Когда следует обращаться к детскому психологу?
Эта статья написана для того, чтобы помочь решиться родителям и детям прийти к психологу с тем, что многим кажется ерундой, не заслуживающей внимания детского психолога. Обычно родители идут к психологу тогда, когда ситуация выходит из-под контроля. Пока влияние на ребенка худо-бедно сохраняется, обратиться за помощью к специалисту родители не задумываются.
Дети — существа подневольные. Что взрослые сказали, то и должны делать. Младшие не согласны с планами, которые составили родители? Делов-то: рявкнуть на дочь, дать подзатыльник сыну, погрузить надутых детей в машину и поехать по магазинам, потому что надо. Но у каждого ребенка есть своя воля, свои желания, свои эмоции и чувства. Постоянно их подавлять — значит, закладывать фундамент для нехороших последствий в будущем. Рано или поздно эти последствия реализуются, но родители уже не свяжут причину и следствие.
Воспитанный среди запретов, без навыков выражения и проявления эмоций, ребенок разовьется дисгармонично. Сформируются и заработают механизмы компенсации. Тихий домашний мальчик не окажется харизматичным лидером на службе, спокойным и уравновешенным мужем в семье. Возможно, в будущем он станет срываться на слабых. Быть может, не сможет адекватно реагировать на жизненные вызовы.
«Неуправляемость» ребенка — это всегда флаг, сигнал, указывающий на некую проблему. Хитрость заключается в том, что проблему нужно правильно идентифицировать, а сделать это самостоятельно почти невозможно.
Ваш Вася кусает нашу Машу
Проблемы в детском саду или школе — пожалуй, самый распространенный запрос, с которым приходят родители. В пространствах вне дома ребенок меняется. Все, что ребенок впитал в семье, выливается наружу — нередко в формах, которых родители не могут и представить. Причины тоже, как правило, остаются загадкой.
Агрессия
Традиционная встреча с проблемой выглядит так: родителей вызывают воспитатели или учителя. «Ваш ребенок обзывается, дерется, кусается, ворует». Реакция родителей: «Боже, какой позор! Как такое возможно? В кого это ты такой? Мы тебя такому не учили!» В ход идут серьезные разговоры, ограничения, наказания, нередко и ремень.
Но давайте не забывать: дети не бывают «злыми» или «плохими» по природе своей, они такими вырастают. Самые необъяснимые, самые дикие выходки детей в обществе, как правило, обусловлены внутрисемейными причинами.
Хорошая новость: пойманная на ранних эпизодах и верно идентифицированная психологом агрессия, как правило, поддается коррекции без всяких последствий.
Уход в себя
Ситуация, обратная агрессии — полная пассивность во взаимодействии с миром — тоже отклонение от нормы. Если ребенок надолго «отключается», не реагирует на других детей, не обращает внимание на раздражители или игрушки — надо разобраться, что происходит. Так могут проявляться неврологические проблемы.
История: «Песни в маршрутке»
Ко мне обратилась мама четырехлетней девочки. Воспитательница из детского сада пожаловалась, что девочка сидит одна, ни с кем не контактирует, не принимает участия в мероприятиях, «стихи выучила, но читать боится».
Мама обеспокоена, но знает: дочь такая не всегда. В семье она веселая, активная, шумная — играет, бегает и бесится, как и положено четырехлетней девочке. Девочка вела себя почти полярно: в безопасной среде проявляла себя активно, а в садике, где много детей и малознакомых взрослых, — закрывалась. С этой застенчивостью мы и работали.
Полученный опыт девочка смогла перенести в большой мир. Как-то, возвращаясь с мамой из садика в маршрутке, она, совершенно не стесняясь, во весь голос стала распевать песни. Мама: «С одной стороны, мне было ужасно неудобно, с другой — я была очень рада».
Аутоагрессия
В случаях с аутоагрессией ребенок наносит вред не другим, а себе самому: навязчиво грызет ногти или жует губу, кусает руки, вырывает волосы, щиплется. Для детсадовского возраста характерен «палец во рту», стереотипные движения (ребенок раскачивается, однообразно машет руками). Такое поведение может проявляться ситуативно, в моменты возбуждения, стресса. Все это симптомы аутоагрессии, которые говорят о дисгармоничном развитии ребенка либо сигнализируют о неврологическом расстройстве.
Если есть тревога: «А симптом ли это?», лучше прийти и проконсультироваться. Одного занятия, скорее всего, будет достаточно для диагностики.
