Аким Салбиев: "Чтобы нам идти дальше вперед, пора оглянуться  назад к былым ценностям"

26.11.2021 15:47
Аким Салбиев: "Чтобы нам идти дальше вперед, пора оглянуться  назад к былым ценностям"

Основной критерий  качественного кино -  проверка временем.  Фильмы Акима Салбиева ее бесспорно прошли. Бесспорно и то, что сам Аким Алимбекович - личность ожидаемо интересная и глубокая.  Сколько бы ни длился разговор с ним, всегда находятся темы для продолжения. 



Кинорежиссер, актер,  продюсер, сценарист,  певец, кажется, его таланту тесно в рамках одного жанра -  фигура в культурном пространстве республики значимая и весомая. В интервью газете «Слово» художник рассказал о будущем осетинского кино, где искать  культурный код осетин и кого называет салонными дурачками.

Если верить официальным источникам, то в год окончания средней школы - в 1979 году, Вы участвовали в создании фильма «По следам Карабаира» в качестве помощника режиссера. В 17 лет? Как это было возможно? Интересно, Вы тогда заразились магией кино или это уже был шаг на пути к достижению цели? 



- После школы все мои одноклассники поступали в вузы, а я пошел работать в кино. Мне по-настоящему повезло:  сельского мальчишку взяли работать в большое кино, и моя мечта сбылась. За это я до конца своих дней буду благодарен моим первым и лучшим учителям в кино: Рафаэлю Гаспарянцу, Батырбеку Дзбоеву, Михаилу Немысскому – всем светлая память.

А заразился кинематографом давно.  Когда по телевизору в 12 лет вместе со своей семьей смотрел фильм великого Сергея Герасимова «Тихий Дон». Именно к нему и мечтал поступить во ВГИК. 



- Аким Алимбекович, а какая у Вас цель на сегодняшний день? 



- Моя цель - жить и быть хорошим человеком в профессии, искренним. В России - патриотом, держаться подальше от власти и снимать то, что у тебя болит,  потому что в кинематограф приходят не от избытка здоровья, а потому что надо жизнь делать лучше, интересней и краше. 



- Как воспринимаете настоящее время – тотальной бездуховности или больших возможностей? К слову,  начинай Вы сейчас свой творческий путь, было бы сложнее или проще? 



- Времена не выбирают. В мое время было так, как было. Сейчас иное время, другая жизнь, другие ценности. Чтобы нам идти дальше вперед, пора оглянуться назад к былым ценностям. Если бы я вновь начинал сначала, мои нравственные критерии не менялись бы. Собственно говоря, они или есть у человека, или их просто нет. 



- Человека формирует не только образование, которое он получил,  количество книг, которое прочитал,  но и люди, встречавшиеся на разных этапах жизни. Профессиональная судьба знакомила Вас с разными людьми, кто-то из них повлиял на мировоззрение, наполнил, расширил представление о мире, жизни, творчестве? 



- На меня прежде всего влияли книги:  «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, «Хаджи-Мурат» Льва Толстого,  «Степной волк» Германа Гессе, «Малый не промах» Курта Воннегута, поэзия Арсения Тарковского. Люди, которых я встречал, они оставили неизгладимый след в моей жизни. 



«Иных уж нет, а те далече…». В минуты тишины, в самолете или в автомобиле, я всегда вспоминаю и думаю о них.  И всегда это с благодарностью, потому как дарили частицу своего умения, своих возможностей. Надеюсь, что все это было взаимно. Сейчас пишу книгу об этих встречах, и там не только мировые звезды кино, театра, музыки, но и те простые, глубинные, по содержанию, люди,  которых я помню и люблю. Кстати, и книга так и будет называться – «О тех, кого помню и люблю».



- Сейчас есть люди, которые впечатляют? И всегда ли они становятся предметом профессионального интереса? 



