Здесь живут куклы и работают люди
В годы Великой Отечественной войны кошки сражались против крыс – это реальная история, по мотивам которой Театр юного зрителя Северной Осетии «Саби» в предстоящем сезоне покажет спектакль «И мы сражались за родину». О премьере спектакля, капитальном ремонте в 32 миллиона и чем во время пандемии удивлял зрителей коллектив кукольного театра «Саби» – читайте в нашем интервью с художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств Северной Осетии Асланбеком Галаовым.
- Асланбек, у вас в театре какие-то определенные куклы, и именно под них вы отбираете пьесы?
- Нет, мы на каждый спектакль изготавливаем новые куклы, последняя сданная нами работа – это спектакль «И мы сражались за родину», все куклы - новые.
- Можете подробнее рассказать об этом спектакле, о чем он и кто режиссер?
- Анзор Бараков режиссер. К постановке этого спектакля мы приступили в начале года и должны были выпустить к 9 Мая. Во время войны в нынешний Санкт-Петербург завезли несколько эшелонов ярославских кошек, которые боролись против крыс, – это реальная история, по которой и написана пьеса «Ленинградская легенда». В нашей постановке спектакль называется «И мы сражались за родину» - о животных, которые приняли участие в войне, не только о кошках, рассказ идет о том, что многие животные были на службе, среди них и лошади - гужевой транспорт, и собаки-санитары, и почтовые голуби.
- Мне кажется, этот спектакль в целом расскажет детям о Великой Отечественной войне на том уровне, на котором им нужно и можно знать о событиях тех лет.
- Да, мы как раз его готовили к юбилейной дате, но, к сожалению, из-за пандемии не успели показать. Спектакль полностью готов, куклы пошиты, премьера, естественно, состоится уже в новом сезоне.
- Кто занимается разработкой дизайна кукол?
- Это очень интересный процесс. Как и в любом театре, у нас есть художественно-постановочная часть, в которую входят конструкторы, бутафоры, художники, швеи. От драматического театра нас отличает то, что мы шьем костюмы и на людей, и на кукол. Каждая кукла изготавливается индивидуально, то есть это не какая-то болванка, которая переходит из спектакля в спектакль, это индивидуальные дизайны на каждую постановку.
- Сколько времени примерно уходит на то, чтобы подготовить кукол к спектаклю?
- Всегда по-разному, зависит от количества персонажей, которые прописаны в пьесе, и от художественного решения спектакля. Как правило, работа занимает от месяца до двух.
- Вы этим спектаклем откроете новый сезон, и в целом – когда ориентировочно «Саби» вновь распахнет свои двери для детей?
- Вполне возможно, что именно этим спектаклем мы и откроем сезон. Но вот когда - пока затрудняюсь сказать, потому что указом Главы республики все культурно-массовые мероприятия в республике запрещены до особого распоряжения.
- Помимо карантина – у вас еще и капитальный ремонт в театре. К слову, до 24 августа театр в отпуске, дальше, если разрешат начать сезон, не создаст трудности то, что здание еще не готово?
- Ремонт у нас начался 1 марта, мы временно базируемся в Республиканском доме народного творчества, бывший Дворец металлургов. Мы там, кстати, уже проводили спектакли до пандемии, там проходил и репетиционный процесс, и все наши цеха также переехали именно туда. Завершение ремонта планируется в ноябре, если все будет нормально, надеюсь, к новому году мы уже переедем к себе.
- Я читала, что на ремонт выделили 32 миллиона рублей, какие работы запланированы?
- Планируется очень много работ: капитальный ремонт самого здания, подвальных помещений, замена кровли, замена забора, облагораживание территории вокруг театра, реставрация фасада, мы его возвращаем в исторический облик.
- То есть театральный сезон вы в любом случае начнете не в стенах своего родного театра?
- Да. Но у нас еще в планах обменные гастроли с Хакасским областным театром, это очень известный театр из Абакана, он лауреат нескольких премий «Золотая маска», если быть точнее – у них пять «Золотых масок». (Наиболее авторитетная и престижная награда в области театрального искусства - прим. ред.). В начале сентября наш театр должен поехать в Абакан, а в конце сентября они приедут к нам, они везут очень большие спектакли, а мы пока решаем, где их встретить, так как у нас своей площадки нет – это будет или в Доме народного творчества, или в Осетинском театре.
