Пионер Осетинского профессионального театра
Когда речь заходит о корифеях осетинского театрального искусства, то, в первую очередь, следует вспомнить имя Бориса (Бесё) Ивановича Тотрова. Это был самый первый профессиональный актер, стоявший у истоков зарождения профессионального Осетинского театра.
Родился он 1882 году в селении Ольгинском. Как он сам писал в своих воспоминаниях, в юном возрасте он во Владикавказcком русском драматическом театре видел спектакль «Фауст». И именно тогда «заболел театром». Получил профессиональное образование в частном театральном училище Кедхудовой. После работал в ведущих театрах Москвы и Петербурга. Даже участвовал в постановках, зрителем которых был сам Николай II. Проработав в двух столичных городах, познав и впитав в себя лучшие традиции русского и мирового театрального искусства, Борис Тотров возвращается на родину, организовывает самодеятельные драматические кружки в родном селе и во Владикавказе. В спектаклях, которые он ставил по пьесам тогда уже известного осетинского драматурга Елбыздыко Бритаева, «Две сестры», «Лучше смерть, чем позор», «Хазби», участвовала учащаяся молодежь, студенты, курсистки и гимназисты Владикавказских училищ и школ. Также в репертуаре самодеятельного театрального кружка были постановки по произведениям русских классиков и осетинских поэтов и писателей: Коста Хетагурова, Давида Короева, Розы Кочисовой. Гостями премьерных постановок и литературно-музыкальных вечеров, организованных Борисом Тотровым, были сами авторы пьес – Коста Хетагуров, Елбыздыко Бритаев и Давид Короев. Они же высоко оценивали просветительскую деятельность первого профессионального осетинского актера. Чаще всего Тотров представлял свои спектакли в здании Владикавказского коммерческого клуба (ныне здание Республиканской юношеской библиотеки имени Гайто Газданова), а репетиции проходили в фотомастерской Садуллы Джанаева-Хетагурова. Как пишет сам Борис Иванович в своих двух книгах «Из воспоминаний актера» и «У колыбели осетинского театра», всегда постановки проходили с аншлагом, артисты были очень вдохновлены творческими идеями и с большим творческим рвением воспринимали каждую новую идею, предложенную Борисом Ивановичем.
Уже после установления Советской власти в Северной Осетии, Борис Тотров создает агитбригаду «Красный горец». И при ней же основывает ансамбль национального танца «Дети гор». Это были в свое время коллективы, имеющие большую популярность среди нашего народа. Многие танцоры и их участники вскоре вошли в состав театральной труппы Осетинского драматического театра и Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии (ныне ансамбль «Алан»).
Но самой яркой вехой в творческой жизни Бориса Тотрова является то, что он был инициатором и организатором первой театральной студии в Институте театрального искусства (ГИТИС). Можно с полной уверенностью и восторженным чувством сказать, что Борис Тотров способствовал и оказал большое влияние на раскрытие творческого и сценического дара первой плеяды артистов нашего национального театра. Таких, как Соломон Таутиев, Серафима Икаева, Ладимат Цаллагова (была женой Бориса Тотрова, актриса из первой осетинской театральной студии в ГИТИС-е, сыграла несколько ярких ролей, но жизнь ее рано оборвалась), Меретхан Байматова, Владимир Гусиев, Борис Борукаев, Арсен Магкеев, Маирбек Цаликов, Василиса Комаева...
Имя Бориса Тотрова всегда мы, актеры Осетинского театра, свято чтим. Он для нас всех был не только наставником, но и другом, учителем, можно даже сказать театральным отцом, - рассказывала нам выпускница студии при Осетинском драматическом театре, народная артистка СОАССР, заслуженная артистка РФ Вера Уртаева. - Во время ВОВ мы, молодые актеры театра, давали концерты в госпиталях для раненых, и подготовкой к ним тоже занимался наш дорогой Борис Иванович. Я думаю, что таких людей надо помнить всегда, ибо они посвятили всю свою жизнь без остатка служению и зарождению осетинского профессионального театра. Борис Тотров также был известен и как переводчик пьес Гоголя, Булгакова (с ним он был лично знаком) на осетинский язык. Его переводческие труды ставились на сцене им же созданного театра. На сцене он сам создал ряд сценических образов в спектаклях по пьесам осетинской, мировой и русской драматургии. Заслуженный деятель искусств СОАССР Борис Тотров ушел из жизни в 60-х годах прошлого столетия. Но его имя вписано золотыми буквами в летопись осетинской культуры, ибо его можно с полным правом считать основателем профессионального Осетинского театра.