Папа уехал далеко-далеко, но он тебя очень любит
Дети тяжело переживают утрату. Во внезапной потере максимально проявляется хаотичность мира. Оказывается, что мир нестабилен, враждебен и неподконтролен даже семейным богам — родителям.
Прививка реальностью
Это ошибка. У ребенка, который не сталкивается с реальностью, не формируются стратегии совладающего поведения. Потеря должна быть полноценно прожита. Да, будет тяжело, будут слезы, а может быть, и злость. Но чтобы ребенок смог развиваться гармонично, ситуация должна быть принята, завершена. Ребенку нужно дать возможность поискать и не найти улетевшего попугайчика, попрощаться с больной собакой, выплакаться, выкричаться: «Я хочу, чтобы все было по-старому! Так не должно быть!» — и в итоге простить жестокий мир, открыться новым отношениям.
Подавленные, загнанные в глубину эмоции не исчезают. Напротив, личность снова и снова возвращается к прерванной, «не дожитой» ситуации. Незавершенные ситуации занимают место в сердце и мешают двигаться дальше. Горе нужно прожить, чтоб оно превратилось в светлую грусть, а ребенок получил жизненно необходимый опыт противостояния стрессу, хаосу и непредсказуемости мира.
Развод родителей
Казалось бы, что может переживаться тяжелее смерти близкого? По некоторым исследованиям, еще труднее пережить разрыв отношений. Смерть окончательна; согласиться с разрывом почти невозможно — кажется, что все еще можно исправить. Поэтому детям, чьи родители развелись, помощь нужна особенно часто (да и самим родителям она, как правило, не помешала бы). Похожие проблемы могут возникнуть не только в ситуации развода, но и в случаях с завершением первой любви или прекращением дружбы.
Гиперактивность
По разным оценкам, от 50 до 85 процентов школьников в той или иной степени проявляют симптомы гиперактивности. Современные гаджеты и информационные раздражители только способствуют расстройствам внимания. Если гиперактивность связана с органическими поражениями нервной системы, то таким детям нужна и психотерапевтическая, и фармакологическая поддержка. Учителя нередко жалуются: «Не может и двух минут просидеть спокойно, домашнее задание не записывает, я к нему десять раз обращаюсь, а он не слышит. И еще всех остальных вокруг себя заводит!» Возможно, учителя описывают СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Привычка к себе
Гиперактивным детям непросто — на них почти постоянно обращено внимание воспитателей, и, как правило, в негативном ключе. Наклеиваются ярлыки, формируются установки: «Так я и знала, опять этот Вовочка на уши всех поставил!» Со временем ребенок сливается с ролью «человека рассеянного» или штатного проказника, адаптируется, находит выгоду (лишний раз не вызовут к доске, тоже неплохо!) и продолжает существовать в этом режиме, хотя и мучается.
Сердце шторма
Всегда есть зона, в которой гиперактивный ребенок может быть сосредоточенным, но ее нужно долго нащупывать. О краткосрочной работе здесь речь не идет. Шаг за шагом, постепенно ребенок будет учиться замечать, фокусироваться, удерживать внимание и интерес.
История: «Настоящий интерес»
Ко мне поступил мальчик-второклассник. Выраженные проблемы с вниманием, усидчивостью, организованностью. На физкультуру приходит без кроссовок или спортивных штанов, забывает переодеться.
В психологии принято встречать клиента там, где он находится здесь и сейчас. — «Лего» любишь? — Люблю. Пособирали, не пошло. Стали играть в песочнице; бросили на середине, еле нашли силы для уборки. Попробовали планшет — тоже нет энергии. Предлагаю темы для рисования — нет отклика. Говорю: давай ты порисуешь, что тебе хочется. Давай. Вижу: получается что-то похожее на электрические схемы.
Оказалось, мальчика завораживало электричество, электрика. Мы открыли, что схемы он может рисовать или увлеченно обсуждать хоть целое занятие. Мы развивали успех. Родители правильно работали на фоне, поддержали интерес сына — отдали мальчика в кружок схемотехники, где он стал заниматься электрикой по-настоящему. Конечно, мальчик не стал суперорганизованным ребенком. Но его состояние гармонизировалось, а вместе с этим снизилась и забывчивость.
Услышали что-то знакомое? Хотите разобраться в серьезности ситуации в вашей семье?
Запишитесь на первую консультацию, 52-56-70 Официальный сайт: c-doverie.ru МАУДО Центр Психологической диагностики и консультирования «Доверие» Доватора, 43/1
Мы всегда готовы вас поддержать!
А.Б. Машеева, педагог-психолог