- О, нынешние люди меня впечатляют своей фатальной дурью, своей глупостью.  Когда они вещают на федеральных каналах на весь мир, и им кажется, что они просветители, строят из себя гуру, а на самом деле салонные дурачки и проходимцы. И мне их, откровенно говоря, жаль, ведь они думают совсем иначе о себе. Иногда мне хочется подойти к человеку, посмотреть в глаза, приобнять его и спросить: «Как же ты живешь-то без мозгов, счастливый ты мой?» 



- Главный посыл художника – влиять на общество, сегодня это получается? 



- Нет такого посыла у художника. Главная черта художника – умение удивлять и удивляться самому. Пульс художника – духовное и моральное качество его крови –  вот главные слагаемые для будущих творений. Общество изменить невозможно,  это данность. Влиять на общество – пустая трата времени, надо создавать интересные,  яркие произведения и в кино, и в театре,  иногда наотмашь и вдребезги, чтобы люди остановились и задумались и были соучастниками творений, в которых обязательно должно быть высокое человеческое послание. Ведь, слава Богу, жизнь сегодня не заканчивается. 



- В спорте кто первый добежал - тот и выиграл, в бизнесе - кто больше денег заработал. А как определить критерии успеха в искусстве, в творчестве?  


Вы слушаете свой внутренний голос,  прислушиваетесь к авторитетному для Вас мнению людей, смотрите на реакцию публики - нравится/не нравится? 



- И спорт, и бизнес, и культура – все они на равных. Главное – совсем в другом:  как человек ведет себя в той или иной ситуации. Остается ли он человеком. Ведь мы до тех пор люди, пока хотим быть лучше.  Жизнь - это миг, жизнь конечна. И чтобы жить выпукло, с озарением, человек, который зарабатывает деньги, должен помогать художнику. А художник должен гордиться достижениями человека, в том числе и в спорте, и в бизнесе. Мы ведь приходим в этот мир одни и также уходим, поэтому не лучше ли, как в сказке о репке, жить в единении? 



- Быть узнаваемым - для режиссера хорошо или плохо? Не сковывает ли это работу, не вгоняет в рамки? Условно,  когда от Вас ждут Акима Салбиева, а Аким Салбиев хочет пойти другим путем, но вот «узнаваемость» не дает. Вы идете на риск в таком случае? Ведь неизвестно, как эксперимент оценит зритель... 



- Скажу вам откровенно, что каждый художник, который пишет картину, режиссер,  который снимает кино или в театре ставит спектакль – все это прежде всего он делает для себя, а не ради своей реализации. Потому что его содержание не дает ему даже быстрого бега, он боится расплескать истинное, исповедальное, автобиографическое или взятое из неисповедимых глубин души – все это находит отклик, потому что это настоящее. А во всем настоящем есть разница, как между картинами, написанными маслом, и картинами, написанными акварелью. В искусстве не может быть понятия риска, потому как, высоко говоря,  цель искусства и задачи, как говорили в советское время, от слова «идея». И не стоит пугаться этого слова. Так вот конечная цель любого произведения – это открытие в себе, как в зрителе, нового, доселе неизвестного. 



- Кавказская ментальность мешала Вам в творчестве или обогащала в условиях той же Москвы, к примеру? 



- В то время, когда я учился, нас не делили на кавказцев, азиатов. Мы жили дружно, любили и уважали друг друга. И это продолжается в наступившем рычащем веке глобализации и потерь. Сегодня в Москве те, кто учились со мной, параллельно, в других вузах – они лишились работы в своих государствах и являются гастарбайтерами. 


Я к этому отношусь с болью, и мозг мой не может это принять. Я разговариваю с ними. 


Каждая жизнь, каждая судьба – это больше,  чем книга. Трудно смириться с сегодняшней жизнью, и острые недоговоренности я оставляю в себе. Сегодня действительно так жить нельзя. Это не по-человечески.



- После «Одиннадцати писем к Богу»  Вас упрекали, что это явный кивок в сторону руководства республики. В памяти свежа и последняя конфронтация с представителями власти. Это нежелание договариваться или плата за позицию всегда говорить правду? 