- Уже известно, с какими спектаклями вы поедете на эти гастроли?
- Мы повезем три спектакля: «Нарты и золотое яблоко» по мотивам нартского эпоса, «Дочь солнца» – это абхазская сказка, тоже на основе нартского эпоса, и «Жили были» – авторская сказка по народным мотивам.
- Пока что все спектакли, которые Вы упомянули в разговоре, как я понимаю, русскоязычные. К началу сезона у вас бывает какой-то план, сколько спектаклей ставить на русском языке, а сколько – на осетинском?
- Как правило, мы планируем не по языковому критерию спектакли, а по заявкам режиссеров. Есть худсовет, есть в конце концов я – художественный руководитель, который занимается репертуарной политикой. В год мы ставим минимум четыре спектакля, в прошлом году поставили, например, шесть спектаклей, какой из них будет русскоязычный, а какой осетиноязычный - зависит еще и от пьесы. Например, у нас много спектаклей, которые играются на двух языках.
- А у зрителей спрос больше на какие спектакли?
- Видите ли, мы не национальный театр в этом смысле, мы детско-юношеский и, несмотря на то, что находимся в национальной республике, наша республика - самая многонациональная, наверно, в этой стране, поэтому мы в основном ставим на русском языке. О спектаклях, которые на осетинском языке, нам обязательно нужно заранее оповещать зрителей, потому что театр не оборудован системой перевода, а зрители приходят разных национальностей.
- Слышала, на свои спектакли вы выделяете благотворительные места, как часто?
- У нас практически на каждый спектакль 20-30 бесплатных мест, при 200 посадочных, по этому вопросу мы сотрудничаем со всеми организациями, которые работают в сфере социальной защиты детей.
- Помню, в садике очень любила, когда к нам приезжал Кукольный театр, сейчас практикуете такие выступления?
- Конечно, с понедельника по пятницу мы в основном работаем на выездных спектаклях в детских садах и школах, в день бывает от одного до четырех спектаклей в разных школах, хотя бывает и такое, что весь день работаем в одном учреждении, потому что большое количество начальных классов, детей много, и актовый зал не позволяет вместить всех, и мы играем два, три спектакля. Бывает такое, что две группы разъезжаются в разные детские сады в один и тот же день.
- Сильно сказался карантин на артистах театра?
- Карантин - это плохо не только для артистов, это для всех нас очень плохо, мы все теряем форму, причем любую. Конечно, для артиста страшно, когда он столько времени сидит дома – это не жизнь. Мы постоянно на связи со своей труппой, у нас есть свои группы в социальных сетях - все скучают.
- Хоть в какой-то форме получилось работать весь этот период?
- Естественно, мы работали онлайн. Не хвастаюсь, но это так и есть – мы дали самое большое количество онлайн-мероприятий в нашей республике за время карантина.
- Можете рассказать о них?
- В основном это были учебно-познавательные и поэтические ролики, которые собирали очень много просмотров. Наши художники один раз в неделю выходили в прямой эфир в Инстаграм и проводили мастер-классы по изготовлению кукол, собиралось много зрителей, у нас вообще достаточно обширная аудитория в социальных сетях, много подписчиков.
- Они показывали процесс создания реальных кукол, которые дальше будут использоваться в ваших спектаклях?
- Конечно. Также мастер-классы проводили наши актеры, которые учили, как управлять этими самыми куклами, то есть без работы мы не оставались.
- В завершение нашего интервью, хотелось бы спросить, какой самой высокой ступени успеха Вы бы хотели достичь вместе с «Саби»?
- Я понимаю две категории успеха. Первая – это признание на уровне зрителей, и она, наверно, самая важная, а вторая – это признание среди коллег.
- Признание Вас как руководителя или признание театра в целом?
- Нет, дело абсолютно не во мне, сегодня я здесь есть, завтра меня нет, а театр был, есть и будет, поэтому речь идет о театре, о коллективе, который здесь трудится, об артистах, которые служат этому театру. Самая высшая награда, наверно, это «Золотая маска» – она является самой высокой наградой в сфере театрального искусства на сегодня в России. И если когда-нибудь с моей или без моей помощи «Саби» заслужит эту высокую награду – думаю, будет очень большая польза для всей республики и нашего театрального сообщества.
Беседовала Агунда Цибирова