствах представлена вся таблица Менделеева и химические элементы, которые могли бы заполнить пустые места в ней. И самое главное - у нас есть народ, который способен на многое. Считаю, что самое позорное явление мы забыли, что у нас есть крестьяне, у нас крестьянская страна. И пока не создадим равные условия между городом и деревней, пока не сделаем так, чтобы люди ехали в деревню, дышали свежим воздухом и производили экологически чистые продукты, мы никогда не поправим наше здравоохранение. Человек должен жить в нормальных политических и экономических условиях.
Люблю Осетию
Был в практике Пескова и случай, после которого в кратчайшие сроки он ре шил проблему дефицита мест в детских садах...
- Захожу в приемную, а Люся, моя секретарша, говорит: “Юрий Александрович, у Вас необычные посетители”, - и действительно, в кабинете 15 младенцев на столе, следом зашли их матери. Оказывается, таким образом они решили рассказать о нехватке детских садов. Женщины готовы были идти работать на завод, встать за станки, а детей некуда деть, я понял, что этот вопрос нужно решать - собрал большое совещание и за пять лет мы построили 50 детских садов, по десять в год и таким образом сняли проблему. С Осетией у Юрия Александровича давнишняя связь - напротив турбазы "Порог неба" на противоположном берегу реки Урух находится база отдыха "Ростсельмаш " или - одна из первых в Дигорском ущелье, построенная еще в советские времена. Идея о ее строительстве принадлежит Пескову, он же ее и воплотил. - Полюбил Осетию во время строительства "Дигории" (прим. ред. - другое название "Ростсельмаш"). Идея о возведении базы “Ростсельмаш” появилась, когда я встретился с Биларом Кабалоевым, он рассказал, что в Дигорском ущелье нет электроэнергии, надо построить линию электропередач, проект уже есть. Я взял проект, и через три дня мы начали строить линию электропередач. Выкопали вручную по хребту фундаменты, вертолетом привезли мачты и установили их, а потом специалисты "Севкавэнерго" смонтировали провода и подключили электроэнергию. Я очень люблю вашу красивую республику и людей, которые здесь живут. У меня много друзей осетин, я лично знал Иссу Плиева - это великий мастер своего дела, к сожалению, таких мастеров сейчас у нас в военном деле мало, мои друзья из Осетии - прекрасные люди, хорошо понимающие, что та кое преданность и любовь к Родине.
О “Доне” заговорила вся страна
Юрий Песков всегда знал, что нужно делать - стране были необходимы комбайны, и их "Ростсельмаш" выпускал, совершая невозможное, рабочие трудились в три смены, на износ. "Нива" была поставлена на производство, но Песков уверен, что комбайн не отвечает предъявляемым требованиям, особенно утверждаясь в своем мнении после поездки в Германию. Начинает усиленно работать над созданием новой машины, он первый задумался о том, что в кабине новой хлебоуборочной машины должен быть кондиционер. Он создал конструкторское бюро, реконструировал "Ростсельмаш" и добился переворота в сельском хозяйстве страны.
- Был случай - мы приехали в колхоз имени Дзержинского в ростовской области, ко мне подошел комбайнер: "Вы Песков?", я подтвердил. Тогда он крепко по жал мне руку и произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь: "Спасибо за то, что Вы первый человек, посчитавший нас, комбайнеров, за людей, а не за быдло". Мне всегда трудно это вспоминать, потому что я на три года задержал выпуск комбайна "Дон" только из-за кондиционера. Но сегодня могу без преувеличения сказать, что "Ростсельмаш" имеет влияние на всю мировую отрасль машиностроения. А тогда в декабре 1985 года вопрос решался на Политбюро, более трех часов череда докладчиков выступала с жесткой критикой в мой адрес - я отказывался запустить новую машину без кондиционера. Потом мне дали три минуты на ответное слово - я говорил 37 минут, и никто меня не остановил. Так было подписано постановление о запуске комбайна "Дон" в производство - о "Доне" заговорила вся страна, над производством этой машины работало 33 министерства из 53-х, существующих тогда в стране. Кондиционер - единственная иностранная де таль в новом комбайне, но он стоял, и это было настоящей победой.
Путин еще впереди
Из таких побед и состоит жизнь Юрия Пескова, недаром среди множества наград ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
- Мне было стыдно смотреть людям в глаза, когда из-за границы огромные теплоходы, пароходы, баржи и корабли везли в Россию хлеб. Россия уникальная страна, здесь проживает 2% населения мира, но Россия имеет 10% чернозема мира. И мы должны кормить минимум пять стран, таких, как Россия. А мы до сих пор привозим много продуктов для того, чтобы кормить наше население.
Я написал книгу: "Жизнь, отданная хлебу России", я поздоровался за руку в своей жизни от Хрущева до Ельцина включительно. С Путиным еще не здоровался, но думаю, что и это сделаю. Должен вам сказать, что жизнь любого человека состоит в основном из неприятностей и маленькой капельки радости, и если человек сумел эту капельку превратить в озеро или океан, он жизнь прожил не напрасно.