- За все надо платить. За правду в первую очередь. Что касается моего фильма «Одиннадцать писем к Богу», он совсем о другом. Весь мир его принял и понял, кроме родины. В картине нет ни политики, ни критики, ни сатиры. Фильм о постепенном сближении мальчишек, чья дружба когдато перейдет в братство. Эта история могла произойти как в Осетии, так и в Якутии, или еще где-нибудь. Просто у некоторых «недотворцов» есть гнилая черта: копаться там,  где искать нечего. Потому что у них в душе нет света и вдохновения, нет радости и понимания жизни как Божьего дара. Их постоянно обуревает зависть и непонимание собственной никчемности. Мне их жаль. 



- Культура должна быть вне политики, но в реальности она очень зависима. Дадут «добро» сверху – хорошо,  нет – сиди на скамейке запасных, жди лучших времен и «перемены погоды». 


Это российская действительность или общая мировая тенденция? 



- Это плохая российская действительность. Это та действительность, которую надо истреблять. Потому как власть должна служить народу, культура - Богу,  церковь – людям. Сегодня по прежнему,  ведь эти скороспелые госзаказы, фильмы,  постановки и книги о «крымских мостах»  и разных новоявлениях, смысл которых исчезает сразу после открытия того илииного объекта. Чаще всего это осваивания бюджета. А после таких историй в культуре все это исчезает. И это правильно: на все нужно время. 



- Как у нас обстоят дела с меценатством? Сложно в республике находить людей, готовых вкладываться в искусство и оказывать реальную финансовую поддержку, а не просто по плечу похлопать, мол, идея нравится, давай дерзай? 



- Я с такими людьми не общаюсь и не встречаюсь. Никогда не даю права и повода, чтобы кто-то мог похлопать меня по плечу. Несколько лет назад предложил проект министру культуры Мадине Атаевой, и она поддержала. Это фильм, состоящий из новелл «Владикавказ! Я люблю тебя». Глава республики выделил грант, Правительство не выполнило указ Главы.  Вот это и послужило, как вы говорите,  конфликтом. А мои молодые коллеги были в низком старте со своими новеллами, где было их признание в любви к столице нашей республики. Таких фильмов много: о Москве, Париже, Нью-Йорке… 



- Что ждет осетинское кино, его можно реанимировать, видите какие-то перспективы? 



- Перспективы всегда есть. Главное – чтобы было желание. Осетинская проза многообразна, глубинна, аутентична. Да и сегодняшняя жизнь яркая, потому что мы живой народ, со своей культурой, традициями. Жить в таком месте – лучше, чем в Швейцарии, и не иметь свою киностудию - это грех. А однажды, полвека назад созданную величайшими моими учителями и предшественниками студию, взять и загубить. Разве это не преступление? Должна быть политическая воля нынешнего руководства вернуть все на круги своя. 



- То, что любите свою малую Родину, читается в каждой Вашей работе и интервью, а есть то, за что ее можно не любить, возможно - критиковать? 



- Я уже в таком возрасте, что заниматься скепсисом - это не по мне. Это не для меня. Мне нравится все, о чем я говорю. А то, что не нравится, никогда не буду говорить публично. Для этого есть иные методы и возможности. Молодежь мне близка,  она яркая и продвинутая. Мое поколение держится в строю, нам надо беречь поколение наших старших и успеть их расспросить о многом, чтобы потом не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор… Дальше вы знаете все,  как в романе «Как закалялась сталь». 



- Аким Алимбекович, Вы как режиссер, документалист, могли бы сказать - просмотрев какие фильмы, можно составить представление об Осетии,  понять культурный код осетин, почувствовать душу народа? 



- Квинтэссенция осетинности – она не в фильмах, она в книгах. К сожалению,  фильмы всегда снимали, как открытки: красоты, вершины, водопады… Но мой народ, наши предки, наша Осетия гораздо глубже и сложнее, чем каждый раз все представляют ее одним праздником. Это знаменитые осетинские пироги и все сопутствующее им. Перечитывая «Сказания о нартах» («Нартский эпос»), ты понимаешь, что все гораздо выше, глубже и шире быстрых и красивых дайджестов об Осетии. Скифы, сарматы, аланы – это не только названия племен, это мощь и история,  идущая из глубины веков и тысячелетий. 



- Все ли из задуманного удалось исполнить? 



- Для того чтобы лишить человека счастья, надо выполнить все его желания. Я пока на пути к тем проектам, которые были мною задуманы в молодости.  Чтобы осуществить их, нужны сподвижники, возможно, какие-то я бы уступил совершенно искренне и с радостью молодому поколению. А ведь нас скоро не будет, и все что сделано, останется будущим поколениям. 

 

Милена Сабанова



 



Аким Салбиев



Родился 15 мая 1962 года в с. Эльхотово Северо-Осетинской АССР. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Республики Северная Осетия-Алания, народный артист Республики Южная Осетия.



Закончил ВГИК, актерскорежиссерский курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.



Кинорежиссер, актер, продюсер, сценарист, певец. Руководитель Департамента Государственного музея А.С. Пушкина.



Президент ежегодного Открытого российского и международного кинофестиваля «Владикавказ». Лауреат премии «Лучшее перо России» за книгу киноновелл «Небесные племена».



Режиссер-постановщик художественных фильмов «Короткая игра», «Между воскресеньем и субботой», «Ищу невесту без приданого», «Одиннадцать писем к Богу».



Автор документальных фильмов: «Сергей Бондарчук. Последнее интервью», «Жан-Поль Бельмондо. Баловень судьбы», «Майкл Джексон в Москве», «Ален Делон. Кинозвезда», «Хулио Иглесиас в России», «Тамара Макарова. Свет звезды»,  «Август. Цхинвал», «Леонид Рошаль. Без лишних слов», «Согласие», а также о выдающихся осетинах: Васо Абаеве, Григори Токати, Веронике Дударовой, Дзерассе Тугановой, Светлане Адырхаевой.



Обладатель Золотого диска «Я забуду тебя», а также альбомов песен «Переведи часы назад», «Маленькая зима», «Город для двоих», «Наваждение».



Член Союза кинематографистов России.



Член Союза журналистов России

Препарация фейков, или как социальная инженерия управляет массами

05.04.2024 | 10:25

Россия уже долгие годы ведет непростую борьбу в информационном поле. Недружественные страны постоянно придумывают все более и более изощренные способы, чтобы дискредитировать наше государство в глазах мировой общественности, посеять панику внутри государства, тем самым дестабилизировать ситуацию в стране.

Сослан Фидаров: С Путиным у России есть будущее - уверенное и свободное"

19.03.2024 | 16:32

Сослан Фидаров популярен и известен уже давно. Сначала по ярким ролям в кино, затем когда одним из первых российских артистов оказался «за лентой», где с оружием в руках отстаивал интересы родной страны.

Горы любят, когда о них рассказывают

01.03.2024 | 10:57

Как красиво, а главное, со знанием дела рассказать о самых живописных уголках Северной Осетии? Развивающийся в республике туризм требует новых знаний от гидов, убежден Роберт Баскаев - единственный в своем роде гид, получающий геологическое образование.

Как обезопасить себя и защитить свою недвижимость от мошенников?

28.02.2024 | 14:42

Об этом в своем интервью рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Северной Осетии Алана Течиева.

Далеко идущие планы ардонского предпринимателя

27.02.2024 | 14:02

За тот временной отрезок, который отделяет нас от момента перехода экономики нашего государства на «капиталистические рельсы», произошло немало перемен - как в общей ментальности наших соотечественников, так и в том, насколько они смогли адаптироваться к объективным реалиям новой эпохи. В значительной степени претерпел изменения и их подход к ведению бизнеса - он стал гораздо более социально ориентированным.

Нюансы большой политики

20.02.2024 | 12:17

Аслану Рубаеву всего 27, но он уже отлично ориентируется в тонкостях политического устройства государства, четко распознает попытки Запада внедрить свою идеологию, именуемую «неприкосновенностью демократии», и точно знает, как обучить этому наших детей. Ведь, помимо активного участия в политических ток-шоу в качестве приглашенного эксперта, он также является учителем, чьи уроки никогда не прогуливают.

Биллингвизм. Ирон æвзаг - паддзахадон æвзаг

20.02.2024 | 12:09

Ног бæстæмæ бахаугæйæ, адæймаг зын уавæры вæййы. Фыццаджыдæр уымæн, æмæ кæм дæ, уыцы бæстæйы æвзаг алыхатт нæ фæзонæм, бахъæуы нæ тæлмацгæнæг, Интернет, зонгæты æххуыс. Хъуамæ Уæрæсейы туристтæн уый уа уæлдайдæр зын, бирæ адæмыхæттытæ æмæ нæм бирæ алыхуызон æвзæгтæ кæй ис, уый тыххæй.

Правила денежной "грамматики"

20.02.2024 | 12:01

Наступление постсоветской эпохи коренным образом изменило не только товарно-денежные отношения внутри нашей страны, но и все остальные стороны повседневной жизни россиян, так или иначе связанные с использованием финансовых средств.

Есть такой парень

16.02.2024 | 10:58

Андрей Попов – личность очень известная в Северной Осетии. Трудно сказать, как у него это получается: он не артист, не блогер, до недавнего времени и не политик. Андрей был больше известен как активист, участник множества мероприятий, причем тот, который не говорил с трибун, а «собирал» по кирпичику это самое мероприятие, помогал, поддерживал, выполнял всю черновую работу.

Цените свое время

13.02.2024 | 11:45

В науке нет легких путей, это понимает каждый, кто решает связать свою жизнь с неизведанным, требующим постоянного поиска и открытий. Однажды вступив на эту дорогу, непростую, но в тоже время очень интересную, чувствуешь, что это твое призвание.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Герой России с позывным Кан: Когда есть ради чего возвращаться домой – всегда выживешь

04.08.2023 | 11:22

Командир казачьего батальона "Сибирь" Олег Ликонцев (позывной Кан) стал первым казаком-добровольцем, которому присвоили звание Героя Российской Федерации.

Заурбек Кумалагов: «Мы готовы бороться за каждую жизнь»

25.07.2023 | 15:15

Не работа, а образ жизни. Следователи раскрывают дела разной степени сложности и занимаются поимкой преступников, а также выполняют большую аналитическую работу, чтобы доказать виновность подозреваемого. На то, что мы видим в кино, реальная картинка не совсем похожа, за каждым расследованием стоит напряженный график и тщательная проверка доказательств. А потом еще и перепроверка, причем, с холодной головой. Об особенностях опасной профессии, экранном образе и изворотливых преступниках газете «Слово» в преддверии профессионального праздника рассказал руководитель отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета РФ по Северной Осетии Заурбек Кумалагов.

Сила семьи

07.07.2023 | 12:02

В обществе давно прижился стереотип, что быть многодетной матерью – это тяжело, ведь количество забот и размеры финансовых затрат увеличиваются в несколько раз.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Препарация фейков, или как социальная инженерия управляет массами

05.04.2024 | 10:25

Россия уже долгие годы ведет непростую борьбу в информационном поле. Недружественные страны постоянно придумывают все более и более изощренные способы, чтобы дискредитировать наше государство в глазах мировой общественности, посеять панику внутри государства, тем самым дестабилизировать ситуацию в стране.

Сослан Фидаров: С Путиным у России есть будущее - уверенное и свободное"

19.03.2024 | 16:32

Сослан Фидаров популярен и известен уже давно. Сначала по ярким ролям в кино, затем когда одним из первых российских артистов оказался «за лентой», где с оружием в руках отстаивал интересы родной страны.

Горы любят, когда о них рассказывают

01.03.2024 | 10:57

Как красиво, а главное, со знанием дела рассказать о самых живописных уголках Северной Осетии? Развивающийся в республике туризм требует новых знаний от гидов, убежден Роберт Баскаев - единственный в своем роде гид, получающий геологическое образование.

все материалы

АРХИВ

<<<2024, Апрель>>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930